Николай Загреков: Немецкий живописец, график, архитектор из Саратова

Оценить
В апреле прошлого года в Саратовский областной архив пришло письмо от аспирантки Берлинского университета с просьбой найти записи о рождении и венчании нашего земляка, выдающегося художника и архитектора Николая Александровича Сагрекова.

В апреле прошлого года в Саратовский областной архив пришло письмо от аспирантки Берлинского университета с просьбой найти записи о рождении и венчании нашего земляка, выдающегося художника и архитектора Николая Александровича Сагрекова.

Среди сотрудников архива нет искусствоведов, но мы привыкли считать себя людьми образованными и уж по крайней мере своих выдающихся земляков знающими, однако фамилия «Сагреков» никаких ассоциаций не вызвала. Обратились в музей Радищева, но и сотрудники музея сначала были сильно удивлены и озадачены. И только спустя какое-то время одна из сотрудниц музея догадалась, что речь идёт о художнике Загрекове!

Однако вопросов у нас меньше не стало, поскольку нет такого художника ни в одной из советских энциклопедий и справочников. Как всегда, помог Интернет. И оказалось, что не так уж плохи сотрудники архива и музея, не знающие о своём выдающемся земляке, потому что память о нём была сознательно вымарана из всех справочников и энциклопедий.

Живописец, график, архитектор Николай Александрович Загреков родился в Саратове в 1897 году, учился в Боголюбовском рисовальном училище, затем в Высших государственных свободных художественных мастерских у таких известных художников, как Уткин, Константинов, Кузнецов, Савинов. В 1920 году Загреков женился на поволжской немке Гертруде Геллер и, переехав в Москву, поступил в Высшие художественные и технические мастерские (ВХУТЕМАС). Обучался у Кончаловского, Машкова и Кардовского. Вскоре Николай Александрович выехал для продолжения учёбы в Германию, где в 1922 году поступил в Профессиональное училище искусства и ремесла в класс Бенгена.

В Германии к Загрекову пришло признание. Он стал штатным преподавателем Профессионального училища искусства и ремесла, но установление власти нацистов лишило его этой должности. В 1945–1948 гг. в берлинском доме Загрекова находилась советская комендатура. И художник при общении советских офицеров с местными властями выполнял обязанности переводчика. В этот период ему было доверено написать 12 портретов советских маршалов, в том числе Жукова, Рокоссовского, а также портреты Сталина и Молотова. Тем не менее, когда Берлин окончательно был поделён на Западный и Восточный, Загреков предпочёл остаться в западной части города. Это обстоятельство и стало причиной полного отсутствия информации о Загрекове в СССР.

Между тем Николай Александрович активно участвовал в восстановлении разрушенного Берлина, став главным архитектором одного из его кварталов. Под его руководством в городе возведено около 30 домов. Продолжал он работать и как художник, участвовал в выставках Прусской академии художеств и Союза берлинских художников. Стал профессором. В 1973 году сборник VIPвключил Загрекова в список 800 самых выдающихся граждан ФРГ, в 1979 году ему была вручена высшая награда Германии – «Крест за заслуги», а Итальянская академия искусств присвоила ему почётное звание академика.

Николай Загреков удостоен золотой евро-медали за вклад в области искусства и охраны культуры, он лауреат премии «Золотая пальмовая ветвь Европы» Европейской академии художеств. Его работы украшают залы Бундестага, ратуши Тиргартен, Берлинской картинной галереи. Умер Загреков в возрасте 95 лет в Берлине в 1992 году. Возвращение его имени в Россию состоялось через 12 лет после смерти, когда в 2004 году вначале в Третьяковской галерее в Москве, а затем в Русском музее в Санкт-Петербурге прошли выставки 100 его живописных и графических работ.

Всего этого мы не знали. И с огромным энтузиазмом принялись искать, что же сохранилось в саратовских краях об этом выдающемся человеке. Оказалось, что в нашем богатейшем архиве документов, имеющих отношение к Николаю Александровичу Загрекову и его семье, сохранилось множество. Их хватило на целый доклад на одной из научных конференций. Удалось уточнить дату его рождения, узнать подробности о его учёбе в Александро-Мариинском реальном училище и даже пролить свет на некоторые семейные легенды, связанные со смертью отца художника. А не будь этого письма в архив, через сколько лет к нам, его землякам, вернулось бы его имя?

Подготовила Юлия Майорова, главный специалист Государственного архива Саратовской области