С нами им будет радостнее
«Мы работаем в этом направлении», – отвечал на все вопросы депутатов глава города Олег Грищенко на очередном заседании Саратовской городской думы, которое состоялось в минувшую среду.
Депутата Виктора Маркова интересовало, что это за этнографическая деревня строится на улице Чернышевского в районе академии права. И есть ли у хозяев строительства разноцветных кибиток, украшенных скульптурными группами лебедей, разрешение комитета архитектуры. Выяснилось, что нет. И шашлыками в кибитках кормят незаконно. Но администрация города предпочитает работать цивилизованно даже с нарушителями закона. Схема проста: сначала заявление в прокуратуру, потом возбуждение дела, потом суд, который может занять полгода и год. Олег Грищенко расширил список незаконной торговли примерами других кафе напротив «Брудершафта» на набережной. И сказал, что и там закатали зелёную зону под плитку незаконно.
Вопросный зуд
Активных спрашивающих на самом деле было всего двое. Интересовало их всё подряд. Депутат Геннадий Турунтаев в тот день был очень озабочен всеми уровнями бюджета. При этом он знал, что наполнить до краёв федеральный бюджет можно было бы с помощью налога на роскошь и путём отмены плоской шкалы подоходного налога, но вот что делать с городским бюджетом, ему было неясно. И он всё время спрашивал у руководителя комитета по финансам Алексея Никитина: как дальше жить и что дальше делать?
Но строгий ответ чиновника Никитина о работе в рамках полномочий, назначений, поступлений, депутата Турунтаева как-то не очень удовлетворял. И тогда он переключался на главу города Олега Грищенко и начинал советовать ему обратиться в Государственную думу, к председателю правительства Путину, к президенту и в другие могущественные структуры с нашей болью – недостатком средств в бюджете.
Олег Грищенко депутату Геннадию Турунтаеву в общении не отказывал. На беседы с ним он потратил добрый десяток минут. Рассказывал, объяснял, обобщал. Говорил, что к депутатам Госдумы Саратов обращался не раз с просьбой передать муниципальным образованиям часть налогов, которые сейчас собирает в основном область. Переговоры с саратовским правительством о пересмотре нормативов по налогам, что идут и в областной, и в городской бюджет, пока не дали результатов. При этом глава города убеждён, что величина бюджета города волнует каждого депутата, а не только Геннадия Турунтаева.
«Бюджет у нас маленький, деньги у нас забирают. Вот в таких условиях живём и работаем, к сожалению», – говорил Олег Грищенко, с горечью перечисляя упущенную бюджетную выгоду. За 2010 год город Саратов отдал налогами 50 миллиардов рублей. В федеральный бюджет ушло почти 25 млрд, в областной забрали 18,5 млрд. А в городской бюджет по существующим законам разрешили зачислить только 6,5 млрд рублей. Но положение надо принимать таким, какое оно есть в реальности. В 2010 году пришлось удовлетвориться бюджетом, размером чуть больше 10,5 млрд, в 2011-м есть надежда довести наполнение бюджета почти до 12 млрд рублей.
Удовлетвориться ответами Турунтаеву мешал вопросный зуд депутата Олега Комарова. Хорошо, что он отошёл от своей привычки прошлых лет напоминать всем присутствующим к месту и не к месту о том, что он является остепенённым доктором экономических наук. В минувшую среду доктор был склонен к демагогии. Нападал на докладчиков. Задирал Грищенко. Докладчики отвечали с учтивым пониманием. Грищенко пытался смягчить напористое настроение коллеги шутливым спокойствием. Но Комаров никак не мог взять себя в руки.
Спросил: почему долг городского бюджета вырос за год более чем в два раза? Ему напомнили, что городской бюджет принимался дефицитным, то есть запланированные расходы заведомо превышали запланированные доходы. А дефицит покрывается только заимствованиями. Вот и саратовской городской власти пришлось брать взаймы. Частично у области бюджетным кредитом, частично у коммерческих банков. «Долг будет и дальше расти, – углубил ответ председателя комитета по финансам глава города Олег Грищенко. – В рамках разумного и законных оснований. Но нужно понимать самое главное: мы снизили процентную ставку по кредитам в два раза».
Информация об успешных усилиях городских финансистов Олега Комарова волновала гораздо меньше, чем собственные изыскания. Он интересовался строчками бюджета на первый взгляд очень внимательно. Но за свои находки снисходительно или шутливо только получал по носу. Спросил, почему в 2010 году не были освоены 274 млн рублей. Ему ответили, что 274 – это с остатками прошлых лет. А непосредственно в 2010 году – 259. И почти все деньги из этой суммы относятся к собственным доходам. Большинство просто недополучены, 10 млн – экономия по программе переселения из ветхого жилья, несколько миллионов не смогли истратить потому, что поставщик техники, закупаемой городом, не выполнил своих обязательств.
В середине заседания депутат Комаров обратился к Олегу Грищенко с настоятельной просьбой уменьшить свою зарплату в два раза. По его расчётам, если это сделает не только глава города, но также его заместитель и депутаты, работающие на постоянной основе, то сэкономленные деньги можно будет отправить на лицензирование школ в Ленинском районе Саратова.
Грищенко, на секунду даже растерявшись от такого неожиданного предложения, посоветовал депутату выйти с подробными расчётами на заседание бюджетной комиссии. Сказал, что сам зарплату всё равно не получает, перечисляя её на помощь детским учреждениям. Но с ходу воспринимать предложение не готов, потому что к зарплате главы города законом привязаны зарплаты других людей. Грубо говоря, зарплата главы – это стопроцентный максимум, от которого в более низких процентах устанавливаются зарплаты чиновников администрации города и районов. Потом Грищенко вспомнил, что и пенсии очень многих людей связаны с величиной зарплаты главы города. То есть решение не так просто, как кажется, и должно приниматься всеми депутатами, а не им лично.
Больнее всех доктор экономических наук Олег Комаров получил от заместителя главы по социальной сфере Ольги Баталиной. Он вступил в очередной спор с председателем комитета Алексеем Никитиным по поводу изменений в бюджете 2011 года, спросив, почему снимаются ассигнования с Ленинского района, если денег и так не хватает. Никитин намекнул Комарову, что он давно работает и должен отличать доходы от ассигнований. Сказал, что речь в данном случае идёт о плановых показателях по средствам от приносящей доход деятельности образовательных учреждений, которые приводятся к фактически получаемым.
«Но я против того, чтобы снимались деньги с Ленинского района», – давил Комаров. И тогда Олег Грищенко попросил куратора образовательных учреждений Ольгу Баталину выйти к микрофону и выступить третейским судьёй. «Речь вообще не идёт в данном случае о финансах. Это просто финансовый учёт. Об уменьшении реальных ассигнований речь не идёт. Никто не пострадает», – коротко объяснила она.
Городские проблемы плюс
Интересным для большинства саратовцев по большому счёту можно считать только один вынесенный на думу вопрос. Команда Грищенко уверенно идёт по пути сокращения числа муниципальных предприятий. Сначала совсем ненужные просто закрывали, теперь объединяют по два и три в одно.
Так, депутаты проголосовали за слияние МУПа «Саргорсвет» с МУПом «Садово-парковое». Оба они заняты благоустройством города. Это хорошо видно хотя бы на примере столбов, украшенных фонариками и кашпо с петуньями. Обслуживать и ту, и другую приятность для горожан логичнее всё же одними рабочими на одних машинах и за одну, а не за две зарплаты. И этот плюс самый поверхностный. Отношения у этих двух МУПов гораздо более сложные. Электрикам нужно просить у садоводов разрешение спилить упавшее на провода дерево, а садоводам платить электрикам за повреждённые провода. В новом предприятии все эти проблемы будут решаться автоматически и дешевле для бюджета города.
Более мощными станут теперь «Городские дороги плюс». Это хорошо зарекомендовавшее себя на благоустройстве Саратова предприятие поглотит МУП «Ландшафтное строительство и благоустройство» и МУП «Хозрасчётный ремонтно-строительный прорабский участок Кировского района» с его трудовыми ресурсами и техникой, которая сейчас зачастую сдаётся тем же «Городским дорогам плюс» в аренду.
Прекращает самостоятельное существование Городское бюро землепользования. Его объединят с МУП «Городское бюро технической инвентаризации», для того чтобы лучше и точнее вести учёт объектов недвижимости и кадастровую деятельность. При этом быстрее и качественнее можно будет оказывать услуги по оформлению собственности физическим и юридическим лицам. Как рассказал Олег Грищенко, в плане у городских властей создание мощного единого информационного центра, где попробуют объединить не только городские, но и областные службы услуг населению, связанных с недвижимостью. По информации главы города, в некоторых регионах такие службы уже открыты с подачи областных властей. У нас область пока не торопится этим заниматься. «Но мы работаем в этом направлении и будем делать центр сами, – сказал Грищенко.
Ещё одно направление главе города задал депутат Юрий Ерофеев. Он предложил создать при Саратовской городской думе совет директоров. «Настал момент, когда нужно привлекать предпринимателей к решению общегородских проблем, а не только взаимодействовать на уровне районных администраций», – убеждал Грищенко депутат, сам руководитель крупного предприятия. Он считает, что можно использовать не только управленческий потенциал менеджеров и предпринимателей, но и деньги, которые у них есть и которые они несут сейчас областной власти. «С нами им будет радостней, чем с областью. Мы им гарантируем, что будем более прозрачными», – рисовал смелые перспективы депутат. Грищенко будет думать. А потом отвечать за принятое решение.
Проблем в городе действительно много. Есть серьёзные, а есть сиюминутные. К сиюминутным можно отнести летний отдых. Одна хорошая новость есть: некоторые из автобусов будут останавливаться на мосту «Саратов – Энгельс» и высаживать пассажиров возле городского пляжа, который опять же по воле городских властей только пару лет назад возвращён в муниципальную собственность и теперь стал бесплатным для купальщиков. Грищенко пообещал, что и по затонскому пляжу решение вопроса не за горами. Там тоже земля отдавалась десять лет назад в частные руки. А сейчас идёт процесс её переоформления в городскую собственность.