Учимся друг друга понимать

Оценить
Поездка в Америку стала продолжением изучения международного опыта в сфере образования

Современная гуманитарная академия (СГА) – это единственный российский вуз, который вошёл в глобальную сеть 17 мегауниверситетов планеты. О передовых технологиях, применяемых академией в образовательном процессе, мы уже рассказывали в одном из номеров «Газеты недели».
Для учебного заведения такого уровня, формата и направленности особое значение имеет имеют широта взглядов и глубина мыслей по изучению отечественного и международного опыта в сфере образования. Благодаря такой практике Академия уже открыла своё представительство в Праге (Чехия) и продолжает налаживать международные контакты.

А совсем недавно директор Саратовского филиала СГА Татьяна Иванушкина вернулась из поездки в Соединённые Штаты Америки. Мы попросили Татьяну Ивановну поделиться впечатлениями.

Мир открыт

Поездка в США стала возможной благодаря программе «Открытый мир», основанной 13 лет назад по инициативе директора Библиотеки Конгресса США Джеймса Биллингтона и российского учёного и общественного деятеля Дмитрия Лихачёва. У этой программы благородные цели и задачи. Она позволяет представителям самых разных сфер деятельности в России ненадолго съездить в Америку, познакомиться с укладом этой страны, с образом жизни её граждан. Пока мы не увидим, как живут люди других стран, мы не научимся друг друга понимать.

Меня пригласили в Штаты в составе делегации численностью 60 человек из разных уголков страны. Прилетев в Вашингтон, наша мини-группа из 6 человек направилась в столицу штата Северная Каролина город Роли.

Программа нашего визита оказалась очень насыщенной. Каждый день был буквально расписан по минутам. Нам предстояло побывать в нескольких городах штата Северная Каролина, встретиться с коллегами из начальной и средней школ, а также из колледжей и университета. Была запланирована встреча и с местным конгрессменом, с представителями ассоциации работников образования Северной Каролины, департамента общественного обучения штата и т. д. Нам провели экскурсии по школам, техникуму, университету. Культурная программа была не менее насыщена: театры, музеи, кафе, тёплые встречи в семьях, просто прогулки по городам и, конечно же, океан.

Особенности национального характера

Для того чтобы мы, «гости из России», как нас везде представляли, лучше узнали особенности американского быта, жить нас определяли не в привычные в таких случаях гостиницы, а в обычные американские семьи.

Оказалось, что в программе «Открытый мир» задействовано очень много волонтёров из числа американских жителей почтенного возраста, которые ведут там очень активную общественную жизнь. Они не только сами любят путешествовать по другим странам, но и принимать гостей-иностранцев у себя. Это у них что-то вроде хобби.

Семьи, которые принимали меня, отличались безграничным радушием. В доме была создана такая дружественная атмосфера, что было ощущение, будто я приехала навестить близких родственников. Может быть, это потому, что знакомили нас с семьями заочно, ещё до отъезда из Саратова: Джон и Дороти, а также Джим и Флоренс – достаточно интеллигентные и интересные люди, которые уже бывали в России.

Непосредственно перед поездкой в Штаты организаторы программы провели с нами в Москве большой семинар, посвятив нас в некоторые особенности американского менталитета. Так мы узнали, что американцы – народ очень общительный.

Жители США сами признаются, что они довольно мало знакомы с культурами других стран. И не слишком стремятся узнать географию и текущие события за пределами их государства.

Мы были предупреждены и о том, что американцы очень пунктуальны и того же ожидают от других. Эту особенность национального характера во время поездки мы испытали на себе. Каждый день нашего делового визита был расписан буквально по минутам. Собранность нашей группы помогла следовать этому расписанию, что дало нам больше времени на знакомство с культурой США.

Курению – бой

В Штатах активно культивируют здоровый образ жизни. Бег и ходьба для американцев – норма жизни. А борьба с курением уже вылилась в закрытие табачных фабрик. Курить в Америке запрещено во всех общественных местах – в лифтах, туалетах, транспорте, в аэропортах. В аэропорту курильщики из-за своей пагубной привычки рискуют опоздать на самолёт. Наша делегация такую картину там наблюдала.

Зон для курящих в Америке с каждым годом становится всё меньше. А некурящие люди могут требовать от курильщиков затушить сигарету без всякого стеснения. Нарушители этих порядков, то есть курильщики, штрафуются. Поэтому, чтобы не попадать в неприятные ситуации в Америке, лучше спрашивать, можно ли здесь курить, и если да, то в каком именно месте.

Лестница образования

Дети в Америке начинают учиться с 5–8 лет и заканчивают в 14–18. В каждом штате и каждом округе в школах действуют свои правила. Начальная школа отделена от средней.

Во время моей поездки в Штаты в городе Рейли нашей группе показали начальную школу Холли Гров. Что меня поразило здесь, так это направленность школы на развитие позитивного потенциала каждого ребёнка. Стены школьной рекреакционной зоны были все увешены свидетельствами достижений учеников: это и своя доска почёта, и грамоты, и поделки с рисунками. И для меня было удивительно не только это, а ещё и тот факт, что все рисунки и поделки остаются на своих местах даже в перерывах между уроками. Оказалось, что детей в начальной школе учителя водят строем из класса в класс.

Средняя школа США ничем не отличается от российской. Такие же подростки, такие же шумные перемены. Но всё же разница есть. Американские школы серьёзное внимание уделяют социализации личности. Там наравне со здоровыми детьми учатся дети-инвалиды. Понятие «ограниченные возможности» в Америке считается некорректным, так как у всех детей здесь возможности равные.

Высшая или старшая школа – это классы от 9-го до 12-го, так что обычно американцы оканчивают среднее образование в 18 лет. Те, кто получил среднее образование, могут поступать в общественные колледжи, в начальные колледжи, в технические или в городские колледжи. Они после двухгодичного обучения выдают степень, сравнимую со средним специальным образованием у нас в России.

Другая возможность продолжить обучение – это поступить в университеты, где за четыре года можно получить степень бакалавра. А затем продолжить обучение в магистратуре. Сейчас эта структура высшего образования знакома и нам. Но для большинства вузов России она всё-таки новая. Наша Современная гуманитарная академия перешла на эту систему гораздо раньше.

Есть в образовании США ещё одна особенность. Диплом о высшем образовании ещё не даёт там право начать трудовую деятельность по полученной специальности. Очень многие профессии требуют получение лицензии. Лицензия необходима в том числе и педагогам. То есть после получения диплома выпускникам снова приходиться сдавать экзамен, но уже комиссии по лицензированию.

На несколько шагов впереди

Во время экскурсии по техническому колледжу, учительской академии и университету штата Северная Каролина был проведён ряд круглых столов с коллегами-профессионалами. Для меня как руководителя филиала Современной гуманитарной академии была особенно интересна тема дистанционного образования. По рассказам американских коллег, студенты совершенно свободно могут общаться со своими преподавателями через Интернет как во время занятий, так и во внеурочное часы. Однако дистанционное обучение в Америке доступно не всем и не везде, а только в тех местах, где есть интернет-связь. Информационно-спутниковые образовательные технологии нашей Современной гуманитарной академии делают обучение в СГА доступным каждому жителю страны в самом удалённом населённом пункте.

Во время таких встреч с американскими коллегами стало понятно, что основной их целью при применении дистанционной формы обучения является максимальное освобождение личного времени студента. К их удивлению в российской Современной гуманитарной академии уже давно применяются интеллектуально-информационная программа «Личный компьютер» и распределённая сессия и т. п. Личное время студента при обучении в СГА практически ничем не ограничено.

Во время встреч с американскими коллегами наметились планы на сотрудничество по вопросам в сфере образования. В том числе и по проектам, направленным на социализацию личности.

С Татьяной Иванушкиной мы беседовали практически два с половиной часа. Рассказ о поездке в Америку получился содержательным и очень интересным. Но, к сожалению, на страницах газеты рассказать всё довольно сложно.