Карету мне! Скорее!

Оценить
Скорая медицинская помощь саратовцам уже в начале прошлого века требовалась «не только ежедневно, но и несколько раз в день»

Первого ноября 1920 года разъездной врач Вартанов принял первый вызов к больному. Так 90 с лишним лет назад в Саратове начала работать городская служба скорой медицинской помощи. Всё начиналось с одной-единственной выездной бригады и двух врачей.

«Даровая помощь…» – На какие деньги?

В начале XXвека ритм жизни в Саратове значительно ускорился. Наука дала врачам новые лекарства и новые способы лечения, а вот вовремя помочь больному становилось всё труднее. Развивалась и усложнялась промышленность, соответственно, увеличилось число калек, пострадавших на производстве. Небезопасно стало прогуливаться по улицам Саратова – появились автомобили. Размышляя о том, как поспеть за прогрессом и совладать с ним, ещё в 1903 году саратовский врач Экусиэль Катунский написал доклад «Об организации даровой скорой помощи в Саратове» и прочитал его в том же году на заседании Саратовского санитарного общества.

Катунский напомнил коллегам, что из-за скудости отпускаемых средств городские амбулатории и больницы не могут обеспечить необходимую медицинскую помощь, особенно беднякам. Если жителю Глебучева оврага или заводской окраины срочно понадобится врач, пока гонец добежит до амбулатории, пока доктор доберётся до травмированного, пациент сто раз успеет умереть!

«Между тем случаи, когда требуется скорая медицинская помощь, бывают не только ежедневно, но и по несколько раз в день», – уверял докладчик. И привёл такие цифры по Саратову: срочность оказания помощи больному требуется примерно в двух тысячах случаях ежегодно. «При усиленном движении в городах, при постоянных постройках и ремонтах зданий, при разнообразии средств передвижения, при сильном развитии фабричной и заводской деятельности, при широком применении газа и электричества, при скоплении масс народа в театрах и других общественных местах, при близости больших рек (…) необходимость скорой медицинской помощи, безусловно, важна».

Само понятие «скорая медицинская помощь» Экусиэль Катунский придумал не сам, а заимствовал. В Европе и Америке люди уже познакомились с неотложкой. Причём существовало три вида подобных медицинских организаций, один из них – венский – Катунский предложил для Саратова.

Так, в Германии, Бельгии, Норвегии, Швеции действовали общества самаритян, состоящие из несведущих в медицине людей. Главной задачей самаритян было как можно быстрее доставить раненого или больного к доктору. В городах США и Испании открыли множество спасательных пунктов, где дежурили квалифицированные врачи, а больной мог обратиться в ближайший такой пункт. В Вене же два десятилетия назад опробовали центрально-спасательную схему оказания помощи. Венская модель позже распространилась по всей Европе, а с 1897 года пришла в Варшаву, Лодзь, Киев, Одессу, Вильно.

Кстати, с тамошними врачами радетель скорой в Саратове Катунский состоял в переписке. Венская система показалась ему самой рациональной: мобильные отряды санитаров под руководством дежурных врачей отправляются на вызовы в специальных каретах скорой помощи и быстро доставляют тяжелобольных в клиники.

В итоге Катунский предложил коллегам учредить Общество скорой помощи и в Саратове. А на ожидаемый вопрос «На какие деньги?» приготовил ответ. На новую службу можно потратить те две тысячи рублей, которые город неэффективно тратит на ночные дежурства: их услугами в течение года воспользовались всего 813 человек, большинство – малярийные больные. Между тем несчастные случаи чаще всего происходят именно днём. Городу оставалось найти помещение и разрешить пользоваться пожарными лошадьми. По подсчётам автора проекта выходило, что на организацию новой службы потребуется максимум шесть тысяч в год. Недостающую сумму санитарное общество могло бы добрать устройством платных концертов, вечеров, привлекать частные пожертвования.

Коллеги врача поддержали и даже избрали комитет для учреждения скорой помощи, но дальнейших следов проекта по созданию скорой саратовский журналист, краевед Владимир Вардугин так и не нашёл.

«Для скорейшего прибытия на место вызова»

Несмотря на критику Катунского, первым опытом скорой помощи в Саратове были именно ночные дежурства. Саратовская городская дума 10 января 1901 года постановила учредить ночные дежурства при амбулатории 2-го участка на Крапивной улице (ныне улица Шевченко) между Вольской и Ильинской (ул. Чапаева), при амбулатории 4-го участка – на горах, на углу Симбирской улицы и Покровской площади (рядом с Покровским храмом на современной улице Горького). Врачи дежурили там с девяти вечера до девяти утра, оказывая бесплатную помощь всякому, кто бы к ним ни обратился. Город обеспечивал эти пункты телефонной связью и лошадьми для вызова докторов.

К мысли устроить станцию скорой помощи, работающую круглосуточно, в Саратове всё-таки вернулись. Но уже после революционных волнений. В 1920 году во 2-й Советской больнице (бывшей Александровской) был открыл пункт скорой помощи. Краевед Вардугин нашёл сохранившееся «Положение о скорой медицинской помощи для населения города Саратова» от 1924 года, из которого следует, что все пункты проекта Катунского воплотились в жизнь. Изменился только номер телефона, по которому нужно было звонить при несчастном случае: номер 13. Набирать его мог каждый, однако «Положение» предупреждало об ответственности за ложный вызов.

Уже в 1921 году в городе работали две станции: одна оказывала помощь жителям района от Волги до Ильинской улицы, вторая – от Ильинской до железнодорожного вокзала. При численности городского населения в 192 тысячи человек за год было выполнено 2400 вызовов.

В условиях разрухи, бедности, голода в Поволжье саратовская служба скорой помощи не шиковала. Штат её состоял из врача, нескольких санитаров и телефонистов, работавших посменно. Особая роль отводилась кучерам (прообраз современных водителей машин скорой). О них в «Положении» говорилось: «Ездовые кучера также безотлучно несут очередное дежурство… твёрдо изучают расположение города для скорейшего прибытия на место вызова». Кучер был обязан в случае надобности заменять санитара.

Саратовская губерния, как и всё Нижнее Поволжье, периодически страдала от эпидемий холеры. Так, в 1830 году ужасная эпидемия терзала Саратов более месяца, умерли десять тысяч человек (четверть населения города). Михаил Лермонтов даже написал об этом стихотворение «Чума в Саратове».

«Чума явилась в наш предел;

Хоть страхом сердце стеснено,

Из миллиона мёртвых тел

Мне будет дорого одно…»

С появлением новой службы летом одна из карет скорой помощи выделялась под перевозку холерных больных. После каждого выезда карету дезинфицировали под наблюдением врача. Он же брал на себя ответственность за дальние вызовы – в тёплое время года разрешалось обслуживать дачную местность. В кабинете врача скорой помощи на стене висели план Саратова, таблица противоядий, список городских больниц, расписание дежурств.

Как зовут вашу тележку? «Лорен-Дитрих!»

В 1930 году в Саратове понятие «карета скорой помощи» ушло в прошлое. Конный транспорт сменили два автомобиля: «Фиат» и «Лорен-Дитрих». Это были серийные авто, приспособленные умельцами для транспортировки больных. Неизменным же осталось оснащение выездных бригад, умещавшееся, как правило, в саквояж.

В 1940 году штат станции насчитывал 26 врачей, четыре акушерки и семь медицинских сестёр. В тяжёлые годы Великой Отечественной войны Саратов превратился в госпитальную базу, на территории города было развёрнуто 64 эвакогоспиталя. Коллективу сотрудников, кроме основной работы, приходилось оказывать помощь во время воздушных налётов, делать большое количество перевозок раненых.

За период с 1951-го по 1969 год число выездных бригад увеличилось с восьми до 38, а количество врачей по штату – с 40 до 187. С конца 1961 года на станции скорой и неотложной помощи стали создаваться специализированные бригады, были организованы кардиологическая, противошоковая и психоневрологическая бригады.

Почти 40 лет саратовская станция скорой помощи находилась на улице Красной, 36 (современная улица Хользунова), в тесном старом помещении, бывшей конюшне. В 1970 году на этом месте выстроили трёхэтажное типовое здание с гаражом и мастерскими. Позже свои подстанции появились в Ленинском, Заводском, Кировском районах города.

В 1965 году исполкомом Саратовского городского совета депутатов трудящихся было принято решение о строительстве комплекса зданий скорой помощи в Саратове на 60 автомашин. Сейчас в автопарке учреждения 151 санитарный автомобиль. Построен гараж-стоянка с набором необходимых цехов и помещений для технического обслуживания и ремонта санитарного транспорта.

Кстати, президент Дмитрий Медведев поручил оснастить станции скорой помощи системами обработки вызовов и управления бригадами на базе спутниковой навигации ГЛОНАСС. Срок исполнения – до 1 декабря 2012 года.

Прошлым летом мэрия Саратова намеревалась в рамках программы модернизации городского здравоохранения приобрести 82 санитарных автомобиля, оснащённых системой ГЛОНАСС. А возглавлявший несколько лет городскую службу скорой помощи, а ныне депутат Государственной думы Игорь Архипов считает, что «нам также необходима АСУ – автоматическая система управления, которая стоит в национальном проекте «Качество жизни». Вообще, спутниковой навигацией хотят оснастить весь транспорт медиков Саратова. На реализацию программы потребуется более семи миллиардов рублей.

Грузите больных по таксе

На сайте саратовской мэрии выложена любопытная таблица с показателями качества работы саратовской скорой. По нормативам время ожидания скорой – 20 минут, среднее время пребывания у постели больного – 24 минуты, среднее время обслуживания с госпитализацией – 70 минут. А судя по докладам чиновников, помощь приходит всё скорее и скорее: в 2007 году среднее время ожидания прибытия бригады скорой помощи в Саратове составило 16,4 минуты, в 2008 году – 14,8 минуты. Если так дальше пойдёт, то к 2015 году скорая будет дежурить у саратовцев под дверью.

В реальности же люди жалуются на низкое качество помощи, на долгое ожидание. Так, за 2009 год в министерство здравоохранения области поступило 854 обращения от жителей Саратова (36 процентов от общего числа жалоб), основная часть которых связана с отсутствием должного внимания со стороны медперсонала. При этом губернатор пожурил городские власти за 34 миллиона рублей неэффективных расходов по скорой медицинской помощи.

В итоге первоначальное понятие скорой помощи как «даровой» теряется, появляются платные неотложки.

Во сколько же оценивается скорость медицинской помощи? Например, в прейскуранте одной из фирм, оказывающей такие услуги, расценки для Саратова таковы.

Вызов врача на дом с осмотром, назначением обследования и лечения без лечебных манипуляций: днём – 700 руб., ночью – 1000 руб. Госпитализация в стационар в течение одного часа – 400 руб. Погрузка в автомобиль – 100 руб., выгрузка из автомобиля – 100 руб. Транспортировка пациента на носилках: до 80 кг – 100 руб. за этаж, свыше 100 кг – 140 руб. за этаж.

Всё бы ничего, но сравнение с доставкой мебели напрашивается само собой. Отнесутся ли здесь к больному лучше, чем к мебели?

В пациентах – треть города

По данным 2010 года, неотложка ежегодно оказывает помощь более чем 300 тысячам пациентов Саратова, это треть города. Каждый десятый госпитализируется по экстренным показаниям. Сейчас на 10 городских подстанциях работают 82 бригады – это 247 врачей, 490 средних медицинских работников и 318 водителей.