12 миллиардов лучше, чем 10
В Саратове ожидается маленькая сенсация. После заседания городской думы, которое назначено на ближайший четверг, бюджет города уже в апреле станет больше, чем бюджет 2010 года. В минувший четверг на заседании комиссии по бюджетно-финансовым вопросам, экономике, использованию муниципальной собственности, местным налогам и сборам обсуждали состояние казны.
Пришли деньги на переселение и здравоохранение
Бюджет 2010 года по доходам составил 10 млн 650 тысяч рублей. Чтобы прийти к этой итоговой цифре, потребовалось восемь уточнений, увеличивающих общую величину. Бюджет 2011 года тоже уточняется. От этого никуда не уйдёшь. Такова практика работы в выстроенной вертикали российской власти, где постоянно меняется законодательство, но муниципалитеты остаются самыми бесправными и зависимыми распорядителями финансов.
Где и почём будут строиться дороги, ремонтироваться дворы, решается не в конкретном городе, а в самом федеральном центре. На эти придуманные (или пролоббированные) цели спускаются средства из федерального бюджета, которые сначала поступают в областной бюджет, а потом перераспределяются на городской уровень с условием зорко следить за их использованием. В прошлом году таких федеральных перечислений до города Саратова дошло почти 3,5 млрд рублей. А в этом году только за четыре месяца скоро можно будет говорить об общей сумме около двух миллиардов. В результате доходы бюджета города Саратова могут составить почти 12 млрд рублей.
Ранней весной в бюджет завели сотни миллионов на ремонт дорог и дворов. В минувший четверг обозначились дополнительные 655 млн целевых рублей на капитальный ремонт жилых домов и переселение граждан из аварийного жилья и 560 млн – на улучшение медицинской помощи. Понятно, что эти деньги – предвыборные и даются для того, чтобы народ почувствовал любовь и заботу власти и порадовал её потом голосованием. Но политическая подоплёка в данном случае вторична. Потому что до выборов ещё далеко, а работа по освоению денег закипит сейчас. Эти деньги сначала порадуют подрядами строителей, а потом обернутся новыми квадратными метрами и улучшением здоровья для конкретных тысяч людей.
Собственные налоговые и неналоговые доходы города Саратова тоже растут. На заседании городской думы депутатам будет предложено проголосовать за дополнительные 84 млн рублей. Цифра по сравнению с обещанным федеральным водопадом денег, конечно, небольшая. Но рачительному хозяину каждая копеечка в дело.
12 млн рублей нужны как можно быстрее на обеспечение безопасности дорожного движения, в 13 млн обойдётся постановка на кадастровый учёт границ территориальных зон, 20 млн требуется на приобретение дорожной техники. Все эти и другие расходы уже тщательно расписаны и практически согласованы.
Тпру для МУ
На заседании бюджетной комиссии Саратовской городской думы предполагалось заслушать отчёты сразу трёх главных комитетов городской администрации.
Оценку комитету по экономике поставили автоматом. Председателя комитета Алексея Санникова не заставили читать отчёт и не мучили вопросами. Он на невнимание не обиделся. Посчитал, что молчание – знак согласия с тем, что делается. Если бы ему предсказали подобное благодушное отношение ещё хотя бы два года назад, он ни за что бы не поверил такому повороту событий. Комитет по экономике тогда воспринимался депутатами самым проблемным.
К председателям двух других подотчётных комитетов – по финансам и по управлению имуществом – вопросы были. Особенно трепали Дмитрия Кузьмина.
Если просто читать отчёт комитета о работе за год, то всё в подразделении у Кузьмина гладко. В основном специалисты были заняты рутинной работой по отладке результативной работы городского имущества. Но для того, чтобы винтики вертелись, колёсики крутились, а денежки капали, на самом деле требуется очень много усилий. Только 2233 судебных заседания в системе арбитражных судов и судов общей юрисдикции чего стоят. Подготовить документы, вникнуть в суть проблемы. И всё ради того, чтобы с кого-то взыскать долги, а с кого-то пени, у кого-то забрать имущество, на котором делаются личные деньги, кого-то «подбодрить» напоминанием о том, что за всё надо платить, и за использование чужих материальных средств в том числе.
Комитет был занят оформлением бесхозного имущества в собственность города, переводом жилых помещений в нежилые и наоборот, оформлением арендных договоров. Каждое из этих усилий когда-нибудь отзовётся сотнями миллионов рублей в бюджет в форме арендной платы, налогов, части прибыли. Но пока собирается имущественная часть казны. Для того чтобы чётко понимать, какая её часть насколько затратна, а какая способна приносить деньги.
Но депутатов не устраивают темпы этих работ. Они желают, чтобы эффективность комитета была видна не только на бумаге, но и на деле, и не только по сравнению с тем, что было пять лет назад, а за более короткие периоды времени. Желательно видеть сегодня то, чего вчера ещё не было.
Вот, например, во времена мэра Юрия Аксёненко муниципальные предприятия создавались сотнями, и при этом почти все были убыточными. Убытки по закону покрывались из городских доходов. Даже сегодня за некоторых особо ушлых и погибших от этой ушлости приходится платить из бюджета, чтобы не быть обвинёнными в нарушении законодательства. Сейчас действуют всего 23 МУПа. 14 из них работают с прибылью, делясь частью заработанного с городом. И особых вопросов к работающим МУПам у депутатов нет. А вот муниципальные учреждения депутатов волнуют.
Депутат Сергей Козин поднял вопрос о том, имеют ли право МУ самостоятельно продавать своё имущество. Интерес Козина к щекотливой проблеме был поддержан остальными. Глава имущественного комитета Дмитрий Кузьмин начал уходить от темы, ссылаясь на правила, по которым сделки выше определённого потолка считаются крупными и должны согласовываться с комитетом. Но депутаты не отступали и продолжали задавать конкретные вопросы.
Вскоре стало понятно, что правило действует не всегда и не для всех, и кое-какое имущество уходит беспризорно по воле только руководителя муниципального учреждения. Председатель комиссии Алексей Березовский воспринял это возникшее подозрение серьёзно и настоятельно попросил чиновника поработать над изменениями в существующие нормативные акты. В них требуется предусмотреть возможность строжайшего контроля депутатов над такими сделками. Только свой думский взгляд депутаты считают достаточным условием для пресечения злоупотреблений.
Последние метры
Зачем в 1997 году город Саратов купил у Саратовского союза потребительских обществ половину имущественного комплекса пансионата «Заря», на заседании комитета не объясняли. Приняли это как данность. Все эти годы здесь функционировал детский оздоровительно-образовательный центр. С 2001 года расходы на содержание имущества городом не производились. Хотя сказать, что город ничего не платил, конечно, нельзя. Ведь из казны финансировались путёвки в этот детский оздоровительный лагерь.
Но как бы там ни было, а город задолжал сособственнику около 20 млн рублей расходов на эксплуатацию. И Саратовский союз потребительских обществ вышел с инициативой выкупить когда-то проданную половину пансионата у города. Городское имущество в составе нежилого трёхэтажного здания спального корпуса, двухэтажного здания канализационной станции, одноэтажного здания трансформаторной подстанции, двухэтажного здания клуба-столовой, одноэтажного здания котельной, одноэтажного здания гостиницы и одноэтажного здания, где происходит очистка воды, скорее всего, будут проданы. Желаемая цена – 17 млн рублей.
Пошумели на комиссии только о гарантиях сохранения профиля пансионата. Председатель комитета заверял, что профиль будет сохранён, но депутаты напоминали ему, что место расположения лагеря – Усть-Курдюм. А это уже не Саратов. И администрация Саратовского района, которой администрация Саратова не указ, вполне может изменить профиль заведения.
Ещё одну волну шума вызвал вопрос о продаже площадей в здании на проспекте Кирова, 18. Почти пять тысяч квадратных метров не могут продать второй год. Дело в том, что здание это интересно возможным инвесторам целиком. Но часть самых лакомых площадей уже продана предыдущей городской властью. Остались целиком помещения на третьем и четвёртом этажах, часть на втором и совсем немного – на первом. Здание нуждается в значительных капвложениях. Не продавать его нельзя. Но гарантий на договороспособность будущих хозяев, которые одинаково озаботятся состоянием здания, никаких. Но по закону будут снова сначала объявлять аукцион, а потом, если желающих не найдётся, предложат купить одному покупателю.
Всего в план приватизации муниципального имущества на 2011 год, который был принят в декабре прошлого года, предлагается включить 23 объекта нежилого фонда общей площадью более шести тысяч квадратных метров. 13 объектов из 23 свободны. В остальных есть арендаторы, но они не выказывают особого интереса к сотрудничеству с городом. Потому никаких угрызений совести и правовых последствий из-за их выселения быть не должно. Если всё удастся продать, то город получит минимум 82 млн рублей. Предлагаемые к продаже объекты на самом деле очень разные. И практически все «убитые». Так что рекламировать их комитету придётся хорошо. Но ничего другого не остаётся. Как говорит нынешняя городская власть, «всё хорошее продали не мы». Но бюджет города Саратова приходится по крупицам собирать ей.
Бюджет на просвет
В 2010 году собственные налоговые и неналоговые доходы города увеличены почти на 400 млн по сравнению с первоначальным планом. На 60 млн больше, чем планировалось, собрали единого налога на вменённый доход, на 65 млн – платежей по налогу на имущество физических лиц, земельный налог дополнительно принёс 155 млн рублей, дополнительные доходы от сдачи в аренду муниципального имущества составили 44 млн, а продажа земельных участков, собственность на которые не разграничена, принесла 47 млн.
В зачёт комитету по финансам можно поставить ещё как минимум три больших плюса. По привлечённым в бюджет муниципального образования коммерческим кредитам просроченной задолженности нет. Кредитная история у города положительная. При этом комитет по финансам не «сливает» бюджетные деньги близким банкам по завышенным кредитным ставкам, а проводит прозрачные аукционы, на которых выбирается самый менее затратный для города заём. Финансовые дела город старается вести максимально прозрачно, своевременно и в полном объёме, предоставляя информацию об исполнении бюджета всем желающим. Министерство финансов Саратовской области, получив доступ к бюджетной отчётности областного центра, никаких особых нарушений не находит. И это такой «зачёт» Саратову, о котором аксёновская администрация не могла бы и мечтать.
Новая фигура в руководстве
На заседании комиссии заместителем председателя единогласно был выбран Сергей Козин.