Ещё пять миллиардов на автохлам

Оценить
Правительство готовит «третью серию» программы утилизации старых автомобилей

Несколько дней назад было объявлено о решении продлить государственную программу утилизации старых автомобилей до конца 2011 года. Министерство промышленности и торговли России (координатор программы) сообщает, что решение это принципиальное и осталось дождаться только официального поручения премьер-министра Владимира Путина.

Второй этап программы утилизации можно считать закончившимся. Квота на 500 тысяч сертификатов выбрана практически полностью. В Саратове за это время было утилизировано свыше восьми тысяч старых автомобилей и продано свыше семи тысяч новых.

В целом довольны

Вряд ли сегодня можно найти того, кто ничего не слышал о проекте федерального правительства под названием «Программа утилизации». Стартовала эта программа в марте прошлого года. Главными целями назвали оживление отечественного автопрома и обновление российского автопарка. Автомобилистам предлагали обменять комплектную машину старше 10 лет на сертификат, который при покупке нового автомобиля давал скидку в 50 тысяч рублей. На сегодняшний момент нереализованных сертификатов осталось буквально несколько тысяч, более 300 тысяч человек успели получить заказанные машины. В общей сложности на программу за год государство потратило 25 миллиардов рублей.

Предполагалось, что 1 апреля распечатка новых сертификатов прекратится. Но действие второго этапа программы растянется ещё на несколько месяцев. Минпромторг должен будет повторно выдать желающим 45 тысяч аннулированных документов. Аннулированные сертификаты – это документы, забронированные дилерами, но не востребованные покупателями. Небольшая их часть – это те бумаги, от которых получатели отказались сами, не сумев собрать необходимое количество денег или оформить кредит. Вариантов у таких людей немного: им либо вернут старые машины, либо не вернут ничего, если автомобили успели утилизировать. Дилеры считают, что ситуация справедливая: надо было объективно оценивать собственные возможности и не торопиться сдавать машины.

Некоторые эксперты в ходе реализации программы утилизации углядели жульничество в действиях производителей. Например, АвтоВАЗ, на продукцию которого было обменяно 80 процентов всех выданных сертификатов, за год неоднократно менял цены. Автомобили этого завода официально подорожали на 20–25 тысяч рублей.

По мнению же автолюбителей, следящих за госпрограммой и участвующих в ней, машины, включённые в список льготных, подорожали на 50–100 тысяч рублей с того момента, как в стране поднялся шум о 50-тысячных скидках.

«Что в итоге мы получили? Машину купили дороже, а многие «легли» под кредит, – говорит один из моих собеседников, обладатель сертификата Андрей. – Экономику они, конечно, расшевелили, но при этом неплохо так на нас заработали».

Несмотря на все шероховатости и недочёты программы, россияне в целом остались довольны. У меня лично есть знакомые, которые стали счастливыми обладателями новенького «Рено», сдав в утиль проржавевшую «семёрку». И они нормально относятся к тому, что машину пришлось ждать почти полгода.

Наверняка довольны итогами программы и чиновники. Согласно официальной статистике, автопарк страны заметно обновился. Если в 2009 году из 32 миллионов машин, стоящих на учёте в ГИБДД, 56 процентов приходилось на транспорт старше 10 лет, то уже по итогам 2010 года соотношение старых и новых машин составляет 50 на 50.

Следующими по популярности за продукцией АвтоВАЗа у россиян были автомобили марок «Рено», «Форд», «Шкода». Специалисты областного министерства промышленности, отслеживающие реализацию программы утилизации в Саратовском регионе на добровольных началах, говорят, что наши автомобилисты-любители свои сертификаты тоже в основном обменивали на модели ВАЗа. Но хорошо продавались в Саратовской области, по данным министерства, и «форды», и «шкоды», и УАЗы.

У заводов есть потребность

Окончательные итоги подводить пока рано. В рамках уже «третьего этапа» утилизации автохлама планируется продать не менее 100 тысяч автомобилей. А для этого из казны требуется выделить как минимум пять миллиардов рублей. Но поговаривают, что необходимых для продления утилизации денег в федеральном бюджете на 2011 год нет.

Некоторые эксперты уверены, что инициатива продолжения программы утилизации исходила от ОАО «АвтоВАЗ». Аналитики считают, что компании нужны время и деньги для перехода от производства «автохлама» к выводу на рынок в декабре «Лады Гранты» (это бюджетный четырёхдверный переднеприводный седан, разработанный Волжским автомобильным заводом на базе «Лады Калины»).

Сторонники этой версии говорят, что «АвтоВАЗу всегда помогали, помогут и в этот раз», а значит, и «деньги, скорее всего, дадут». Ожидается, и минпромторг РФ это подтверждает, что все необходимые поручения и документы о продлении госпрограммы утилизации будут оформлены правительством уже к концу весны.

Другие эксперты склонны думать, что в этот раз в продолжении программы утилизации больше заинтересован Ижевский автозавод, так как «значительная часть его автомобилей реализуется именно в рамках программы утилизации, и без неё Ижевский завод могут ждать тяжёлые времена». На сегодняшний день ИжАвто собирает три автомобиля, которые попадают под утилизационную программу: два марки ВАЗ – «Лада 2107» и «Лада 2104», – а также «Иж 27175».