Олег Галкин: Задача «Сокола» – занять не ниже третьего места

Оценить
Олег Галкин: Задача «Сокола» – занять не ниже третьего места
В ближайшее воскресенье в третьем по счёту эшелоне отечественного футбола стартует очередной сезон. В связи с переходом на систему «осень-весна» он будет весьма необычным, так как растянется на полтора года. Cаратовскому «Соколу» придётся привыкать н

В ближайшее воскресенье в третьем по счёту эшелоне отечественного футбола стартует очередной сезон. В связи с переходом на систему «осень-весна» он будет весьма необычным, так как растянется на полтора года. Cаратовскому «Соколу» придётся привыкать не только к новому формату первенства, но и к новым соперникам, ведь в этом году наш клуб вместо зоны «Урал-Поволжье» выступит в «Центре». Ещё больше «новшеств» ожидает болельщиков местной команды, которым, помимо всего прочего, предстоит познакомиться по сути с новым коллективом: от прошлогоднего состава в «Соколе» осталось лишь несколько человек.
О подготовке к этому сезону мы разговариваем с председателем наблюдательного совета футбольного клуба «Сокол», депутатом областной думы Олегом Галкиным.

– В январе этого года в своём интервью вы объявили о заметном сокращении бюджета клуба и назвали следующие суммы, на которые теперь может рассчитывать «Сокол»: 45 миллионов рублей бюджетных вливаний и ещё примерно пять, привлечённых самостоятельно. С тех пор финансовый расклад не изменился?

– Принципиально – нет. Разумеется, попутно мы будем дополнительно работать над увеличением клубной казны, однако утверждать, что нам удастся принципиально изменить параметры бюджета, я бы сейчас не стал. Поэтому пока мы по-прежнему ориентируемся на названные ранее цифры. Вместе с тем здесь нужно учитывать и тот факт, что с этого сезона мы будем выступать в зоне «Центр», а там, в отличие от «Урала-Поволжье», бюджеты большинства команд сопоставимы с нашим. Стало быть, в этом году уже нельзя будет говорить о том, что «Сокол» серьёзно отстаёт от клубов, являющихся лидерами по расходам. Собственно, именно это обстоятельство и было одним из мотивов нашего ходатайства о переходе в другую зону.

– Насколько сложно было добиться удовлетворения просьбы о переводе «Сокола» в новую территориальную зону?

– Как вы прекрасно знаете, мы уже не первый год обращались в Профессиональную футбольную лигу, а теперь – в Российский футбольный союз с данной инициативой. При этом основным мотивирующим фактором нашего желания сменить зону были не столько бюджетные нюансы, сколько преимущества в плане расстояний и переездов. Поскольку зона «Урал-Поволжье» сама по себе очень обширная (в этом году, кстати, за счёт присоединения Перми она ещё более расширилась), а Саратовская область вдобавок ко всему располагается на самом краю зоны, то нашей команде приходилось очень много времени проводить в дороге. В этом отношении «Центр» – гораздо более компактная, а потому удобная для нас зона.

Просто для сравнения: здесь ближайший наш соперник – клуб из Пензы – находится на расстоянии порядка двухсот километров, а в «Урал-Поволжье», чтобы доехать, например, до ближайших Тольятти или Самары, приходилось преодолевать по четыреста километров. Не говоря уже о вояжах в Тюмень или Челябинск! Надо сказать, что свою роль в удовлетворении нашего желания сыграли также и обстоятельства. Как известно, при определении состава территориальных зон организаторы первенства стараются придерживаться принципа, согласно которому количество клубов в них должно быть, во-первых, приблизительно равным, а во-вторых, по возможности четным. Поэтому после того, как в нынешнее межсезонье несколько команд второго дивизиона прекратили своё существование, наш переход в «Центр» оказался выгодным не только нам, но и лиге в целом.

– Как много теперь удастся сэкономить клубу на транспортных расходах?

– Нельзя сказать, что это будет какая-то уж слишком большая сумма. Счёт в данном случае идёт не на миллионы, а на сотни тысяч рублей, которые, впрочем, тоже не будут для нас лишними. Гораздо важнее здесь забота о футболистах. Проводить в автобусе сутки, преодолевая расстояния свыше тысячи километров, естественно, очень тяжело. К тому же, по причине не очень удобного транспортного сообщения между Саратовом и все теми же Челябинском с Тюменью, нам приходилось добираться в эти города транзитом через Самару или Москву. А это, как вы понимаете, дополнительные время и расходы. О чартерах же пока нам приходится только мечтать.

– Что вам известно о среднем уровне команд «Центра»? Эта зона сопоставима с «Уралом-Поволжье»?

– Сложный вопрос. С одной стороны, в нашей новой зоне будут выступать сразу два клуба – белгородский «Салют» и курский «Авангард», ещё в прошлом сезоне игравшие в Первом дивизионе. С другой стороны, специалисты утверждают, что уровень большинства команд «Центра» примерно одинаков. А значит, здесь вряд ли будут такие записные фавориты, как в нашей прежней зоне, хотя вышеупомянутые клубы – это, безусловно, потенциальные лидеры.

– Вернёмся, однако, к внутриклубным делам. Скажите, как футболисты восприняли новость о сокращении бюджета команды?

– В принципе игрокам объявляли не о сокращении бюджета, а о понижении уровня их заработных плат. Как и следовало ожидать, кого-то это устроило, кого-то нет. В результате состав претерпел определённые кадровые изменения.

Сразу поясню, что, по мнению нашего нового главного тренера, многие из покинувших клуб ребят – футболисты в целом неплохие и могли бы усилить сегодняшний «Сокол». Подтверждением этому может служить тот факт, что большинство из них хорошо трудоустроились в нынешнее межсезонье. Вместе с тем Игорь Меньщиков считает, что по уровню своего мастерства они не совсем соответствовали размерам собственных зарплат. Проще говоря, соотношение «цена – качество» у нас не всегда чётко выдерживалось.

В этом плане весьма показательным оказался прошлогодний опыт прежнего клуба Игоря Анатольевича – «СОЮЗ-Газпрома», с которым ему в условиях меньшего бюджета удалось оказаться в турнирной таблице выше, чем «Сокол». На мой взгляд, это говорит о том, что данному человеку можно смело довериться в вопросах комплектования команды.

– На чём ещё, помимо заработных плат, клубу придётся в этом году экономить?

– Основная статья наших расходов – это всё, что связано с подписанием контрактов: различные подъёмные, агентские выплаты и т. д. Кроме этого, уже удалось немного сэкономить на сборах. Так, если в прошлом году команда выезжала готовиться в Турцию, то перед этим сезоном трижды работала в Адлере. Что будет дальше, увидим по ходу сезона.

– Много ли денег пришлось потратить на приобретение новичков?

– Все, кто пополнил наши ряды, были свободными агентами. Поэтому нам пришлось выплачивать компенсации лишь за ребят моложе двадцати трёх лет. По действующему футбольному законодательству, мы должны были перечислить на счёт прежнего клуба этих футболистов средства в размере их совокупного дохода за три года. Суммы эти оказались не очень большими, так как зарплаты молодых игроков были не самыми высокими.

– С чем связано то, что в этом году на сборах было просмотрено как никогда много потенциальных новичков?

– Всё с тем же. Команду по сути пришлось формировать заново. Для этого нужно было просмотреть много игроков, чтобы выбрать из них сильнейших. При этом надо отметить, что ещё до начала сборов мы довели до сведения сотрудничавших с «Соколом» футбольных агентов наши требования по возрасту, амплуа, игровым характеристикам и уровню заработной платы, который мы сможем обеспечить. Ряд футболистов, кстати, отсеялись именно по последнему критерию. Скажем, игрок мог нас устраивать, однако его финансовые запросы существенно превышали реальный уровень демонстрируемого им мастерства.

– Как лично вы отнеслись к переходу российского футбола на систему «осень-весна»?

– Достаточно скептически. Хотя сейчас я не вижу особого смысла говорить об этом. Решение в любом случае уже принято, а потому надо исходить из того, что есть, и пытаться максимально безболезненно влиться в новую систему. Теперь только время может показать, правильный это был шаг или нет.

Понятно, что этот чемпионат будет очень тяжёлым. Придётся перестраиваться и приспосабливаться к новым условиям. Многие моменты до сих пор не ясны. Поэтому лично я, например, могу только посочувствовать командам, ставящим перед собой цель весной 2012 года выйти в Национальную футбольную лигу (так теперь называется бывший Первый дивизион. – Прим. авт.). Полтора года – внушительный срок, за который многое может измениться.

– Насколько серьёзные изменения в работе клуба повлечёт за собой этот переход?

– Проблема в том, что о части таких изменений пока приходится только догадываться. Скажем, пока мы даже не имеем чёткого представления о том, как пройдёт третий круг первенства. Не можем понять, что будет с трансферными окнами и как в связи с этим нужно комплектоваться. Во многом именно поэтому мы решили приобретать новичков по максимуму – чтобы иметь возможность провести с этим составом максимальное количество времени. Словом, истинный масштаб изменений мы осознаем только по ходу чемпионата.

– Задача на сезон перед клубом уже поставлена?

– Официально пока нет. Однако с учётом всех этих изменений, о которых мы с вами говорили ранее, думаю, что задача будет – занять не ниже третьего места. Чтобы ставить более серьёзные цели – скажем, добиться повышения в классе, – нужно иметь чёткое представление о том, что можно будет сделать, если вдруг возникнут какие-то проблемы: когда, кем и как усиливаться, например. Сегодня же чёткого понимания всех этих аспектов ни у кого нет. Вместе с тем, разумеется, если у нашей команды пойдёт игра, никому и в голову не придёт говорить ребятам, чтобы они снизили темп, сбросили обороты, уступили место в группе лидеров и т. п.

– В начале этого года вы говорили, что на «Локомотиве» планируется создать своеобразный фан-шоп с широким ассортиментом спортивной атрибутики и оборудовать футбольный парк с надувными аттракционами для детей. Как обстоит с этим дело сейчас?

– Магазин спортивной атрибутики мы обязательно откроем. То же самое касается парка аттракционов. Пусть не к началу сезона, но в течение первого круга это точно будет сделано. Кроме этого, мы планируем для наших болельщиков ещё целый ряд приятных нововведений. Например, на самих трибунах хотим создать «зону семейного просмотра», чтобы те, кто будет приходить на стадион с детьми, чувствовали себя здесь комфортно.

Уже ведутся активные работы по обеспечению технической возможности осуществления интернет-трансляций домашних игр «Сокола». На телеканале «ТНТ» будет запущена еженедельная передача о нашем клубе. В ней можно будет увидеть не только отчёты о матчах, но и интервью самих футболистов и тренеров. Более того, через эту программу болельщики сами смогут задавать вопросы игрокам. Обязательно модернизируем официальный сайт команды, после чего он станет более современным и удобным для посетителей.

Наконец, предполагается и существенное обновление абонементной программы. Теперь сезонные билеты на матчи будут выполнены в виде банковских карт, дающих право на скидки в целом ряде магазинов. Как видите, в плане информационной открытости клуба и работы с болельщиками мы разворачиваем достаточно активную деятельность. Надеюсь, что саратовские любители футбола это оценят.

– Титульный спонсор у команды останется прежним?

– Да, это по-прежнему будет «Завод металлоконструкций». Пользуясь случаем, хотел бы выразить благодарность главному акционеру данного предприятия Станиславу Гамзалову и генеральному директору Виктору Вороновичу. Большой удачей считаю и то, что клубу удалось заключить партнёрское соглашение с компанией «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн»). Директору Приволжского региона Олегу Олеговичу Гордееву мы тоже очень признательны. В общем, в этом плане нам также удалось добиться существенных сдвигов. Так, если в прошлом году мы самостоятельно привлекли порядка 2,5 миллионов рублей, то теперь у нас уже сейчас есть коммерческие предложения на сумму в пять миллионов. Такая положительная динамика не может не радовать.