Неподалёку от Китая
Всю прошлую пятницу мы пугались – запретят ли Skype и Gmail. Сначала высокий чин из ФСБ сказал, что нужно запретить: мол, неконтролируемые каналы связи могут использовать террористы. Потом кто-то из администрации Кремля сказал, что запрещать ни в коем случае нельзя. Однако представитель пресс-службы премьера допустил, что закрыть, ради пользы дела, конечно, можно.
И наконец, к вечеру всё успокоилось повторным заявлением ФСБ, что никто ничего запрещать не собирается, даже наоборот – будут всячески развивать. Встревоженная блогосфера бурлила дня два и очень часто вспоминала Китай. Там ведь запретили Youtube и контролируют Интернет. Гордо именуя Сеть последней территорией свободы, народец шумел на форумах дня два.
Кстати, точек сопоставления с великим восточным соседом у нас больше, чем кажется. На той неделе китайцы отправили за решётку Ай Вэйвэя, которого многие считают великим художником современности. Вроде за экономические преступления. А у нас арт-группа «Война» получает премию «Инновации» за достаточно скандальный проект. Хотя, правды ради нужно отметить, что участников «Войны» тоже сажали, но не за творчество.
Вообще Китай вызывает большой интерес в нашем обществе. И даже не своей быстро развивающейся экономикой. И даже не тем, что в основе китайского экономического подъёма лежит российская нефть по 50 долларов за баррель – так уж получилось, так уж договорились. Но для нас главная китайская фишка – это борьба с коррупцией. Редко какое обсуждение этого самого больного российского вопроса обходится без гневной реплики: «А вот в Китае за коррупцию расстреливают!» И загораются глаза борцов, и они начинают наперебой расхваливать крайние меры. Мол, пуля в затылок – и начнётся всеобщая благодать. Но расстреливают-то в Китае каждый год, и на следующий год опять находится кого поставить к стенке. Почему-то кажется, что наших коррупционеров вряд ли напугаешь Китаем. Они, развращённые российской безнаказанностью, уверены, окажись они в Китае, развернулись бы по полной программе: экономика тамошняя развивается, сколько ещё неосвоенных направлений. Что до расстрела, то наши уверены: попадаются только дураки.
Ещё убеждён, что политическая система Китая – вот предмет зависти всех наших четырёх парламентских партий. Посмотришь съезд Коммунистической партии Китая – разве не благодать? Никаких тебе оппозиций, никаких каверзных вопросов, никаких фракций внутри самой партии. Ну, примерно так, как происходит на съездах нашей правящей партии ЕР: всё единогласно, все со всем согласны. Но ведь мы-то знаем, что на местах в партии ЕР масса групп, группировок тайных и явных союзов. Да ещё сверху говорят о необходимости демократизации, проведении каких-то там праймериз (от себя добавим: с заранее известным исходом). Не уверен, что зависть по Китаю – прерогатива только ЕР. С нашими коммунистами в данном случае всё ясно, они давно приводят Китай в пример. Не отказались бы от однопартийной системы (только для себя) и ЛДПР, и эсеры. И верховная власть в Китае построена очень здорово: генсек партии – он же председатель КНР. Он же лидер нации, он же принимает все важнейшие решения. Как не позавидовать товарищу Ху Цзинь Тао, как не примерить на себя такой же статус?
Вот так и живём неподалёку от Китая. И боимся его: вдруг полтора миллиарда китайцев соберутся освоить наши Дальний Восток и Сибирь. И завидуем ему. Развитию экономики, решительности в борьбе с коррупцией. Только одного знаю человека, который с пренебрежением относится к китайским делам. Помнится, когда в Саратов приезжала делегация из провинции Хубей, депутат Госдумы Николай Панков весьма скептически отозвался об этом событии и даже процитировал, правда, частично неприличный анекдот. Но возможно, что со временем и г-н Панков начал по-другому относиться к нашему великому восточному соседу.