Прощание с поездом
Через месяц жители Петровского, Базарно-Карабулакского и Новобурасского районов области лишатся возможности ездить в Москву прямым поездом. Добираться до столицы им предложено через станции Сенная и Саратов-1. Причина – отмена поезда № 363/364 «Балаково – Москва».
Поезд хотят вывести из обращения с целью «исключения порожнего пробега». В Федеральной пассажирской компании (ФПК) нам сообщили, что альтернативой отменённого поезда № 363/364 станет ежедневное курсирование двухгруппового скорого поезда № 47/48 «Балаково – Саратов – Москва». Но из нового маршрута следования Балаково – Сенная – Саратов – Москва будут исключены три крупных населённых пункта.
При этом пассажирская компания «не отвечает за вопрос организации доставки пассажиров к новому поезду». Для его решения ФПК направила письма в министерство транспорта области, а также главам администраций трёх исключённых районов.
Среди возможных способов доставки пассажиров к новому поезду названы рельсовые автобусы. ФПК разослала письма региональным организаторам перевозок на железной дороге и в них попросила, например, Саратовскую пригородную компанию рассмотреть возможную подвязку расписания рельсовых автобусов на участке Аткарск – Карабулак – Сенная к графику движения поезда № 47. По телефону специалисты ФПК уточнили для нас, что курсирование этого вида транспорта находится вне их компетенции. Пригородная компания в свою очередь сообщила, что не вправе самостоятельно изменять уже утверждённое расписание рельсовых автобусов. «Компания является лишь исполнителем. Если министерство транспорта внесёт изменения в график движения, то мы обязаны его исполнить».
Получить какую-либо информацию о количестве рельсовых автобусов в Саратовской области, их маршрутах и целесообразности изменения расписания на участке Аткарск – Карабулак – Сенная не удалось. В областном министерстве транспорта и дорожного хозяйства нам скупо сообщили, что по итогам прошлого года количество пассажиров, совершивших поездки в столицу и обратно поездом № 363, составило 24852 человека и что из всех исключённых населённых пунктов курсируют прямые и проходящие автобусы до станций Сенная и Саратов-1.
Компенсировать дополнительные расходы пассажиров, которые теперь будут вынуждены различными способами идти на «перехват» поезда № 47, не планируется. «Стоимость проезда в автобусе и рельсовом автобусе не будет входить в стоимость билета на проезд в поезде дальнего следования сообщением Балаково – Саратов – Москва», – такой ответ мы получили из областного ведомства. Получается, что поездка в Москву и обратно обойдётся для пассажира исключённого из маршрута населённого пункта как минимум на 300 рублей дороже, нежели раньше.
Из районных администраций Петровска и Базарного Карабулака уже ушли письма руководству автотранспортных предприятий с просьбой пересмотреть расписание движения пригородных автобусов до Саратова и станции Сенная. В Новых Бурасах новость о скорой отмене из обращения поезда № 363 услышали впервые от нас.
В Базарном Карабулаке считают, что для доставки пассажиров к новому поезду до Москвы будет достаточно дополнительно выделенной местным АТП «газели». Количество желающих уехать в столицу, как рассказали в районной администрации, не превышает и пятнадцати человек на поезд. Чуть меньше людей пользуются проходящим поездом № 363 в Новых Бурасах. Там тоже не считают проблемой отмену прямого поезда. «Большинство желающих добраться до столицы в основном пользуются сообщением через областной центр», – рассказали нам в администрации.
Острее всего изменение маршрута коснётся жителей Петровска. «У нас всегда дополнительный вагон прицепляли. Поезд пользовался спросом у местных жителей», – подчеркнул в разговоре директор петровского АТП. Теперь придётся думать, как каждый день отправлять около 50 человек. Но о выделении дополнительного числа курсирующих в областной центр автобусов речь не идёт. «Имеющиеся не всегда полностью заполняются пассажирами. Только зачем теперь нужен городу вокзал, если поезд, который даже в войну не отменяли, перестанет через него ходить? – задаётся вопросом собеседник и подытоживает разговор: – Сейчас уже рынок диктует свои условия. Нерентабельный – значит отменить».
Отмена поезда № 363/364 «Балаково – Москва» не единичный случай оптимизации. В нашей области уже был отменён поезд «Саратов – Озинки». Вместо полного состава начали прицеплять дополнительные вагоны к транзитным поездам. Есть информация о скорой отмене поезда № 668 «Саратов – Тольятти». Причина аналогичная – низкий пассажиропоток.