К уголовному концу
В минувшую среду в Саратовской областной думе говорили о двух физкультурно-оздоровительных комплексах. Вернее, о деньгах, затраченных на их строительство: затраты разнятся в 2,5 раза. Почему-то разговор о деньгах вели на заседании комитета по физической культуре, туризму и делам молодёжи.
После заседания, которое шло почти час, председатель комитета Денис Фадеев прокомментировал состоявшееся обсуждение. Сказал, что так и не услышал ответа на вопрос, в чём принципиальная разница этих объектов. А вот журналисты ответы расслышали даже в том шуме-гаме, что стоял в парламентском центре. Хотя кое-что запуталось ещё больше.
Интрига до ответов
Речь на заседании шла о двух ФОКах, открытых в марте в рабочем посёлке Ровное и в рабочем посёлке Горный. При этом Ровенский ФОК стоил 82 миллиона рублей, а ФОК в Горном – 34 миллиона. Ровенский ФОК строили три года, а комплекс в Горном – всего пять месяцев. Оборудование Ровенского ФОКа стоило 12 миллионов рублей, а оборудование спортивного объекта в Горном – один миллион. При этом проекты двух ФОКов делал один разработчик.
Председатель комитета Денис Фадеев всё время твердил, что ФОКи аналогичны друг другу, и призывал депутатов областной думы, представителей счётной и общественной палаты, а также разнообразных приглашённых найти ответ на вопрос, как получилась такая разница в объектах. Активнее всего расспрашивали осведомлённых лиц Александр Ландо и Леонид Писной, к физкультурному комитету никакого отношения не имеющие. Леонид Писной при этом острыми вопросами загонял в угол «Славу» (Вячеслав Миронов, председатель комитета капитального строительства Саратовской области) и «Серёжу» (Сергей Рощин, глава администрации Ровенского района).
Не такие уж и одинаковые
Ситуацию с разницей стоимости начал разъяснять Вячеслав Миронов. Он сказал, что объекты «не являются аналогичными друг другу абсолютно».
Объект в посёлке Ровное – площадью 2129 кв. метров. В нём два спортивных зала (один борцовский), трибуны и стадион с беговыми дорожками и трибунами. Кроме того, объект обеспечен индивидуальными техническими коммуникациями, котельной и трансформаторной подстанцией.
Объект в Горном – 1685 кв. метров. Но площадь не главное. Принципиальная разница между объектами в том, что ФОК в Горном строился без трибун, без открытых спортивных площадок, с готовыми коммуникациями. По словам Вячеслава Миронова, по строительной части стоимость затрат на кв. метр сопоставима.
«Я вчера занимался экономическим творчеством, – начал свою партию Леонид Писной. – Приведу один пример по понятию норматива стоимости кв. метра. В декабре 2008 года он был 23200 рублей по жилью. Сейчас, спустя 3 года, 23250 рублей. При этом мы знаем про подорожавшие электроэнергию, газ, металл. Но жильё строится, мы ищем варианты и удерживаем позицию. Если мы хотим разобраться в сегодняшнем вопросе, надо сделать сопоставимую ведомость по элементам двух объектов. Чтобы её можно было детально рассмотреть. Нам нужны стоимость конструкций, оборудования, в том числе стоимость отклонений по каждому элементу. Будь то подключение электроэнергии, воды, благоустройство».
Такой ведомости у комитета капитального строительства не было. Сказали, что могут, но не успели подготовить. Леонид Писной не отступал. Он, в отличие от Фадеева, не называл комплексы аналогичными, а предпочитал именовать их спортивными объектами со сходными потребительскими характеристиками. Насколько объекты на самом деле схожи по своим характеристикам, понять из материалов, подготовленных комитетом к заседанию, было невозможно. Материалы были составлены по-разному. В документах по Горному была обозначена вместимость полезной площади сооружения – 48 человек в смену. Подобной информации по Ровному не было. Свою дозу информации в прояснение ситуации внёс главный инженер организации «Стройпроект» Анатолий Смагин.
«Это разные ФОКи, – утвердительно сказал он. – И к ним был разный подход. По ФОКу в Краснопартизанском районе чётко поставил задачу глава района. В 2005 году был первый этап строительства. Глава попросил тогда у федерального центра 11 млн рублей. И мы ему сделали открытый стадион. Кроме того, за счёт федеральных средств были созданы все сети. А место для ФОКа было выбрано таким образом, что он практически садился на них. Там ни котельных не пришлось строить отдельных, ни трансформаторов. Вода 10 метров, канализация рядом. Все сети идеальные. Только подключай здание и всё. Вторым этапом стало строительство зала. Мы взяли типовой блок 42 метра на 24. При этом было сразу оговорено, что функциональное назначение зала будет не универсальным, а целевым: спортивные игры, в основном гандбол и минифутбол. Поэтому мы в ходе проектирования вычистили весь спортивный зал, выбросили трибуны и душевые под ними и сделали административно-бытовую пристройку вплотную к корпусу. Коридор на втором этаже стал смотровой площадкой, такой полутрибуной. Никаких оздоровительных действий в этом зале проводить не предусматривалось. Поэтому оборудование – ворота, сетки и атрибутика вплоть до мячей.
По Ровному залы заказывались другие. Один 24 метра на 60 и ещё один 30 на 24 антресольный. И мы возражали, когда в техническое задание район записывал реконструкцию летнего стадиона. Но техническое задание подписывали они. И без этого не состоялся бы объект. Этот ФОК по назначению другой – многофункциональный. И по сетям ситуация была сложной. Там свою трансформаторную пришлось делать, котельную. Даже дизельную пришлось строить, потому что давления в водоводе не хватало для тушения пожара первой категории».
В чью пользу дефляторы?
Как утверждал Анатолий Смагин, «цена в базе» была проверена. Но эта база изменилась с помощью коэффициентов. Это на самом деле был ещё один маленький нюанс. Дело в том, что у ФОКов были разные заказчики. ФОК в Ровном заказывал комитет капитального строительства правительства Саратовской области. А ФОК в Горном – департамент федерального строительства, который ведёт уничтожение химического оружия. В этом департаменте, как сказал Анатолий Смагин, не принято делать индексацию цен. «Как прошла экспертиза в 2007 году, так и делают. Выигрывают тендер и всё», – уточнил главный инженер проектной организации. А вот в Саратовском областном правительстве практикуют коэффициенты дефляции, учитывающие удорожание материалов, рабочей силы и т. д. Эти дефляторы защищаются на уровне федерального министерства регионального развития.
«Какие дефляторы? – возмущался несколько раз на заседании Леонид Писной. – У нас отрицательная инфляция в строительстве! Цемент в два раза упал!»
Оппоненты из комитета по капстроительству начали успокаивать Леонида Писного, что за 2010 год ни по одному объекту дефляторы не брались. По крайней мере при расчётной цене контрактов. А вот по факту выполненных работ индекс подрядчика учитывался.
«Кто подрядчик был в Ровном? Кто подрядчик?» – зашелестело по залу. Со смешком была названа фамилия Громова. И кто-то пытался уточнить индекс подрядчика, а кого-то уже волновало, почему подрядчик федерального заказчика никаких индексов не выкатывал. Выяснилось, что строительные работы в Горном вели военные. Генподрядчик – ООО «Барс». По Ровному дальше предположения о Громове не пошли. Индекс зашифрованного застройщика комитет по капстроительству был не готов назвать.
«Район району рознь, – убеждал тем временем депутатов Анатолий Смагин. – Мы с Татищево работали. Ни воды нет, ни канализации. А ФОК захотели. Сейчас по нашему проекту строится ФОК в Новоузенске со сметной стоимостью 197 млн рублей».
К слову вспомнили ФОК в Ртищеве, где дополнительный зал потребовал сначала другого финансирования, а потом проверки счётной палаты. Намекнули на сверхдорогие «фермы» для ФОКа в Хвалынске, которые то ли поставила, то ли смонтировала балаковская организация. Поговорили и про Энгельс. Вернее, послушали. Генеральный директор ЗАО Территориальный монтажный комплекс «Саратовспецмонтаж» Юрий Бугров рассказал про свой разговор с председателем областной думы Валерием Радаевым. Тот приехал в Энгельс на открытие ФОКа. И очень удивился, что комплекс Бугров построил за 3,5 месяца. И за деньги в восемь раз меньшие, чем те, что в среднем вкладываются в строительство ФОКов в Саратовской области.
«Можно зарабатывать 120 процентов, а можно 10, как Юрий Моисеевич всю жизнь и делал. Надо совесть иметь!» – обобщил депутат Александр Ландо.
«Здесь сейчас разговор должен идти не столько по финансам, сколько с точки зрения морали, – с расстановкой рассказывал Юрий Бугров, приглашённый на заседание как эксперт. – Потому что этот продукт должен дойти до наших детей. Давайте посмотрим, чего мы хотим для детей и какие есть для этого бюджетные возможности».
Бугров убеждён, что пытаться строить везде и всюду ледовые арены и бассейны не стоит. Стратегию строительства небольших спортивных залов он подсмотрел в Канаде, где в каждом населённом пункте с одной точки можно насчитать в зоне видимости до пяти таких целевых сооружений. А соревновательный комплекс в стране всего один.
«Кто строит у нас? Кто поставляет металлоконструкции? Откуда? «База» всем известна. Сейчас можно много об этом говорить, но никто от этого богаче не станет. Мы сами себя обманываем по полной программе. Давайте будем принципиальны. Давайте сегодня эту тему закончим и забудем», – сказал Юрий Бугров. В зале нехорошо засмеялись. Бугров продолжил, что надо принять план дальнейших действий, начать чётко понимать, сколько, где и чего надо сделать. «Где наш профессионализм? Давайте вздрогнем, посмотрим друг на друга. Где у нас подход делать что-то ради города, ради детей, ради людей? Мы уже слишком далеко зашли. Давайте отрубим то, что было. Ради уважения к себе», – призывал генеральный директор.
Председатель собрания Денис Фадеев ответил, что рад бы забыть, но 26 млрд долга области не дают. И разница сопоставимых объектов в 2,5 раза: «Здесь уже дальше терпеть невозможно».
«Я думаю, что будет сегодня звучать две правды, – подхватил Александр Ландо. – И поставить точку в этих правдах можно только с помощью правоохранительных органов и счётной палаты. Давайте хоть раз доведём дело до уголовного конца. И тогда у нас больше этого не повторится».
Ландо и Фадеев в тот день «грешили» популистскими заявлениями о мифических растратах без особых их подтверждений. Правду профессионально выцарапывал депутат Леонид Писной.
Результаты изысканий депутата Писного
Технические условия в посёлке Ровное выдавал Облкоммунэнерго. Их удовлетворение стоило 2,5 млн рублей. Получается, что Облкоммунэнерго, утвердив программу развития своих сетей и заложив стоимость развития в тариф, решил ещё за счёт средств областного бюджета получить подстанцию и несколько десятков метров 20-киловольтных сетей. При этом Облкоммунэнерго вроде ещё попросил, кроме техусловий, плату за подключение.
Техусловия на водопровод и водоотведение по ФОКу в Ровном выдали в районной администрации. По этим условиям в смету строительства ФОКа заложили почти 500 метров трубопровода. Можно было врезаться и ближе и обойтись 40 метрами, но администрация, сославшись на архитектурные особенности объекта, за счёт областного бюджета решила подправить дела МУП «Водоканал» посёлка Ровное, истратив на новую канализацию 1,5 млн рублей. «Ровенцы получили то, чего они достойны», – с уверенностью сказал Сергей Рощин.
У администрации Краснопартизанского района такого размаха в желаниях и возможностях не было. У них по закону были 10 процентов от стоимости объекта по уничтожению химического оружия в Горном. Нынешней весной глава собрал районных сельхозпроизводителей и попросил тренажёры для зала в подарок. Привезли и подарили. И глава не сомневается, что ещё привезут.
Леонид Писной считает, что ФОКи у нас в Саратовской области дороги из-за отсутствия нормальных конкурсов. Он привёл в пример конкурс Минрегиона на строительство ФОКа в Сочи, где Облжилстрой тоже участвовал. Первоначальная цена была 168 млн. Но участие 26 организаций, готовых снижать её, привело к тому, что за ФОК отдадут только 95 млн бюджетных рублей. Хотя он в два раза больше нашего ровенского и с плавательным бассейном.
Итогом шумного разбирательства стало решение просить счётную палату, прокуратуру и губернатора провести проверки на всех построенных ФОКах. И если будут на самом деле выявлены финансовые махинации, наказать виновных. Желательно по Уголовному кодексу.