Прощание с Кашлейкой

Оценить
«Комитетная» неделя в областной думе прошла в обычном режиме

Единственное изменение: заседания сдвинулись с привычного расписания на один день вперёд. В итоге свою привычную рабочую программу депутаты завершили уже в среду вечером.
Народные избранники обсуждали кодекс этики и служебного поведения госслужащих и подсократили количество населённых пунктов Вольского района. С карты области была вычеркнута деревня Кашлейка: там не осталось ни одного жителя, нет ни производственных помещений, ни жилых домов.

Ещё парламентарии определились со своей троицей для конкурсной комиссии по выборам саратовского сити-менеджера. Вошли в неё, конечно же, единороссы. Это Василий Синичкин, Михаил Исаев, Игорь Водяненко.

Авторы: Юлия Шишкина, Люся Шлёпкина

Комитет по вопросам жилищной, строительной и коммунальной политики:

ВЫХОД ОДИН – СОЗДАТЬ КОМИССИЮ ПО НАРУШЕНИЯМ

Парламентарии снова рассматривали законопроект, предусматривающий льготные условия получения молодыми специалистами из бюджетной сферы ипотеки. Все расходы по оплате банковских процентов берёт на себя областной бюджет. По предварительным подсчётам, затраты казны составят 25 млн рублей в этом году и чуть более 100 млн – в 2012-м.

Как и на прошлом обсуждении, Василию Синичкину не понравилось условие, ограничивающее круг желающих воспользоваться льготой: трудовой стаж бюджетника. Отработать в государственном учреждении молодой специалист обязан не менее одного года. «За год, что ли, мозги прибавятся?» – всё недоумевал Синичкин. Коллеги с ним не согласились и решили, что «нулевая ипотека» будет распространяться на тех специалистов, в которых нуждаются районы области. Перечень таких работников будет утверждаться областным правительством.

Перед депутатами выступил председатель Счётной палаты области Андрей Саухин. Как обычно, он «порадовал» парламентариев недочётами и ошибками, найденными в работе регионального правительства. Под проверку попали на этот раз государственное учреждение «Агентство энергосбережения» и комитет капитального строительства области.

Агентство «выросло» из одноимённого унитарного предприятия, созданного в 1998 году для реализации программы энергосбережения. Предприятие финансировало энергоэффективные проекты, используя консолидированные средства, которые формировались из денег организаций, поставляющих топливно-энергетические ресурсы.

По словам Саухина, энергокомпании отчисляли структуре по два процента от доходов и по одному проценту от платежей населения. Позже эта схема была отменена как противоречащая законодательству. А полученные за время её действия 133,8 млн рублей остались в пользовании учреждения. Деньги эти никто пока не истратил, но и статус их не определён.

Леонид Писной рассказал, что вопрос, что делать с этими деньгами, рассматривался уже много раз. Юристы советовали один выход – вернуть их компаниям. Правда, загвоздка в том, что компаний тех уже нет. Саухин высказал опасения, что деньги могут быть потрачены на премии сотрудникам госучреждения. В итоге решили рекомендовать областному правительству придумать способ перевода миллионов в областной бюджет.

Далее Саухин принялся распинать комитет капитального строительства и его руководителя Вячеслава Миронова. Причин для этого набралось целых три: берегоукрепление в Саратове, строительство домов в Красном Куте и перинатальный центр в Балашове. Начал Саухин с первой.

Комитет заключил контракт стоимостью 2,2 млрд рублей на работы по укреплению береговой полосы длиной 3,7 км. «Была сделана проектно-сметная документация. Кроме того, проведена экспертиза, которая оценила работы в 1,4 млрд рублей. Я обращаю ваше внимание на эту цифру. Правительство успевает перечислить 450 млн компании «Саратовгэсстрой». По проекту они должны были закончить работу в 2010 году. Только первая очередь, 600 метров, оценивалась в 210 млн рублей. Однако работы не были закончены», – расписал найденные нарушения Саухин.

Он также добавил, что на дежурство некоего ледокола во время проведения работ планировалось потратить 3 млн рублей. Вот только никакого ледокола в проекте указано не было. Ещё Саухин сообщил, что сумма, заложенная на разборку железобетонных конструкций (78 млн рублей), была превышена в 15 раз. В итоге переплата составила 102,7 млн. «Комитету было выдано предписание, но нам ответили, что денег уже не вернуть, и пообещали впредь такого больше не делать», – резюмировал докладчик.

Миронов принялся возражать: он рассказал, что в сумму 2,2 млрд входили не только областные, но и федеральные деньги. К тому же никаких предписаний с требованием вернуть средства комитет от палаты не получал. В итоге депутаты решили найти правых и виноватых с помощью прокуратуры.

Саухин продолжил делиться информацией и сообщил, что стоимость жилого «квадрата» в Красном Куте обогнала среднеобластные цены: 34 тыс. рублей за кв. м против 28 тыс. соответственно.

До обсуждения нарушений, обнаруженных в перинатальном центре, дело не дошло. Депутаты договорились о создании специальной комиссии, которая оценит сложившуюся ситуацию.

Комитет по экономической политике, собственности и земельным отношениям:

НОВЫЙ АЭРОПОРТ ЖДЁТ СТРОКУ В БЮДЖЕТЕ

Самого долгого и пристрастного внимания удостоился вопрос из раздела «Разное» – о строительстве нового аэропорта и привлечении инвесторов.

По словам заместителя председателя областного правительства Александра Стрелюхина, в районе села Сабуровка под Саратовом планируется построить аэропорт четвёртого класса, рассчитанный на приём всех типов самолётов. Аэропорт «Центральный» сможет принимать от 500 тысяч до двух миллионов пассажиров в год (максимум для нынешнего аэропорта – 450 тыс. человек), а также позволит в пять раз увеличить грузооборот (сейчас – тысяча тонн). Длина будущей взлётно-посадочной полосы – 2650 м, ширина – 45 м. Планируется построить три рулёжные дорожки, 28 стоянок для воздушных судов, отдельный портал для ВИП-судов, грузовой портал, гостиничный комплекс, пустить электричку по сабуровской ветке. Новый аэропорт позволит выполнять 15 взлётно-посадочных операций в час.

Стрелюхин доложил депутатам о проделанной саратовской стороной работе: выбрана площадка под строительство, почти решён вопрос с освобождением территории. На площади в 731 га, предназначенной для строительства, располагалось 50 земельных участков. 30 из них нужно выкупить у собственников, и эта процедура близка к завершению, сказал Стрелюхин.

Аэропортовый комплекс Саратова включён в федеральную программу «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)». Предусмотрено финансирование проекта первой очереди – 7 млрд 449,2 млн рублей, в том числе за счёт федерального бюджета 5 млрд 207 млн рублей, за счёт субъектов РФ – 727,4 млн рублей. Внебюджетные источники – более 1,5 млрд рублей. Правда, после составления проектно-сметной документации общая цифра уже превышает 18 млрд рублей.

Планируется, что на федеральные деньги построят взлётно-посадочную полосу и рулёжные дорожки, а все стальные работы – за счёт областного бюджета и инвесторов.

Стрелюхин уверил, что инвесторы «стоят в очереди». Есть заинтересованность со стороны немецких компаний, инвесторов из Юго-Восточной Азии, а также Европейского банка реконструкции и развития.

«Кто летать-то будет?» – спросил Василий Синичкин. И получил подробные уверения, что большой поток грузоперевозок точно будет обеспечен. Возможно, удастся «перехватить» пассажиропоток из Пензы и Самары.

Кроме того, хороший аэропорт существенно повышает инвестиционную привлекательность региона, напомнил Стрелюхин: «Ни один инвестор не придёт, не будучи уверенным, что будет построено сердце аэропорта – взлётно-посадочная полоса с рулёжками. Как только появится «наша» строка в федеральном бюджете, мы сразу же дадим зелёный свет инвесторам. Нельзя ставить лошадь позади телеги».

«Так и скажите, что работа по строительству саратовского аэропорта – в стадии намерений!» – проворчал скептик Синичкин. А Павел Большеданов засомневался, не получится ли замкнутый круг: ведь глава министерства транспорта РФ Игорь Левитин прямо сказал, что финансирование будет только при условии участия в проекте частных инвесторов.

«У вас есть чёткая уверенность, что вы из графика не выбьетесь?» – пытался заручиться хоть какими-то гарантиями Сергей Богомолов.

«Есть уверенность», – отвечал чиновник. В его докладе прозвучала ещё одна опорная цифра: Стрелюхин сказал, что аэропорт «Центральный» планируется запустить в 2015 году.

Комитет по социальной политике:

«ТАКОЙ МИНИСТР НАМ НЕ НУЖЕН»

Как и в прошлый раз, заседание прошло под знаком противостояния депутатов и министра образования Гарри Татаркова. Если месяц назад министра «клевали» за лицензирование школ (более пятисот школ области работают без лицензии), то в этот раз больной темой стала нехватка мест в детских садах.

Претензии депутатов сводились к тому, что в министерстве образования нет подробной и всеохватывающей программы, концепции дошкольного образования. Депутаты хотели бы видеть данные о количестве мест, динамику заполняемости садиков, планы строительства новых и так далее. Татарков отвечал, что такая программа существует и в ней «всё прописано».

Министр объявил, что до 2015 года планируется дополнительно ввести более 15 тыс. новых мест. За счёт открытия шести частных детских садов, 19 семейных групп, 34 структурных подразделений при школах и возвращения в сеть дошкольных учреждений 26 бывших детских садов. Сейчас своей очереди в детсад ждут почти 14 тыс. дошкольников области.

Депутат Николай Семенец сказал, что возмущён приведёнными в докладе министра цифрами. Он-де точно знает, что в Вольском районе никаких новых детских садов не построено, а в докладе значится целых шесть.

В итоге выяснилось, что планы насчёт 15 тыс. мест – лишь перспектива, предложения от муниципалитетов. Если всё это не будет обеспечено финансово, то «ни один муниципалитет не потянет», сказал представитель Балакова. Там подсчитали, что на организацию 220 мест (один детский сад) нужно 55 млн рублей.

Депутат Александр Ландо наступил на любимую мозоль министра – вопрос о взаимоотношениях министерства и муниципалитетов. Ландо спросил, что сделал лично министр, чтобы вернуть здания бывших детских садов, которые сейчас занимают различные структуры и организации. «Это же самый лёгкий способ увеличить количество мест!» – уверен Ландо.

Татарков строго отвечал, что отношения между собственниками – сфера местного самоуправления. И что все заложенные на дошкольное образование деньги (251 млн рублей) оправлены в районы.

Ландо остался недоволен ответом и требовал отчитаться, кому какие письма и запросы чиновники писали. Ведь «у муниципалитетов уровня не хватает». «И влияния», – подсказала депутат Марина Алёшина. «Вы – министр, вы должны отстаивать интересы своего ведомства. Как вы их отстаиваете?» – не отставал Ландо.

Свой камень в министра бросила и заместитель главы администрации Саратова по социальной сфере Ольга Баталина, сказав, что муниципалитеты вынуждены действовать в одиночку. Поэтому Саратов работает напрямую с губернатором, минуя министерство образования. Ну а когда из правительства отвечают, что структуру из помещения бывшего детсада выселять некуда, это тупик. Министр пытался ответить на выпад, с сарказмом напомнив, что в 90-е годы Саратов сам без счёта отдавал свои сады разным структурам, а теперь спохватился.

Депутат Семенец попенял Гарри Николаевичу, что из-за отсутствия оригинальной и чёткой программы по дошкольному образованию Саратовская область пролетит мимо дополнительного финансирования (имеется в виду федеральная программа по расширению сети детских садов).

Вопросов и претензий было столько, что ими буквально закидали министра, так что он уже или не отвечал, или его ответы порождали новые вопросы и новые недовольства.

«Опять мы ничего не услышали от вас, Гарри Николаевич, – печально изрекла Марина Алёшина. – Разные цифры, нет ясной картины. Когда ждать от вас программу?»

Татарков молчал.

«У нас в области нет министра образования. Гарри Татарков – не министр, – объявил Ландо. И перешёл к далеко идущим выводам: – К сожалению, губернатор оценивает министров не по профессиональным признакам, а по тому, насколько удачно они противостоят депутатскому корпусу». Ландо предложил на очередном заседании думы поднять вопрос о несоответствии Гарри Татаркова занимаемой должности. Продолжить обсуждение этого вопроса собираются и на заседании фракции «Единая Россия». А министр попросил депутатов письменно изложить все претензии к нему.