Бремя серьёзное, но позитивное

Оценить
«Если мы вытащим зарплаты учителей на средние по области…»

В начале апреля на заседании правительства РФ премьер-министр Владимир Путин поднял вопрос о повышении заработных плат преподавателям школ. О том, как новый проект будет реализовываться в регионе, рассказал министр образования Саратовской области Гарри Татарков.

«Примерно 60 миллиардов рублей идёт на капитальные ремонты и оборудование школ, – сказал Владимир Путин. – В чём заключается предложение? Мы могли бы помочь регионам в части приведения в порядок этих учреждений, а те средства, которые у них будут высвобождаться за счёт наших денег, они должны направить на повышение заработных плат учителям. (…) При этом если мы по этому пути пойдём – а я предлагаю поступить именно таким образом, – мы уже в ближайшее время сможем добиться повышения заработных плат учителей процентов на 30».

– Это, пожалуй, самая весомая инициатива, которая касается школ. Бремя серьёзное, но давайте воспринимать его в позитиве. Есть перспективы. Мы ожидаем получить 395,2 миллиона рублей. Очень приятно, что в процессе определения региональных квот применялся формульный принцип. Федеральное правительство исходило из бюджетной обеспеченности муниципальных образований, из количества детского населения и его структуры. Поэтому те деньги, которые придут в область, будут очень заметны. С другой стороны, и здесь будет применяться уже привычная для России формула: денежные средства в обмен на обязательства.

Если посчитать всё на круг, то в консолидированном бюджете сумма, которую мы планировали потратить на реконструкцию школ, превышает 200 миллионов рублей за 2011 год.

С учётом федерального транша эти деньги значительно возрастут. Средства, которые уже распределены по бюджетам всех уровней, никто не собирается забирать обратно. Зарплаты учителей придётся повышать из дополнительных средств регионального бюджета. Мы планируем, что к 1 сентября средняя зарплата учителя выйдет на уровень 16 тысяч рублей.

При реализации данного предложения премьера могут возникнуть трудности, связанные с контролем муниципального уровня управления. Как правило, область выполняет свои обязательства, в том числе и по дотированию и поддержке муниципальных районов. Но, используя современное законодательство, которое позволяет самостоятельно распределять полученные с другого уровня средства, не всегда свои обязательства выполняют муниципальные районы. Поэтому мы видим условием выделения этих средств схему заключения договора между региональной властью и руководителями муниципалитетов.

Как я вижу сегодня, на будущий год средства на организацию среднего образования в области могут утроиться. У нас появляется уникальный шанс перейти на новые федеральные стандарты и не только решить текущие проблемы школ, усилив их материальную основу, но и улучшить их перспективы. Если мы вытащим зарплаты учителей на средние по области, это потащит за собой повышение заработных плат других категорий соцсферы. Это объективный процесс.

Экспертное мнение губернатора Ипатова, высказанное на пресс-конференции 13 апреля:

– Ситуация в школах Саратовской области лучше, чем в школах Российской Федерации. Мы в своё время увеличили зарплаты учителям. Мы достаточно много работали над повышением поддержки школ в части ремонтов и оснащения. Тем не менее, проблем в школе хватает. Я в последнее время очень много встречался с общественностью. Знаю, что мнение о реформе школы неоднозначное… Но моя задача как губернатора более прагматична. Конечно, надо учитывать мнения, но, с другой стороны, надо обладать ресурсами, которые позволят эту ситуацию менять. Так вот, я считаю, что та инициатива Путина, которая прозвучала 4 апреля, она, конечно, верная. Речь идёт о двухлетней программе по федеральной поддержке школьного образования. Просто надо ресурсы закачивать в школу. Мы на территории области ряд конкретных программ готовим. Это касается и повышения зарплаты учителей. Могу сказать, что она по прошлому году составила 13,5 тысяч рублей. При том что в большинстве субъектов РФ она 8–9 тысяч. Всё это выльется в комплексную программу поддержки школы. Основные ориентиры мы себе представляем. А дальше предстоит большая техническая работа.