Шесть процентов – и свободен!

Оценить
Упрощённую систему налогообложения на основе патента ещё не довели до ума

Государственная дума РФ в марте приняла на рассмотрение законопроект, который предлагает сделать налогообложение индивидуальных предпринимателей на основе патента самостоятельным налоговым режимом. Сейчас патентная система является разновидностью упрощённого налогообложения. И то только в тех регионах, которые приняли у себя соответствующий закон. Саратовская область к их числу не относится.

Отложили в долгий ящик

Полтора года назад в предпринимательском сообществе Саратовского региона активно обсуждался проект областного закона «О применении индивидуальными предпринимателями упрощённой системы налогообложения на основе патента».

Самим предпринимателям переход на патентную систему налогообложения казался весьма заманчивым. В первую очередь потому, что годовая стоимость патента – шесть процентов потенциального годового дохода. А патент может быть выдан на различные сроки: квартал, полугодие, девять месяцев или сразу на год.

Размер потенциального годового дохода отдан федеральными властями на откуп регионам. Им, мол, виднее. Согласно документу, предполагавшему возможность патентной упрощёнки для 69 видов предпринимательской деятельности, если индивидуальный предприниматель трудится в сфере «ремонта, окраски и пошива обуви», то, по расчётам регионального минэконома, потенциальный годовой доход в Саратове, Энгельсе и Балакове должен составить 225 тысяч рублей. То есть, к примеру, обувщик должен отдать в бюджет 13–14 тысяч рублей и спокойно работать.

Но проект областного закона, разработанный региональным министерством экономического развития, не нашёл поддержки у местных законодателей. Большинство чиновников и депутатов испугались вероятности выпадения бюджетных доходов. По подсчётам того же министерства, после перехода части предпринимателей на патент областной бюджет в 2010 году потерял бы около 100 миллионов рублей. А прогноз администрации Саратова говорил о возможной потере бюджета областного города в 70 миллионов.

«Основная инициатива по законопроекту исходила от ТПП Саратовской области, – напомнил нам первый заместитель министра экономики Александр Ульянов. – Но после нескольких обсуждений тема патента как-то заглохла. В большей степени оттого, что пока и на федеральном уровне нет никакой определённости. Насколько мне известно, Москва сейчас пересматривает перечень видов деятельности, на которые должен распространяться патент. Упор делается на инновационную деятельность. Когда-нибудь эта система, конечно, будет введена. Но пока нет ясности на текущий год даже в отношении уже действующих механизмов поддержки малого бизнеса. Конкурс на финансовую поддержку предпринимателей до сих пор не объявлен».

Корректируют и дополняют

Некоторую ясность в вопрос государственной поддержки малого бизнеса внёс председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрий Васильев. В минувшую пятницу было опубликовано его сообщение о том, что в марте Государственная дума приняла закон, «предусматривающий повышение эффективности» госпрограмм поддержки субъектов малого и среднего бизнеса.

«Он устанавливает особый, льготный порядок учёта получаемых ими субсидий», – говорит Васильев. Кроме того, бюджетный комитет Госдумы принял на рассмотрение законопроект о патентной системе налогообложения. « С 1 января 2014 года предлагается исключить единый налог на вменённый доход, – сообщил Юрий Васильев. – Налогоплательщики освобождаются от представления соответствующей декларации. Они смогут самостоятельно вести учёт доходов в специальной книге, которая представляется в налоговые органы при уплате оставшейся стоимости патента. Уже с 2012 года в каждом муниципалитете предприниматели смогут получить патент на оказание услуг. Им не придётся платить налог на имущество, подоходный, НДС (кроме НДС на импорт)».

Согласно законопроекту, общий перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения, будет расширен до 92 видов. А самой патентной системе в Налоговом кодексе будет отведена отдельная глава.