Стой, где стоишь!
В Саратове теперь знают, что проблема с городскими парковками – не только наша головная боль. Например, президент России Дмитрий Медведев на своей пресс-конференции в минувшую среду сказал, что и в Москве «дела с парковками обстоят очень плохо». Рецепт от президента тоже был: «Надо создавать новые дороги и разумную систему дорожного регулирования». Жаль только, что для Саратова, где дела с парковкой автотранспорта обстоят не лучше московских, этот рецепт не подходит.
Опелю негде упасть
Сейчас в нашем городе зарегистрировано почти 217 тысяч легковых автомобилей, и их становится всё больше. По прогнозам специалистов, в ближайшие 15 лет саратовский автопарк увеличится по меньшей мере на 40 процентов. А ставить машины негде уже сегодня:гаражи и ночные стоянки, по данным муниципалитета, могут вместить от силы 86 тысяч 620 машин. Поэтому легковушки забили все обочины дорог, так что даже «опелю» негде упасть – то есть ни встать, ни проехать.
Нельзя сказать, что городские власти совсем не занимаются этой проблемой. Что-то они там всё-таки думают. Вот, например, на одной из последних комиссий по ЖКХ Саратовской городской думы и. о. председателя городского комитета по архитектуре Андрей Гнусин рассказывал депутатам о проекте, который может решить проблему.
Проект Гнусина предусматривает строительство подземных и многоуровневых стоянок в центральных районах Саратова. Были названы даже адреса, где они по идее должны располагаться. Например, в районе Сенного рынка (на 1,3 тысячи машино-мест), в районе рынка «Привоз» (на 500 мест), на пересечении Серова и Новоузенской (300), около академии права (600) и автовокзала (450). Это так называемый каскад перехватывающих стоянок, что подразумевает возможность оставить здесь личный автомобиль для продолжения пути по центру города на общественном транспорте.
Кроме того, по проекту комитета по архитектуре и градостроительству предполагается размещение крупных парковок и стоянок у Крытого рынка, железнодорожного вокзала, на пересечении Первомайской и Радищева, Кутякова и Аткарской. Автостоянки теоретически должны строиться в промышленных зонах и там, где сейчас расположены ветхие аварийные дома.
Но проект этот пока ничего конкретного собой не представляет – просто идея, изложенная на бумаге. Денег на его реализацию в городе нет. А по словам главы архитектурного комитета, стоимость строительства подземной автостоянки составляет 50 тысяч рублей за квадратный метр, многоуровневой – 20 тысяч. В ближайшее время муниципальные чиновники обещают заняться подсчётами общего размера инвестиций, необходимых для возведения парковок, и поисками инвесторов.
Чужой подход
В других городах, где проблема нехватки парковочных мест стоит так же остро, местные власти по-другому решают вопрос финансирования строительства автостоянок. Например, в украинском городе Севастополе администрация решила сделать все городские парковки платными. А вырученные средства направить на создание новых стоянок. Севастопольский мэр – тёзка нашего города – Валерий Саратов так объяснил своё решение: «Перспектива у города Севастополя, как и других городов, плохая. Всё больше будет пробок, и надо думать о том, как максимально город может этому противодействовать».
Взимание платы за парковку позволит, по его мнению, решить сразу две задачи – организовать движение через центр города и создать достаточно мест для стоянок автомобилей. Конечно, кто-то может возразить, что Севастополь находится в другом государстве, где действуют совсем другие законы. И даже при сходстве городских проблем его опыт для Саратова не может служить ориентиром. Возможно. Но и в России за примерами далеко ходить не надо.
Нынешней весной в Санкт-Петербурге по инициативе губернатора Валентины Матвиенко тоже решили брать деньги за парковку в центре. Это вторая попытка питерских властей. Десять лет назад противники этой идеи сумели доказать в суде, что такой способ пополнения казны противоречит федеральному законодательству. Однако теперь законы изменились.
В апреле текущего года Госдума внесла поправки в Градостроительный кодекс РФ, узаконив понятие «парковочное место». Собственник земли получил право взимать плату за парковку на его территории. А так как дороги являются собственностью города, то, значит, и у муниципалитета есть такое право. Питер уже поспешил им воспользоваться. На первом этапе реализации программы под кодовым названием «платная парковка» деньги планируют собирать традиционным путём – силами парковщиков. Но в дальнейшем не исключают появление на улицах специальных парковочных автоматов – «паркоматов», как во многих европейских странах.
Наивные надежды и способы обхода
В Саратове, как выяснилось, такой способ зарабатывания городские власти даже не рассматривают. Депутат гордумы Андрей Иващенко, близкий к транспортной теме, пояснил «Газете неделе», что сейчас задачей муниципалитета является освобождение центральных городских улиц от припаркованных на обочинах машин, чтобы расширить тем самым проезжую часть.
«Мы сейчас ставим знаки, запрещающие парковку. И я не вижу смысла парковку разрешать, даже если она будет платной. В том числе потому что штраф за парковку в неположенном месте сейчас составляет тысячу рублей, которая идёт прямиком в казну города, а плата за час парковки будет существенно ниже. То есть от штрафов пользы больше», – уверен депутат Иващенко. Правда, сказать, на какую сумму удаётся собрать штрафы, Андрей Евгеньевич затруднился. А от знакомых автомобилистов-любителей мы узнали, что штрафная схема, облюбованная саратовской властью, совершенно не работает.
«По всему городу эти знаки понатыканы, причём давно, но ты сама посмотри, разве ситуация хоть как-нибудь улучшилась? Что, машин на обочинах дорог в центре стало меньше? Нет, конечно, – говорит мне подруга Ольга, водитель со стажем. – Все спокойненько под этими знаками паркуются. И ты знаешь, никто не против. Господа полицейские иной раз стараются тебя не замечать. А если вдруг заметят, то есть простой выход – включить аварийку. Если проехать по улице Московской, можно подумать, что в центр города люди выезжают исключительно на сломанных машинах. Теоретически, конечно, машину из-под запрещающего парковку знака могут укатить на эвакуаторе на штрафстоянку. Но с тех пор, как первые сутки там стали бесплатными для провинившихся автовладельцев, эвакуаторщики, кажется, потеряли к своей работе интерес».
Раскорячиваются кому как хочется
Безусловно, платные парковки в Саратове есть. Это те самые 67 частных автостоянок, разбросанных по городу, которые используются автовладельцами как открытые гаражи. Жители близлежащих домов, как правило, ставят здесь свою машину на ночь. Можно забронировать одно место на месяц за 1000–2000 рублей. Есть и посуточная оплата: от 50 до 80 рублей.
Все эти стоянки расположены на городской земле, которую муниципалитет сдаёт предпринимателям, организовавшим автостоянку, в аренду. На этом городская казна и зарабатывает. А ещё, как пояснил депутат Андрей Иващенко, предприниматели-«парковщики» платят налоги, которые тоже идут в городской бюджет.
Многоуровневые парковки, о необходимости которых сегодня говорит Андрей Гнусин, в нашем городе тоже строятся. Их немного (всего три или четыре), и появляются они в основном в составе жилых комплексов и многоквартирных домов. Депутат Иващенко смог вспомнить только одну многоуровневую наземную стоянку, которую видел: «Во дворах домов в районе Ильинской площади».
Практика строительства подземного паркинга тоже имеется. Например, недавно открытый торгово-развлекательный центр «Триумф Молл», подземная парковка которого (пока бесплатная) рассчитана на 500 с лишним автомобилей. Правда, мнения саратовцев об этой стоянке разделились. Одни говорят, что она удобная и побольше бы таких городу Саратову. Другие оказались ею крайне недовольны.
«Въезд на стоянку «Триумфа» запланирован с двух сторон – с Зарубина и с Кутякова. Но с одной стороны перекрыто. Это создаёт массу проблем как при въезде в паркинг, так и при выезде. Кроме того, на территории подземной стоянки всегда есть риск заблудиться. К тому же многие автомобилисты ведут себя там как свиньи: ездят на высоких скоростях и совершенно не обращают внимания на разметку парковочных мест. Раскорячиваются кому как хочется, хоть вдоль, хоть поперёк, занимая по два машино-места. Проще и безопаснее в таком случае оставлять автомобиль на улице перед торговым центром. Как многие и делают, невзирая на запрещающие стоянку знаки».
Вокзальная смута
После террористического акта в московском аэропорту «Домодедово» парковаться вблизи вокзала и аэропорта в Саратове стало проблематично. А точнее, вообще нельзя.
Антитеррористические комиссии в регионах по требованию президента определили так называемые зоны безопасности вокруг объектов транспортной инфраструктуры. Для саратовского железнодорожного вокзала это зона в 30 метров. Теперь, как пояснил начальник управления регионального мониторинга, прогнозирования и организации противодействия терроризму правительства Саратовской области Илья Овчинников, вплотную к вокзалу легковые автомобили и общественный транспорт подъехать не могут. Все едут по так называемому малому кругу.
Для аэропорта определена 50-метровая зона безопасности. Фактически для парковки автомобилей перекрыта зона с правой стороны от здания аэровокзала (подъезд к гостинице). По словам Овчинникова, это вовсе не означает, что машинам вообще нельзя останавливаться на этой территории.
«Тем, кто подъезжает ко времени отлёта-прилёта самолётов, разрешается здесь парковаться, но не дольше чем на 15–20 минут, чтобы проводить или встретить человека. Никто выгонять их оттуда не будет, – убеждал нас Илья Сергеевич. – Запрет на стоянку касается только тех автомобилистов, которые раньше оставляли здесь машину на ночь, или, например, автомобилей службы такси, которые постоянно стояли в этой зоне. Для тех, кому нужно оставить машину надолго, есть платная парковка. Если не хочется платить деньги, рядом есть бесплатная автостоянка».
Сотрудники аэровокзала опровергают все эти красивые заявления ответственных за антитеррор. Нам объяснили, что бесплатная парковка – «это любое место вокруг аэропорта, где нет запрещающего знака». Чёткими границами бесплатная стоянка не определена: «кто где успел». Платной парковки, по словам сотрудников аэропорта, вообще не стало: «Раньше она была на том месте, где сейчас зона безопасности. Но теперь эту зону огородили бетонными блоками, так что заехать сюда физически уже невозможно. Кроме того, там постоянно дежурит бригада ДПС, которая запрещает даже просто останавливаться в этом районе».