Кто-то что-то куда-то

Оценить
Загадочная история с саратовским венчурным фондом продолжается

Губернатор Павел Ипатов на пресс-конференции по итогам года довольно невнятно сказал, что на сегодняшний день не удалось договориться ни по одному проекту финансирования инновационных разработок из венчурного фонда. Но он надеется, что вопрос удастся «дожать» в этом году. Через некоторое время стало известно, что деньги саратовского венчурного фонда под непонятно чьим управлением вовсе не прирастают без дела, а тают.

В начале нынешнего года редакция располагала достоверной информацией о том, что Российская венчурная компания приняла к рассмотрению три саратовских инновационных проекта.

Проект«Биокон»(по проектированию и производству систем утилизации отходов птицефабрик и животноводческих комплексов) готов к финансированию, средства должны поступить на его счета в течение двух недель. Два других проекта – «Кифопластика»(по производству хирургических высокотехнологичных инструментов для лечения пациентов с компрессионными переломами позвоночника) и«Глиссада»(по внедрению в гражданской авиации лазерной системы посадки самолётов) – находятся пока на рассмотрении. Но потом губернатор сказал, что ни один саратовский проект из венчурного фонда не профинансирован.

За прояснением ситуации мы обратились к чиновникам регионального правительства, курирующим венчурные деньги. Заместитель председателя правительства Алексей Щербаков на наши вопросы ответил лаконично: «Ничего не знаю, долго болел, спросите у Ульянова. Он к этой теме ближе».

Первый заместитель министра экономики Саратовской области Александр Ульянов, как всегда, честно сначала сказал, что вся эта венчурная система, внедрённая министерством регионального развития РФ, никуда не годится. И что это показала не только саратовская практика, но и горький опыт других регионов. Потом Ульянов сообщил, что саратовское областное правительство разочаровалось в управляющей компании регионального венчурного фонда – «ВТБ Управление активами».

«Не только нами было признано, что УК «ВТБ Управление активами» не справляется со своей задачей, – отметил замминистра. – За три года был профинансирован только один проект. А УК «ВТБ Управление активами» только кормило нас обещаниями больше года. Мы обращались во все инстанции. Губернатор писал и Набиуллиной, и «ВТБ Управление активами», и куратора меняли, но толку никакого… В конце концов мы даже хотели выйти из этой системы: забрать деньги и здесь самостоятельно их распределять по проектам. Но в минрегионразвития решили просто сменить управляющую компанию».

Смена управляющей компании, по словам Ульянова, процесс довольно долгий. На сегодняшний день всевозможные «подписания-согласования» ещё не закончены. Тот факт, что Российская венчурная компания уже рассматривает и даже, возможно, финансирует некоторые проекты саратовских инноваторов, замминистра объяснил тем, что «РВК может профинансировать их из собственных средств, минуя наш фонд».

Недовольство правительства Саратовской области управляющей компанией «ВТБ Управление активами» объясняется не только медлительностью в распределении венчурных денег. Областные чиновники вдруг заметили, что деньги саратовского фонда начинают таять. «Средства фонда лежат, грубо говоря, на депозитах, по которым процент постоянно наращивается. И тут вдруг выясняется, что процент стал сокращаться. Это означает, что деньги из фонда кто-то начал выводить», – пояснили нам.

Найти этого зловредного «кого-то»мы попытались с помощью Андрея Комолова,начальника управления УК «ВТБ Управление активами» по связям с инвесторами и региональному развитию. Андрея Комолова телефонный звонок из редакции саратовской газеты застал на конференции в Казани. Он сообщил, что УК «ВТБ Управление активами» продолжает распоряжаться деньгами венчурного фонда Саратовской области и сейчас на рассмотрении находятся всё те же проекты «Глиссада» и «Кифопластика». При этом Андрей Вячеславович не стал скрывать, что вопросы по этим проектам УК решает совместно с Российской венчурной компанией. Сотрудничество с РВК он объяснил поиском дополнительных источников денег.

Андрей Комолов пояснил редакции, что пайщики, внёсшие в фонд свои деньги, должны получать свои дивиденды. В данном случае пайщиками выступают минэкономразвития РФ (25 процентов), правительство Саратовской области (25 процентов) и группа ВТБ (50 процентов). Доходы каждого пайщика от размещения их денег в госбумагах исчисляются десятками миллионов.

На наш уточняющий вопрос, забрал ли кто-нибудь из пайщиков свои дивиденды, Комолов отвечать отказался: «Это закрытая информация, я не имею права её разглашать».

Но, если верить областному правительству, вывод денег произошёл. И не исключено, что забрал их именно тот пайщик, который имеет самую большую долю. То есть группа ВТБ.

Прогнозировать, как скоро саратовские проекты смогут получить обещанные инвестиции, Андрей Комолов не взялся. «Проекты в настоящее время проходят согласование, но деньги мы им сможем перечислить, только когда будем уверены, что сможем контролировать свои риски», – пояснил Андрей Вячеславович.

По уточнённым данным редакции, проект «Биокон» всё-таки получил финансирование. В первом квартале 2011 года на реализацию проекта перечислили 45 миллионов рублей.

****

Начало саратовскому венчурному фонду было положено в 2006 году, когда минэкономразвития РФ и областное министерство экономики, скинувшись по 70 миллионов рублей, создали некоммерческое партнёрство под названием «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Саратовской области».

Затем был объявлен конкурс на управляющую компанию, который в 2007 году выиграла «ВТБ Управление активами». Этой компании средства Фонда содействия в размере 140 миллионов рублей были переданы в доверительное управление. Как положено по закону, выбранная УК привлекла ещё 140 млн рублей самостоятельно. Фактически их вложили в саратовский фонд ОАО «ВТБ» и ЗАО «ВТБ24». Или просто группа ВТБ.

Так был сформирован Закрытый паевой инвестиционный фонд, «который стал инструментом частно-государственного партнёрства поддержки и развития инновационной сферы».

Закон о венчурных фондах предписывает хранить их капиталы не в банках на депозитах, а в разрешённых ценных бумагах. Как правило, в государственных. Ещё год назад управляющий областным венчурным фондом Дмитрий Бейк рассказывал «Газете недели в Саратове», что от размещения денег в госбумагах стоимость средств фонда возросла с 280 миллионов до 350 миллионов рублей.