Одной ногой в реформе
Госдума сразу в трёх чтениях приняла на минувшей неделе поправки к закону «О закупках», разработанные министерством экономического развития РФ. Они направлены на повышение эффективности использования бюджетных средств в текущем году, потому что на следующий год запланирован совершенно новый закон о закупках. Эксперты считают получившийся документ сырым и до конца непродуманным. Саратовские специалисты разделяют эту точку зрения.
Пришлось договориться
Поправки к федеральному закону № 94 были, наверное, самой обсуждаемой в последнее время темой. За пять лет практического действия закона «О закупках» в нём обнаружились очевидные прорехи, и возникла необходимость в дополнениях и изменениях. Развернулись горячие споры о том, какими должны быть процедуры и документы, регулирующие процесс размещения заказов. В основном спорили два федеральных ведомства – Федеральная антимонопольная служба и министерство экономического развития и торговли. Каждое из них решение проблем видело по-своему.
ФАС предлагала сохранить существующий закон, подлатав только «дыры» в самых слабых местах действующей системы госзакупок. Министерство предлагало систему реформировать. Опираясь на зарубежный опыт, МЭРТ призывал к переходу к Федеральной контрактной системе (ФКС). В ФКС, как утверждает ведомство, честные заказчики и подрядчики получат возможность использовать более простые и быстрые инструменты для удовлетворения своих нужд.
Собственно, все споры и обсуждения были спровоцированы поручением президента Дмитрия Медведева подготовить к 1 апреля 2011 года новое законодательство о размещении госзаказа. Но концепция Федеральной контрактной системы, разработанная поначалу минэкономом, не была согласована ФАС и министерством финансов. В конце марта вице-премьер Игорь Шувалов приказал ведомствам прекратить полемику, свести в единый законопроект только согласованные нормы и представить их президенту. Законопроект был направлен президенту 31 марта, а 1 апреля уже внесён в Госдуму.
От действующего закона по предложению ФАС отказываться не стали. Но по настоянию МЭРТ всё-таки регламентировали требования к качеству поставляемого товара и услуги.
Компромиссные поправки
Поправки к 94-му ФЗ обязывают заказчика обосновывать начальную цену контракта с приведением расчётов и указанием источника информации. Кроме того, заказчику предоставляется право выдвигать требования к срокам, к гарантиям качества, к условиям поставки, монтажа и обслуживания закупаемого оборудования.
Документ также предоставляет некоторые права правительству. Например, утверждать любые особенности размещения заказа на отдельные виды товаров и услуг, а также при размещении конкретного заказа. Кроме того, правительство получило право выставления встречных требований при размещении крупных заказов. В частности, требовать от поставщика инвестировать часть полученной за свой товар или услугу выручки в российскую экономику.
Ещё законодатели сняли ограничения на указание бренда в заказе при закупке расходных материалов к имеющейся у них технике. До сих пор, размещая заказ даже на картриджи для принтера, заказчики были обязаны после указания марки добавлять: «или аналог». В результате чаще всего победителями оказывались поставщики «аналогов» китайского производства, использование которых приводило к лишению гарантии на оборудование. Теперь заказчики могут руководствоваться требованиями техдокументации, где рекомендуется использовать только оригинальные расходные материалы.
Надо бы ещё посидеть подумать
Многие эксперты к принятым поправкам отнеслись прохладно. Так, в новом требовании обосновывать начальную цену контракта, перечисляя возможные источники информации о текущем уровне цен, их смущает возможность ссылаться в качестве источника информации на «реестр государственных и муниципальных контрактов». Ссылка на цены уже заключённых контрактов, по мнению экспертов, лишает смысла требование обосновывать начальную цену. «Многие предыдущие контракты заключались по завышенным ценам, и эта мера лишь зафиксирует потолок цен при определении стартовой цены», – считают аналитики.
Этой точки зрения придерживаются и саратовские специалисты. Например, заместитель начальника отдела правовой и кадровой работы комитета по контролю и координации закупок для государственных нужд Саратовской области Дмитрий Григорьев, который согласился обсудить с редакцией законодательные нововведения.
«Тот факт, что в законе закреплена норма о сборе информации, обосновании начальной цены контракта, приведении её расчёта, – это, безусловно, значительный шаг вперёд, – говорит мой собеседник. – Но при этом в законе ничего не сказано о том, как определить, что цена была рассчитана правильно. То есть сейчас заказчику ничего не мешает собрать информацию от нескольких поставщиков с самой высокой ценой за товар или услугу и на их основании обосновать начальную цену контракта по своему заказу, которая, естественно, будет значительно выше, чем среднерыночная цена на товар».
Дмитрий Сергеевич видит в этом возможную коррупционную лазейку. По словам моего собеседника, поправки, принятые в закон «О закупках», неплохи, но над документом, по его мнению, нужно бы ещё посидеть. В частности, он считает, что механизм обоснования начальной (максимальной) цены контракта должен быть более детализирован.
К этому коллег по Госдуме призывали и депутаты из оппозиционных партий. Но их не услышали. Спешное рассмотрение и принятие законопроекта объяснили тем, что правительству РФ необходимо реализовывать программу, связанную с госзакупками дополнительного медицинского оборудования. По новому закону при стоимости закупаемого медоборудования свыше 50 миллионов рублей поставщик, помимо гарантии на оборудование, обязан предоставить финансовую гарантию исполнения контракта (от двух до 10 процентов от начальной цены).
В любом случае новая редакция 94-го ФЗ – это всего лишь временное решение. Окончательно судьба системы государственных закупок решится не раньше осени. К 1 сентября минэкономразвития России планирует подготовить более продуманный законопроект.