Cкандалить не стали: толку-то!..

Оценить
Cкандалить не стали: толку-то!..
Маршруты пассажирского транспорта в Саратове поделили тихо и на первый взгляд без претензий

Итоги конкурсного отбора транспортных предприятий Саратова на право организовывать пассажирские перевозки и в этот раз не удивили. Победила привычная уже троица: МУП «Саратовгорэлектротранс», ОАО «Автокомбинат № 2» и ОАО «Межгортранс». А вот спокойствие частных перевозчиков заставило задуматься. Ни дебатов, ни пикетов, ни эмоциональных откровений. Оказалось, что они просто устали бороться и глубоко обиженные ушли в подполье.

На два маршрута не нашлось желающих

В этом году администрация Саратова проводила отбор перевозчиков 31 марта и 1 апреля. Выбирали из 14 предприятий-претендентов, которые подали 211 заявок на 93 лота (маршрута). Критерии отбора были прежними:

1) возможность использования такого подвижного состава, который отвечал бы всем правилам перевозки пассажиров;

2) возможность организовать медицинское обслуживание водителей;

3) возможность организовать техобслуживание транспорта;

4) возможность поставить подвижной состав на охраняемую стоянку в ночное время.

Всем требованиям, с точки зрения конкурсной комиссии, соответствуют только три предприятия. В итоге 93 маршрута между ними и поделили. Саргорэлектротрансу досталось 28 маршрутов, Автокомбинату № 2 – 36, Межгортранс получил в управление 21 маршрут. В число победителей попало ещё одно предприятие – ООО «Икар-Транс». Ему отвели шесть маршрутов.

Неразыгранными оказались два лота: маршруты № 1 «Радищева – 2-я Гусёлка» и № 59 «6-й квартал – Городская клиническая больница № 2». Претендентов на них не было, поэтому, как принято в таких случаях, с перевозчиками будут заключаться краткосрочные договоры – на три месяца.

В целом конкурс в этом году прошёл как обычно. Единственное отличие: не было ожесточённой предконкурсной борьбы. Неужели большая часть тех, кто в прошлые годы рьяно отстаивали свои права и интересы, активно дискутировали с членами конкурсной комиссии, просто смирились с существующим положением вещей? Нам показалось странным, почему активисты протестного движения Александр Антипанов (ООО «АриАЛ») и Алексей Чибрикин (ООО «Альянс Авто») сохраняют слоновье спокойствие. Неужели их действительно полностью удовлетворили, как предположили наши источники в городской думе?

Остались при своих

«Да просто нахлебались мы уже этого говна, – эмоционально отреагировал на вопрос журналиста Алексей Чибрикин. – Надоело доказывать что-то администрации. Бесполезно. Хотят они в дерьме ковыряться, пусть ковыряются!» Мой собеседник уверял, что своих позиций перевозчики не сдают. Но доказать свою правоту сейчас просто не могут.

«С теми людьми, что находятся сегодня у власти в городе, в администрации, конструктивного разговора не получится, – считает Алексей Константинович. – Но ничего, придут когда-нибудь другие люди, которые будут заинтересованы в том, чтобы сфера пассажирских перевозок развивалась и обновлялся подвижной состав».

В ООО «АРиАЛ» высказали похожее, но более сдержанное мнение. Пообщаться с директором предприятия Александром Антипановым не удалось. Правда, в комментариях мне не отказали. Вот только человек, согласившийся поговорить о конкурсе, попросил его имени не называть. Он сообщил, что частным перевозчикам, которые в очередной раз остались без маршрутов и вынуждены наниматься в партнёры к победителям, трудно бороться с администрацией:

«Мы ничего не можем сделать сейчас. Такой у нас закон о местном самоуправлении. В прошлом году мы прошли по всем судам, и суды говорят нам, что администрация действует по закону. Может быть, с точки зрения закона здесь действительно всё правильно. Да и схема сама по себе тоже, наверное, правильная. Но то, как используют её в саратовской администрации, просто душит наши предприятия. А кричать и скандалить об этом уже бестолку».

СГЭТу отдали должное

Положение частных транспортных предприятий действительно нельзя назвать завидным. Многие из тех, кто в надежде на победу обзавёлся собственным подвижным составом, теперь продают или режут и сдают на металлолом свои автобусы. Так поступили, например, в «Альянс-Авто». Из 25 единиц своей техники в наличии у предприятия осталось только 10. Но и они не выходят на пассажирские маршруты города. «Чтобы не связываться с администрацией, мы работаем на дежурках. У нас много заводов, которым нужно перевозить рабочих. Вот мы этим и занимаемся сейчас. Утром отвезли людей на работу, вечером развезли по домам, – рассказывает Алексей Чибрикин. – Пришлось сокращать коллектив. Когда-то на предприятии работало 200 человек. Сейчас осталось 15 водителей да пять слесарей».

АРиАЛ тоже решил не связываться ни с администрацией, ни с компаниями-победителями. Но и резать свои машины (53 автобуса большой вместимости не старше 2007 года) здесь не хотят. «Мы сейчас сдаём свои автобусы в аренду индивидуальным предпринимателям, а вот они уже идут и устраиваются на маршруты у СГЭТа и 2-го Автокомбината. Таким образом, задействованы 17 единиц, остальные 36 простаивают», – сообщил мне собеседник из АРиАЛа.

Представители предприятия согласились пояснить, чем их не устраивает сотрудничество с нынешними маршрутодержателями.

«Когда маршрут находится в нашем, например, управлении, мы имеем возможность самостоятельно оптимизировать свои расходы. Кроме того что мы используем свои автобусы, нам гораздо проще искать водителей и контролировать их, есть возможность торговаться по стоимости стоянки и т. п. А сейчас для того, чтобы работать на маршрутах СГЭТа или Автокомбината, мы должны платить по 11–12 тысяч рублей за каждую машину в месяц. Представляете? – брал меня в сторонники мой собеседник. – Мы купили автобусы, например, за 100 миллионов рублей. И ещё полмиллиона должны авансом отдать за то, чтобы они просто работали. При этом МУ «Транспортное управление» нынешние маршрутодержатели отдают не более двух тысяч рублей, а остальное оставляют себе. На бумаге у них эти девять тысяч вполне обоснованы: техобслуживанием, медицинским обслуживанием и т. д. Но, во-первых, эти услуги не стоят таких денег, а во-вторых, водители платят за них отдельно. Механику, к примеру, по 900 рублей ежемесячно. СГЭТу нужно отдать должное – у них безналичный расчёт. Но остальные…»

По словам моего собеседника, тех денег, которые АРиАЛу удаётся зарабатывать сегодня, хватает только на поддержание предприятия на плаву. На мой вопрос о дальнейших планах и надеждах ответ последовал не сразу: «Честно говоря, я не знаю, на что мы надеемся. Наверное, на то, что ситуация через какое-то время поменяется. Мы ведь даже продать свои автобусы не можем. Их остаточная стоимость в настоящее время выше рыночной. А если мы будем продавать их по дешёвке, то как должны объяснять это налоговым органам?»

Обидное мнение

– От чего зависит рентабельность нашего бизнеса? – спросил меня директор Альянс-Авто Алексей Чибрикин. Но ответить на свой вопрос решил сам: – От хороших дорог, от отсутствия пробок и от адекватного тарифа.

– А что для этого сделала саратовская администрация? – снова спросил меня Чибрикин.

– Ну, тариф повысили, теперь дороги вроде ремонтируют… – начала было я.

– Да что вы? Дороги в Саратове просто поганые, пробки с каждым годом всё длинней и плотней. А вот бордюры наша администрация красит исправно ежегодно. Но у них только на это, видимо, ума и хватает, – отрезал Алексей Константинович.