Бутылки там, «где детские грибочки»
О благоустройстве дворов в провинциальных городах задумались в Москве. Президент Медведев предупредил местных чиновников о своём грядущем беспорядочном (в смысле без предупреждения и подготовки) перемещении по дворам городов: «иначе никогда ничего не увидишь». Всё ли готово в Саратове к гипотетическому неожиданному приезду главы государства, отправился посмотреть наш корреспондент.
Заглянув в первый попавшийся двор на проспекте Строителей, 4а, понимаешь, что многолетняя разруха никуда не делась.
Разбитые дороги с огромными лужами, из-под которых местами виднеются асфальтовые островки. Жители домов перемещаются в основном по бордюру, более ловкие скачут по упомянутым островкам даже с тяжёлыми сумками в руках – по-другому никак не пройти.
Несколько месяцев назад работники ТСЖ прорыли в этом дворе траншею для стока воды, а выровнять забыли. Двор от этого стал холмистым, но вода убывать не стала, поскольку при таянии снега канал забился листвой. Здешний дворник вообще-то числится где-то в штатном расписании, но появляется во дворе редко, поэтому прочищать рукотворный канал приходится пожилым жильцам-активистам.
Ринат Рашитов, постоянный дворовой наблюдатель, говорит, что уже устал уговаривать соседей выйти на субботник. Он сам уже несколько дней убирает листву, красит ограждения, борется с половодьем и автомобилистами. «Во дворе много машин, пройти невозможно. Ночью молодёжь под моими окнами громко слушает музыку и пьёт», – сетует старожил.
Автомобили во дворе припаркованы повсюду. Два авто даже умудрились заехать на крошечную детскую площадку. К проблеме с отсутствием парковок во дворах местные власти отнеслись с пониманием и в прошлом году даже снесли полноценную детскую площадку, окружив освободившееся место высокой изгородью.
Успокоив себя тем, что президент, скорее всего, на окраину города не поедет, решил найти идеальный двор ближе к центру. Но зашёл во двор многоэтажного жилого дома на улице Рахова, 171/179, и понял – проблем не меньше.
Дороги ещё хуже, вообще можно ноги поломать. «Писали несколько раз в администрацию города. Нам пообещали заасфальтировать двор, но ждём уже два года», – говорит молодая девушка, убирающая листву с газона. Дом у них кооперативный, дворников нет, сами убирают территорию на субботниках. В настоящее время подобие детской площадки забросано полиэтиленовыми пакетами, пивными бутылками, окурками и прочей дрянью. Детей во дворе вообще не видно. За гаражами свалка: горы жутко воняющего строительного и бытового мусора. Неожиданно появившаяся свора лающих бродячих собак ускорила переход представителя прессы в следующий двор.
В поисках положительного примера решил выйти на улицу Кутякова и выбирать благоустроенный двор по привлекательному фасаду здания. У дома 41/59 решился шагнуть во двор. Машины лезли на подъезды, друг на друга, на тротуары, даже в арки.
Седовласый Михаил Леонидович хриплым голосом рассказал мне, как в прошлом году во дворе горели сараи и деревянные жилые дома. Пожарные расчёты не могли приблизиться к огню. «Шланги тянули с улицы Чапаева и Челюскинцев, с большим трудом потушили», – размахивая руками, вспоминал собеседник.
Обгорелые и заброшенные строения до сих пор на месте. Площадка для детей, как и в предыдущих дворах, в плачевном состоянии. Качели сломанные, под ними бутылки из-под шампанского, шприцы и весело выпивающая беззаботная молодёжь на лавочке. По словам Михаила Леонидовича, ходят слухи, что на месте этой убогой площадки будут строить парковку, которых катастрофически не хватает в городе.
Может, всё-таки президент Медведев передумает менять согласованные с местными властями маршруты?