Недовольны, но смеются

Оценить
Депутатам областной думы раскрываются бюджетные связи

«Жрать не на что», «на детей не хватает», «зарплату платить нечем», – такими словами охарактеризовал расходную часть областного бюджета заместитель председателя Саратовского правительства Алексей Щербаков на заседании комитета областной думы по бюджету и налогам в минувший вторник. В то же время правительство области месяц искало в казне 350 миллионов рублей на завершение строительства перинатального центра в Саратове. «Он нам крайне необходим, – объяснил этот приоритет областной власти другой заместитель председателя правительства, Алексей Данилов. – С 1 января мы начинаем выхаживать новорождённых детей весом 500 граммов». Депутатам Саратовской областной думы идея отправить на этот проект незапланированные деньги не очень нравилась. И поэтому они устроили расспрос с пристрастием всем министерствам, по чьим сусекам руководители региона наскребли где два миллиона, где 70.

Покопались в едином целом

Заседание комитета впервые в роли руководителя вёл новый председатель Николай Семенец. Он был очень важным и изо всех сил старался продемонстрировать всем свою компетентность, организованность и властность. Первым делом передвинул вопросы в повестке дня. Вопрос о своём заместителе предложил рассмотреть не в четвёртую очередь, а в первую. Все согласились. И выбрали председательским заместителем Владимира Капкаева, который до недавнего времени был председателем этого комитета, но потом неожиданно был поставлен руководить саратовским отделением пенсионного фонда России, где до того работал как раз Николай Семенец. «Двойная рокировка получилась», – пошутил кто-то из депутатов, и все удовлетворённо засмеялись.

А потом к импровизированной трибуне прямо напротив председателя Семенца был приглашён министр финансов областного правительства Александр Ларионов. Пока он шёл, председатель дал строгую установку: «Сначала по доходной части!» «Да я и по расходной скажу, – с некоторым раздражением ворчливо огрызнулся не привыкший к командному голосу Семенца министр Ларионов. – Бюджет – это единое целое».

Доложив депутатам о том, что в доходной части бюджета требуется отразить федеральные субсидии на обеспечение жильём детей-сирот в размере 138 млн рублей, а также средства от приносящей доход деятельности подведомственных учреждений (почти два миллиона) и возврат из федерального бюджета остатков неиспользованных в прошлом году 69 млн, которые нужно истратить строго по назначению, Ларионов перешёл к изменяемому списку расходов.

Основным расходом значилась достройка перинатальных центров в Саратове (353 млн рублей) и Балашове (8 млн рублей). Из 209 млн рублей, которые предлагалось завести в доходную часть, на перинатальные центры пустить ничего нельзя было по закону. Почти 400 млн минфин нашёл внутри существующего бюджета. Решили, что 25 млн можно снять с управления делами правительства, 34 млн – с министерства образования, 36,2 – с министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства, 31 – с министерства по развитию спорта, физической культуры и туризма, 76,5 – с министерства здравоохранения, 20 – с министерства транспорта и дорожного хозяйства, 35,5 – с министерства социального развития, 100 – с комитета капитального строительства, 2,8 – с управления охраны окружающей среды и природопользования.

Депутаты с удовольствием взялись трепать вызванных на комитет представителей каждого из обобранных министерств и ведомств. Сначала их спрашивали, за счёт чего будет проведена экономия, какие направления работы пострадают. А в конце расспроса с пристрастием неизменно не без ехидства уточнялось, зачем в прошлом декабре, когда принимался бюджет на 2011 год, министерства просили заложить им эти расходы, без которых сегодня оказывается можно и обойтись.

Повинуясь железной воле Щербакова

До абсурда ситуация была доведена в случае с управлением охраны окружающей среды и природопользования. С них снимается 2,8 млн, а на всё про всё остальное остаётся, как съязвили депутаты, «аж целых два».

– Проживёте? – был задан расплывчатый вопрос.

– Проживём! – бодро прозвучало в ответ.

– У нас что, экология нормальная? – поинтересовался депутат Ландо.

– А вы что, на два миллиона хотите экологию исправить? – парировал представитель природоохранной структуры.

– Может, тогда и вас сократить? Зачем вам зарплату платить?

И тут раздался возмущённый голос заместителя председателя правительства Щербакова. «Подождите, подождите, – сказал он. – Вы посмотрите, сколько они денег собирают и сколько на себя тратят».

Смотреть в этом направлении депутат Ландо не хотел. Его гораздо больше заботили расходы министерства образования. Он вцепился в министра мёртвой хваткой, однозначно давая понять, что фигура Гарри Татаркова на этом посту его совершенно не устраивает.

Министр Татарков обстоятельно рассказал депутатам о том, что отказ от 34 млн не особо изменит повседневную жизнь подведомственных учреждений. Около 10 млн – это фактическая экономия по оплате коммунальных услуг. Ещё столько же сэкономили на питании из-за длительных карантинов. 10 млн стоят мероприятия по информатизации, которые можно перенести на 2012 год. Около четырёх миллионов составит отказ от закупок нового оборудования в рамках программы по энергосбережению.

Но Ландо интересовало, «о чём думает министр», которому безразлично, что на статье «лицензирование школ» (здесь подразумевается комплекс ремонтных мероприятий, приводящий помещение школы к определённым стандартам контролирующих органов. – Прим. ред.) не хватает 600 млн. А «это вопросы жизни и смерти школы, учителей и учеников».

– А о чём мы думаем, когда распределяем деньги? – послала единороссу Ландо коммунистический привет Ольга Алимова. А он ей в ответ начал рассказывать о том, что секвестировать социальные расходы в бюджете не по-депутатски и что он с ужасом слушает министров, которые встают и бодро говорят: «Снимите с нас деньги!»

– Да не бодро они говорят, это я их заставил, – взял на себя ответственность Щербаков.

А Ольга Алимова провокационно предложила Александру Ландо не голосовать за предложенные изменения в бюджете. Но ей сказали, что он не член комитета. И голосовать не имеет права. Он просто бдит. На следующий день выяснилось, что бдит Александр Соломович не по собственному желанию, а по воле партии «Единая Россия».

Один из её видных саратовских членов, депутат Госдумы Николай Панков, откликнулся на рядовые, в общем-то, изменения саратовского областного бюджета громкими словами о том, что ему трудно объяснить себе, почему для Саратовской области, в отличие от всего государства и руководства России, здравоохранение, образование, развитие спорта не являются приоритетными. Панков считает, что «чиновникам областного правительства необходимо либо исполнять решения руководства страны, которые направлены на улучшение жизни людей, повышение их благосостояния, либо уходить в отставку».

Правительство в отставку не собирается, а в намеченных сокращениях министерских расходов нет на самом деле ничего особо трагичного. По многим сокращаемым направлениям пришли федеральные деньги, и заложенные ранее областные оказались там как бы даже немного избыточными. Более честное и чёткое проведение множества торгов позволило отчитаться о сэкономленных десятках миллионов, которые изначально тоже закладывались в бюджет.

«На благое дело искали по крошечкам», – сказала управляющая делами правительства Елена Каменева. А заместитель председателя правительства Данилов позволил себе напомнить специально для депутатов-единороссов, что «перинатальный центр вообще-то партийный проект». «Это главный аргумент!» – выдохнули за столом. И в конце концов решили проголосовать за все намеченные правительством бюджетные передвижки. Кроме 20 млн рублей, что планировали снять с минтранса. У этого ведомства большие долги перед множеством организаций и людей. 20 млн, конечно, погоды не сделают, но депутатам так спокойнее. Зампред Щербаков пообещал найти другой источник в 20 млн для достройки перинатального центра в Саратове.

Налоговые должники

По доходной части Алексей Щербаков тоже удовлетворил активных в последнее время на вопросы депутатов. Они спрашивали, почему на очередном майском заседании Саратовской областной думы в бюджет зачисляются только федеральные деньги. Что делает правительство, чтобы появились собственные дополнительные доходы?

Щербаков разъяснил, что саратовское правительство заложило очень большой темп роста собственных доходов по отношению к прошлому году. И намеченные планы исполняет, ежедневно контролируя 130 предприятий, которые дают половину бюджета. Недобор зафиксирован только по первой пятёрке предприятий типа Газпрома, Росатома, Русгидр, которые платят налоги в саратовский бюджет по воле московского офиса. С каждым из них проведены консультации. Названы объективные причины недоплаты и намечены сроки погашения. Если договорённости исполнят, то во втором полугодии с наполняемостью областного бюджета будет значительно лучше.

Ещё одна не наша сегодняшняя прореха – путаница с поступлением акцизов на алкоголь. Эти платежи собирает федерация. В регионы уходит лишь часть от общего объёма. Но деньги где-то по пути теряются то ли буквально, то ли фигурально. В результате, по данным Алексея Щербакова, за два последних года Саратовскую область обманули на 500 млн рублей. Российский минфин обещал пересмотреть наши цифры по итогам мая. Так что это тоже лучик надежды в тёмном царстве бюджетных доходных потоков.

Ударить налогом по машинам-танкам не удалось

Депутат Ольга Алимова попыталась облегчить финансовое бремя автомобилистов, предложив уменьшить транспортный налог хотя бы для тех, кто владеет автомобилем мощностью до 150 лошадиных сил. Дело в том, что в России сложилась запутанная ситуация. В своё время депутаты Государственной думы, вместо того чтобы поднять базовые ставки этого налога, неожиданно из популистских соображений пересмотрели их в сторону уменьшения. И теперь они маячат соблазнительным раздражителем для социально настроенного крыла власти. Например, для транспортного средства до 100 лошадиных сил база составляет 2,5 рубля, а в Саратовской области – семь рублей. Свыше 100 и до 150 – 3,5 рубля, а в Саратовской области – 30 рублей.

Ольга Алимова предлагает в 2012 году привести саратовские ставки к федеральным. Министр финансов Александр Ларионов с готовностью сообщил, что эта инициатива обойдётся областному бюджету недобором 251 млн в областной бюджет и 83 – в местные.

– Чё хотите со мной делайте, я не вижу возможности принимать какие-то акты, либо дополнительно загружающие бюджет, либо уменьшающие доходы, – ответил завуалированным отказом на инициативу Алексей Щербаков.

– Давайте тогда машинам-танкам налог повысим, – предложила Алимова.

– Я продал, Ольга, у меня нет, – принял на свой счёт намёк Щербаков.

Потом депутат Пожаров предложил применить алимовскую инициативу только для транспортных средств до 100 лошадиных сил. Председатель комитета Николай Семенец сказал, что готовился к вопросу и посмотрел положение по другим регионам. Мы выглядим неплохо на фоне остальных. По многим категориям транспортных средств у нас одни из самых низких ставок в стране. Правда, в некоторых субъектах федерации обладатели транспортных средств до 50 лошадиных сил вообще освобождены от налога. Тут Ольга Алимова выразительно посмотрела на Щербакова, известного склонностью к ретро-автомобилям.

– Оля, я 70 тысяч рублей плачу в год, – поспешил отчитаться Алексей Щербаков. В итоге что делать с алимовской инициативой, на заседании комитета так и не решили.