Палата и Пустота

Оценить
Имитация бурной деятельности может вернуться к аудиторам бумерангом

В интернет-поисковике Google есть функция-подсказка, выдающая задание раньше, чем успеваешь его написать. Как правило, подсказываются наиболее часто запускаемые в поисковик задания. Иногда подсказки выходят забавными и многозначительными. Решив поискать примеры работы российских региональных счётных палат, чтобы сравнить их с результатами нашей областной саратовской, начала набирать «счётные палаты». После слова «счётные» поняла», что палаты мало кого интересуют. Гораздо чаще люди ищут счётные множества, слова, слова в китайском языке, палочки, деньги и палочки Кюизенера. Последние заинтересовали и меня гораздо более счётных палат.

Если в детстве не доиграл…

Быстро выяснила, что это – развивающее пособие из разноцветных палочек разной длины, ориентированное на детей от двух до семи лет. Такие палочки использовала ещё Мария Монтессори. Основатель педагогической системы работы с умственно отсталыми детьми в начале прошлого века доказала, что эти незамысловатые предметы помогают в самом раннем возрасте на опыте понять, что такое длина, ширина, «больше-меньше». Игры и упражнения состоят в сортировке палочек по признакам цвета и размера. Так вот, позволю себе смелость высказать своё резкое мнение: с аудиторами Счётной палаты Саратовской области в раннем возрасте в палочки Кюизенера явно не доиграли. Они не умеют сортировать данные так, чтобы счёт получался корректным, предпочитая порой складывать более яркое с более длинным.

Отчёт о работе Счётной палаты Саратовской области в 2010 году – образец небрежности, амбициозности и пустоты. Небрежность подтверждается пассажем о нарушениях, выявленных палатой при исполнении закона Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области». В палате решили, что в министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства региона неправильно считают квадратные метры, позволяющие людям получать субсидии при приобретении нового жилья. И, соответственно, неправомерно выплачивают заявителям бюджетные деньги.

Палата начала бить во все колокола, заявляя об этом в прокуратуру, ГУВД и следственное управление следственного комитета при прокуратуре РФ по Саратовской области. Наконец звон дошёл до комитета по вопросам жилищной, строительной и коммунальной политики областной думы. Комитет по настоянию палаты внёс в закон о предоставлении жилых помещений изменения, которые улучшили порядок расчёта социальной выплаты для граждан, претендующих на получение субсидии при приобретении жилого помещения.

Дальше цитата с 23-й страницы палатного отчёта: «Обеспеченность общей площадью имеющегося в собственности жилого помещения и приобретаемого жилого помещения в совокупности должна составлять не менее 14 кв. метров на одного человека. Ранее размер уже имеющейся площади при расчёте не учитывался». То есть теперь в Саратовской области жителям складывают купленные метры с проданными. И Счётную палату это не смущает, а даже наоборот – является для неё предметом особой гордости. «Внесённые изменения способствуют экономии средств областного бюджета и позволяют направить их на решение иных социально значимых проблем региона», – сообщается в отчёте без уточнения, какие иные проблемы имеются в данном случае в виду.

Разоблачённые «захватчики»

Примером амбициозности предлагаю считать умозаключение со страницы 12. Здесь речь идёт о многочисленных проверках комитета по управлению имуществом области. Палата предъявила информацию о выявленных нарушениях председателю комитета и в прокуратуру. Комитет часть нарушений устранил до начала прокурорской проверки. Прокуратура посчитала, что в связи с этим причин для принятия мер прокурорского реагирования нет.

«Счётная палата считает, что такая ситуация непозволительна, так как в результате у руководителей проверяемых объектов нет заинтересованности не допускать в дальнейшем аналогичные (или иные) нарушения, так как они чувствуют свою полную безнаказанность и действуют по принципу устранения нарушений только в случае выявления их Счётной палатой. Такой подход со стороны правоохранительных органов делает работу Счётной палаты, для которой главное не показатели выявленных и устранённых нарушений, а устранение системных причин нарушений, бессмысленной», – двусмысленно констатируется в отчёте.

За образчиком пустоты отправляю заинтересованных читателей к странице 24. Здесь изложен итог контрольного мероприятия по проверке эффективного использования помещений государственного унитарного проектного предприятия «Институт Саратовгражданпроект», подведомственного министерству строительства и ЖКХ области. Главный результат, отражённый в отчёте, таков: площадь кабинетов начальства превышает установленные нормативы, рассчитываемые в соответствии с численностью работников организации.

Фактическая площадь кабинета директора института составляет 57 кв. метров (без учёта комнаты отдыха площадью 17,92 кв. метра) при нормативе 36 кв. метров. Фактическая площадь кабинета первого заместителя директора института, главного инженера тоже 57 кв. метров, при нормативе 24 кв. метра. Фактическая площадь кабинета заместителя директора по общим вопросам – 34 кв. метра, а кабинета заместителя директора по архитектуре и градостроительству – 34,6 кв. метра, хотя норматив и для того и для другого 18 кв. метров. Ещё проверяющих не устроила приёмная (площадь 53,63 кв. метра при нормативе 24 кв. метра) и кабинет бухгалтерии, три сотрудника которой занимают 38,24 кв. метра, вместо того чтобы умещаться в норматив 19,5 кв. метров. Какая система применялась при подсчёте нормативов, неизвестно. Удалось ли уплотнить преступных захватчиков, не сообщается. В чём системная причина нарушений и будет ли она искореняться в Саратовской области, тоже осталось неясным.

Виновные условно казнены

Что вообще можно сделать с людьми, набедокурившими с точки зрения Счётной палаты Саратовской области? Вот выявила палата, что председатель комитета капитального строительства летала в Москву и обратно в салоне «бизнес-класса» и обслуживалась в ВИП-зале аэропорта, хотя её чина для этих привилегий маловато. Предписали ей вернуть разницу между положенным по статусу и фактически истраченным в бюджет. Но дальше-то как развивались события? С уважением отнеслась госпожа Антонова к предписанию или нет? Раньше для таких зарвавшихся чиновников существовал институт партийной дисциплины с пропесочкой на партсобраниях, выговорами и потерей и того статуса, что имеешь, не то что на который замахнулся. А сейчас насколько реальны и действенны меры по результатам вскрытых шалостей?

Несколько страниц раздела «Взаимодействие с правоохранительными органами Саратовской области» ответа на этот вопрос не дают. Всего правоохранителям в 2010 году отправлено несколько десятков результатов проверок. По выявленным нарушениям возбуждено три уголовных дела. Судьба этих дел в отчёте не отражена. И значит, пока гордость Счётной палаты проделанной работой можно считать весьма условной. Так сказать, для внутреннего пользования.

В разделе «Основные показатели работы» результаты меряются не эффективностью, а штуками. Проведённые проверки – в штуках. Проверенные объекты – в штуках. В них же – количество экспертных заключений, предписаний, представлений, материалов в прокуратуру. Но количество как-то плохо переходит в качество. Из штук на выходе на самом деле пшик. Из полутора миллиардов, на которые оцениваются нарушения, большую часть составляют расходы с нарушением «иных требований законодательства». При этом в отчёте не один раз отмечается, что серьёзных претензий к исполнению областного бюджета в 2010 году у палаты нет.

В сухом остатке небогато: из 1,5 миллиардов рублей, якобы «уведённых» из бюджета, 954 миллиона истрачены по назначению, около 200 – не на те цели, но с пользой, 70 – без сопроводительных упреждающих документов, 27 – с нарушением порядка, 146 – неэкономно, чуть больше 100 – с условными нарушениями, которым даже название не подобрали и отнесли к «прочим». При этом финансирование работы Счётной палаты области в 2010 году составило 21 миллион бюджетных рублей. В палате работают 28 специалистов.