Победитель большевиков, у которого украли победу

Оценить
Виктор Чернов, саратовская «искорка» первой мужской гимназии

В ноябре 1917 года в России впервые прошли действительно всеобщие демократические выборы в Учредительное собрание, которому предстояло решать все основные вопросы дальнейшего развития страны. На выборах абсолютное большинство голосов – 20,9 миллиона – получила партия социалистов-революционеров (эсеров). Председателем Учредительного собрания был избран наш земляк Виктор Михайлович Чернов, один из лидеров эсеров, занимавший в первом коалиционном составе Временного правительства пост министра земледелия.

До 90-х годов ХХ века имя Чернова упоминалось в нашей стране крайне редко и лишь в негативном свете. Ныне труды его стали издаваться на Родине. И саратовцы могут гордиться тем, что становление этой выдающейся личности прошло на нашей земле.

«Сын мелкого чиновника и внук крестьянина-земледельца из бывших крепостных» – так писал о себе Чернов в заметке «Моя краткая политическая биография». Это не совсем соответствует действительности, как и то, что в публикациях о Чернове приводились разные даты и разные годы его рождения, а местом рождения назывались то Новоузенск, то Камышин. Вся эта путаница произошла потому, что ни точной даты, ни места своего рождения Виктор Михайлович и сам не знал. Оставшись в полуторагодовалом возрасте без матери, он рос с мачехой, которая сделала жизнь детей от предыдущего брака своего мужа несладкой.

Подробности о происхождении Чернова, о его детстве были обнаружены в документах Государственного архива Саратовской области. Выяснилось, что в метрической книге Казанской соборной церкви города Хвалынска имеется актовая запись о крещении родившегося 25 ноября (7 декабря по новому стилю) 1873 года в семье титулярного советника Михаила Николаевича Чернова младенца, которому дали имя Виктор.

Михаил Чернов служил уездным казначеем в городе Новоузенске в течение восьми лет. Здесь появилось на свет шестеро его предыдущих детей. В 1873 году он был назначен на такую же должность в Хвалынск. В этом городе ему пришлось пережить большое горе – летом 1875 года умерла жена, Анна Николаевна. Осенью того же года Михаила Николаевича перевели опять же на должность уездного казначея в город Камышин. Здесь он женился ещё раз. От нового брака родилось пятеро дочерей. Поскольку пребывание в Хвалынске было недолгим и трагическим, в новой семье, вероятно, старались о нём не упоминать. Вот и получилось, что Виктор Михайлович считал себя родившимся или в Новоузенске, где появились все дети от предыдущего брака, или в Камышине, где прошло его детство.

Не знал Виктор Михайлович и о том, что его мать – Анна Николаевна Чернова, урождённая Булатова – принадлежала к старинному дворянскому роду. Это зафиксировано в документах Саратовского дворянского депутатского собрания.

В 1882 году Виктор Чернов поступил в приготовительный класс Саратовской первой мужской гимназии. Особого рвения к учёбе он не проявлял. Гораздо больше его привлекала художественная литература. Он писал стихи и даже издавал рукописный журнал «Искорка». Незадолго до окончания гимназии Виктор Чернов примкнул к народническому движению. Посещение народовольческих кружков, общение с отбывавшими в Саратове ссылку народниками не остались незамеченными. Уже с 4-го класса Виктор был взят под надзор полиции.

Увлечённость кружковой жизнью отвлекала от учёбы. В гимназии для него складывалась тяжёлая ситуация. Виктор ушёл из VIII класса, перебрался в Юрьев (ныне Тарту), там завершил гимназическое образование и стал студентом юридического факультета Московского университета. Но в апреле 1894 года за членство в партии «Народное право» был арестован и оказался под особым надзором полиции в Камышине. Отсюда Виктор Чернов неоднократно приезжал в Саратов, что скрупулёзно зафиксировано камышинской и саратовской полицией. Под предлогом необходимости лечения глаз он пытался добиться разрешения совсем перебраться в губернский центр. Департамент полиции рекомендовал выбрать другой город. Тогда Виктор Михайлович выбрал Тамбов.

Отбыв под надзором полиции три года в Тамбове, Чернов выехал за границу и вскоре стал, по выражению жандармов, «одним из главарей парижской группы партии социалистов-революционеров». Но и здесь он не утратил связь с Саратовом. На имя Чернова в редакцию эсеровской газеты «Революционная Россия» поступали сообщения обо всех событиях общественной жизни Саратова, о забастовках рабочих, а также тексты прокламаций, изданных саратовскими эсерами. Последний раз в нашем городе Виктор Михайлович был уже при новой власти, в 1918 году, пробираясь с семьёй тайком в Самару, где находилось правительство комитета Учредительного собрания.

Убедительная победа эсеров в ноябре 1917 года не устроила большевиков, получивших лишь 9 миллионов голосов избирателей. И Учредительное собрание было разогнано ими, просуществовав всего 12 часов 40 минут. Чернов такие действия большевиков по отношению к всенародно избранному органу не признал и после этого фактически оказался на нелегальном положении.

В августе 1920 года руководство партии эсеров отправило его за границу для организации там партийной работы и партийных изданий. Фашистская оккупация Франции в период Второй мировой войны вынудила Чернова перебраться в США. В Нью-Йорке 15 апреля 1952 года завершился его жизненный путь.