ПТУ: Поможем Трудящимся Устроиться

Оценить
ПТУ: Поможем Трудящимся Устроиться
Могут ли саратовские профучилища восполнить дефицит квалифицированных рабочих?

На российском рынке труда всё острее чувствуется нехватка квалифицированных рабочих, имеющих среднетехническое образование. Где в Саратове можно получить рабочую специальность с гарантированным трудоустройством, насколько изменилось преподавание спецдисциплин и кто сегодня идёт в ПТУ?

По данным на 1990 год, в Саратовской области действовало 88 учреждений начального профобразования, где обучалось свыше 36 тысяч человек.

Кто остался на плаву?

Профессиональные технические училища появились в конце пятидесятых годов прошлого века в соответствии с законом «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». В учреждения по выпуску квалифицированных рабочих превратили ремесленные училища и школы фабрично-заводского обучения. Новые учебные площадки готовили квалифицированных рабочих, имеющих среднее образование.

В советское время поступить в вуз было непросто, потому что число необходимых социалистической экономике специалистов с высшим образованием планировалось на уровне Госплана. В 90-е годы ситуация с количеством вузов кардинально поменялась. Государственные и коммерческие, они появлялись, как грибы после дождя. Неограниченный доступ к высшему образованию, в том числе за деньги, резко снизил число учащихся ПТУ. Закрытие производственных предприятий также сказалось на количестве пэтэушников.

Согласно информации министерства образования Саратовской области за 2010 год, в регионе действует 35 учреждений начального профессионального образования (теперь они называются ПУ). В них обучается немногим более 15 тысяч человек. Обучение в профучилищах бесплатное. Все они находятся на обеспечении министерства образования региона и финансируются за счёт областного бюджета. Реально трудоустраиваются сразу после учёбы около 60 процентов выпускников, пятая часть всех окончивших ПУ уходят служить в армию, около 15 процентов продолжают учёбу в техникумах и вузах.

Училище внутри техникума

Некоторые из ПУ за последние годы были реорганизованы в техникумы. При этом изменилось не только название, но и повысился уровень и статус учреждения. Программа подготовки квалифицированных рабочих в обновлённых учебных заведениях не исчезла. Руководители профучилищ, с которыми удалось поговорить, отмечают, что переход на двухуровневую систему (НПО и СПО) является «требованием времени». Гибкое реагирование на потребности рынка труда привлекает большее число студентов. Мои собеседники из числа директоров ссылаются на столичный опыт. В Москве не осталось ни одного ПУ: там либо несколько училищ слились в один колледж, либо произошла реорганизация в техникум. Пока повышение уровня и статуса ПУ осуществляется добровольно.

Однако есть информация, что на правительственном уровне вовсю идёт работа над проектом программы, согласно которой все профучилища реорганизуют в техникумы и колледжи и введут двухуровневую систему образования, когда выпускники программы начального профобразования смогут продолжить повышение своей квалификации в том же техникуме. Их программа будет короче, чем у тех, кто не имеет начального профобразования, и большее внимание будет уделяться управлению и организации трудового процесса. «Если выпускник училища может работать за станком, то после обучения в техникуме в его подчинении может оказаться цех и производственное отделение», – пояснил мне разницу ступеней технического образования руководитель одного из уже реорганизованных саратовских профучилищ.

Директора техникумов и колледжей нового образца единодушно считают непрерывный образовательный процесс намного эффективней высшего технического образования сразу после школьной скамьи. Времени, чтобы стать инженером после ПУ, будет затрачено на год больше, однако у его выпускника всегда будет понимание своего дела и наличие рабочей специальности.

Каменщик-художник

Неожиданно выяснилось, что получить нужную и высокооплачиваемую специальность каменщика в Саратове непросто. Немногие ПУ могут помочь вчерашнему школьнику. Отправившись в профучилище № 20, я обнаружил над дверью учебного заведения табличку, извещающую о реорганизации училища. Теперь это техникум строительных технологий и сферы обслуживания.

Как рассказал Владимир Егоров, директор бывшего 20-го профучилища, начальное профессиональное образование осталось в программе учреждения. Наряду с ним появилось среднее. «По выпуску учащиеся становятся мастерами общестроительных работ. Это значит, что теперь выпускник не просто каменщик 3-го разряда, но и печник, и сварщик ручной сварки», – поясняет заместитель по учебно-производственной работе Этери Юрьевна.

Преподаватели подтверждают, что учёба в ПУ является единственной альтернативой для школьника, который не попал в десятый класс из-за плохой успеваемости и поведения. Основную массу учащихся составляют дети из малообеспеченных семей, родители которых являются рабочими и «бюджетниками».

«Малообеспеченные семьи не всегда могут позволить своему ребёнку учиться в вузе, а отдав его в профучилище, они твёрдо знают, что их чадо через два-три года не будет слоняться по улицам в поисках работы, а начнёт зарабатывать первые деньги. У нас они начинают понимать, что хорошо учиться надо для того, чтобы получить профессию и найти своё призвание в жизни. Протирать штаны за партой мы им не даём», – подчёркивает заместитель директора.

За учащимися бывшего ПУ № 20, которые проходят практику на различных стройках города, по словам их преподавателей, выстраивается очередь. «Работодатели приходят на выпускные экзамены, чтобы отобрать лучших выпускников для своих компаний», – с гордостью говорит мастер каменщиков Александр Тихонович.

Из его рассказа выходит, что основное отличие от советских времён состоит в использовании новых материалов и технологий в кирпичной кладке. А ещё он может учить «своих студентов» не просто качественно подгонять кирпичи, а выстраивать определённые декоративные рисунки из него. Эти умения в профессии снова востребованы. И каменщик опять, если захочет, может быть художником. По словам мастера, его подопечные наибольший интерес проявляют к каминам и печам, потому что выложить качественно камин может далеко не каждый, а платят за такую работу хорошо.

Порог взрослости

Руслана призвали в армию на втором курсе училища. Отслужил. Восстановился на второй курс и скоро уже оканчивает учёбу. Его отец работает сварщиком, дядя – каменщик. Сам Руслан ещё со школы всегда хотел «сам что-то делать своими руками». Учится в ПУ, подрабатывает на заводе газобетонных блоков «Грас» помощником оператора. Практику проходил на том же заводе. Его там уже ждут работать на постоянной основе.

Учащийся второго курса Ренат приехал из Красноармейского района. Говорит, что стать мастером общестроительных работ у себя дома он не мог. Родители работают в совхозе, а он хотел пожить в городе, поэтому целенаправленно приехал в областной центр за рабочей специальностью.

Евгений в 17 лет твёрдо знает, зачем пошёл в ПУ: выучиться на каменщика и не быть автослесарем, как отец. За профессиональную кладку его уже хвалят. А он вдруг задумался о дальнейшем образовании. «После армии обязательно поступлю в университет. Пока только не думал, на какой факультет», – говорит мне Женя.

Школа токарей

В техникуме промышленных технологий и автомобильного сервиса (бывшее ПУ № 51), как и раньше, проходит набор студентов по подготовке станочников широкого профиля, которые по завершении учёбы получают квалификацию 3-го разряда. Выпускник может работать на токарных, фрезерных и шлифовальных станках.

Мастер производственного обучения у токарей Сергей Иванович рассказывает, что в советское время профучилище находилось на обеспечении завода «Корпус». «Учебные станки и оборудование регулярно приходили с завода. Практика там же была. Выпускники без особых проблем устраивались туда на работу». Сейчас только около трети выпускников бывшего ПУ № 51 трудоустраиваются на завод. Мастер говорит, что «они хотят зарабатывать быстро и много», поэтому некоторые предпочитают работать на станциях автосервиса. Про свои группы (в основном по 20 человек) мастер говорит с гордостью. В школе его воспитанники учились «неважно», а к получению рабочей специальности проявляют огромный интерес. Но ежегодно принимать в бывшее профучилище № 51 можно до 200 человек. Количество мест определяет министерство образования области. Основной контингент учащихся бывшего ПУ № 51, как и других профучилищ, составляют дети из неполных и малообеспеченных семей.

Спрос рождает предложение

На заводе «Корпус» мне сообщили, что квалифицированные рабочие были востребованы всегда, а сегодня ещё больше. Техникам они также рады, но «работающие руками» стареют, и им нужна достойная замена. Молодого специалиста на заводе стараются удержать всеми силами, используя различные социальные программы.

На подшипниковом заводе тоже рады молодым рабочим. Но профильных училищ, которые готовили квалифицированные кадры, в Саратове уже не осталось. С выпускниками техникумов, как сообщили на СПЗ, проблем нет. Подшефный машиностроительный техникум и сейчас поставляет руководителей участков. А рабочих приходится готовить своими силами. Но молодые в рабочие «идут неохотно».

По направлению центров занятости населения города и области в профучилищах переучиваются и взрослые люди. Только за последний год в бывшем профучилище № 20 парикмахерами, каменщиками, отделочниками, поварами стали около 400 человек. Иногда и частные компании обращаются в училища с просьбой о переподготовке своих сотрудников. На ускоренных курсах они получают дополнительные специальности.

«Люди будут вставать в очередь за приобретением рабочей профессии только в том случае, если рабочему будут платить достойно за труд», – сказал мне один из мастеров.