Саратовцы подхватили «купон-лихорадку»

Оценить
Саратовцы подхватили «купон-лихорадку»
В век Интернета такие объявления о скидках рискуют стать вчерашним днём
Сетевая форма рекламных продаж пользуется у народа успехом

В марте в Саратов пришёл сильный игрок рынка интернет-продаж дисконтов. Это российский аналог американского сервиса, который за очень короткий срок завоевал не только московский рынок, но и рынки крупных российских городов. В первый месяц активной работы в Саратове на этом сайте было реализовано 13 рекламных акций по продаже купонов на скидку. Московский конкурент несёт серьёзную угрозу для только зарождающихся локальных саратовских дисконтных порталов.

Заключая договор с компанией-рекламодателем, этот дисконт-сайт подписывает с ним дополнительное соглашение. Согласно документу партнёр дисконт-сервиса отказывается от участия в аналогичных проектах конкурирующих сайтов в течение трёх месяцев. Однако если партнёр по истечении этого срока не напишет письменный отказ от сотрудничества, эксклюзивный договор с московской компанией автоматически продлевается на два года. Вполне может статься, что через некоторое время у локальных саратовских дисконт-сервисов не останется клиентов.

Простая и элегантная схема

Пару недель назад мне поступило весьма привлекательное предложение. Составить компанию подруге в занятиях фитнесом. «С тебя всего лишь 300 рублей потребуется», – огорошила меня она, придав своему предложению ещё и загадочность. Оказалось, что один из спортивных клубов проводит рекламную кампанию, по которой абонемент на целый месяц занятий предлагалось купить с 80-процентной скидкой. Информация об этом странно дешёвом предложении размещалась на одном интернет-сайте (назовём его «X»), где рядом висели ещё три объявления о супер-скидках на услуги других саратовских компаний. Так началось моё знакомство со сферой торговли дисконтами в Сети…

Побродив по сайту «Х», обнаружила, что акции, подобные той, в которой я собралась принять участие, проводятся уже третий месяц. Всего в рамках этого веб-портала их состоялось уже более 40. Подозрения, что сайт «Х» не оригинален и имеет аналоги, подтвердились моментально. В саратовской части Рунета я насчитала четыре сайта со скидками, правда, активность проявляли только два из них.

Интернет-порталы предлагали приобрести так называемые купоны. Покупая купон, посетитель сайта приобретал или скидку на какой-нибудь товар либо услугу, или сразу услугу со значительной скидкой. И в первом, и во втором случае скидки впечатляли: от 50 до 90 процентов от реальной стоимости товара.

Посетитель дисконт-сайта, желая приобрести купон на скидку, обязательно должен зарегистрироваться, то есть указать своё имя, фамилию, электронную почту, номер телефона. Затем внести определённую сумму на свой личный счёт на данном сайте и только потом оплачивать этими, уже электронными деньгами понравившиеся дисконт-купоны.

Торговля скидками – своего рода отголосок влияния мирового финансово-экономического кризиса на нашу жизнь. Люди стали сокращать свои расходы: искать более дешёвые товары и услуги, отказываться от каких-то привычек, заметно бьющих по семейному бюджету. При этом производителям по-прежнему нужно продавать свой продукт. Баланс был найден в оптовых продажах или коллективных покупках.

У каждого предприятия – производственного, торгового или сферы услуг – есть возможность продать свой товар оптом, а значит, значительно дешевле. Смекалистые предприниматели, вроде авторов сайта «Х», взяли на себя обязательства реализовать оптовое предложение компании энному количеству людей. По сути они предлагают новую форму рекламы и продвижения на российском рынке.

Сама идея бизнеса на дисконтах пришла к нам с далёкого Запада лет десять назад. Но пока схема не перекочевала в Интернет, этот способ зарабатывания денег так и не получил широкого и грамотного распространения. Чуть больше года оказалось достаточно для того, чтобы начинающие предприниматели превратились в крупных игроков дисконтного рынка.

За последний год в Рунете так называемые дисконт-сайты появлялись с той же скоростью, что грибы после дождя. По западному аналогу все они называются «групон-клоны». Это обобщение родилось из названия американского сайта, который первым реализовал идею торговли скидками через Интернет. Последние три месяца «групон-клоны» стали появляться и в Саратове. А вместе с ними саратовцев охватила «купон-лихорадка».

Выгода для посетителей дисконт-сайта очевидна. Кто откажется сходить в ресторан, салон красоты, сауну, бильярд или в кино за 30–40 процентов от первоначальной цены? Про выгоду производителей товаров и услуг тоже вроде всё ясно. Компания прежде всего получает рекламу и новых потенциально постоянных клиентов. Если, например, человек давно наметил познакомиться с новым рестораном, ему гораздо интересней сделать это с наименьшими потерями. А если клиента всё устроит, то он как минимум придёт ещё раз, а в лучшем случае станет постоянным клиентом и приведёт с собой своих друзей и знакомых. А значит, ресторан, однажды сделав хорошую скидку, хорошо заработает позже.

Что же получает сайт, который публикует все эти предложения о дисконтах? Как и любой посредник – комиссионные за посредничество. Например, 10–20 процентов с продажи каждого купона, если речь идёт о продаже услуги со скидкой (купив купон, человек не платит больше ничего). Или сайты-посредники могут установить фиксированную цену купона, если тот обеспечивает дисконт на услугу (купив купон, человек получает право на скидку при покупке товара или услуги). Возможны и другие варианты.

Эффективней и дешевле

Один из саратовских «групон-клонов» недавно продавал купоны на посещение японского ресторана по 125 рублей за штуку. Купон давал покупателю право сделать заказ в ресторане на сумму 400 рублей. При превышении указанной суммы разницу посетителю предлагалось оплачивать из своего кармана. Условия саратовцам понравились: 1200 купонов разлетелись практически за два дня. Таким образом, дисконт-сайт получил от продажи купонов 150000 рублей. Если сайт оставлял себе 20-процентную комиссию, то на этой акции посредник заработал 30 тысяч рублей. Ресторан за 30 тысяч рублей, потраченных им на рекламную кампанию, привлёк 1200 клиентов, которые гарантированно посетят заведение. И кроме того, заведение авансом получило 120 тысяч рублей от продажи собственных скидок.

«Посетителей по купонам мы будем принимать до конца месяца. И хотя акция ещё продолжается и объективно судить об эффективности подобной формы рекламы мы не можем, кое-какие положительные результаты мы видим уже сейчас, – сообщил нам администратор японского ресторана по имени Артём. – Да, безусловно, мы несём определённые расходы на обслуживание купонов. Но они соизмеримы с расходами на другие виды рекламы. Более того, уже сейчас нам видно, что проведение рекламной акции через дисконт-сайт гораздо дешевле и эффективней рекламы на радио. В феврале реклама ресторана крутилась на радио целый месяц, но пришло к нам всего два-три человека. По результатам дисконт-акции к нам придёт более тысячи человек. Кроме того, мы замечаем, что многие посетители, приходившие по купону, возвращаются, то есть приходят и во второй, и в третий раз. Ещё один плюс, который я бы отметил, – это то, что большая часть обладателей наших купонов не ограничиваются лимитом в 400 рублей. Делают заказ и на 800, и на 1000 рублей. Хотя, конечно, есть и те, кто старается держаться в рамках прописанной в купоне суммы заказа».

Мой собеседник отметил также, что несмотря на все плюсы во второй раз его японский ресторан к подобной акции прибегнет вряд ли. «В этом просто нет смысла, – считает администратор Артём. – Мы недавно открылись, и хотели рассказать горожанам, где находимся, чтобы люди пришли посмотреть и попробовать нашу кухню. Эту задачу мы выполнили. Повторная дисконт-акция для заведений общепита возможна, наверное, только в том случае, если оно собирается расширяться и открывает, например, второй ресторан по другому адресу».

Акции продуманные и не очень

Общение с другими компаниями, участвовавшими в акциях «групон-клонов», показало, что не у всех всё прошло гладко. Руководитель одного из спортивных клубов по имени Альбина призналась, что согласилась на рекламную дисконт-акцию, не продумав её до конца:

«Мы стали продавать безлимитные абонементы на посещение занятий по супернизким ценам. Цена купона была в шесть раз ниже обычной цены месячного абонемента. При этом мы не позаботились о том, чтобы ограничить количество таких купонов. В итоге купоны купили больше ста человек. С одной стороны, это, конечно, хорошо. Но есть проблема. Во-первых, я не знаю в Саратове спортивных залов, рассчитанных на одновременный приём такого количества людей. Во-вторых, я плачу зарплату тренерам с каждого посетителя их занятий по фиксированной ставке. То есть на зарплате тренера не отражается цена абонемента – обычная она или с такой сумасшедшей скидкой. Но люди, купившие купон, услышали сладкое слово «халява» и ходят ежедневно на три-четыре занятия. Мои расходы на оплату труда персонала взлетели вверх. А отдачи я пока не ощущаю. Есть, конечно, надежда, что после окончания действия дисконт-купона наши новые клиенты будут приобретать абонементы по их реальной цене. Но, честно признаюсь, она очень и очень зыбкая».

Владелица другого фитнес-клуба Саратова, напротив, осталась очень довольна сотрудничеством с «групон-клоном». По условиям её акции купон стоимостью 100 рублей давал право на безлимитное посещение клуба в течение одной недели или всего на четыре занятия в месяц. Хозяйка спорт-клуба сообщила нам, что её дисконтные посетители уже купили абонементы на месяц по реальным ценам, поэтому в ближайшее время она готовится организовать ещё одну подобную рекламную акцию. А может быть, и не одну.

Думая о собственном бизнесе, приносящем доход, люди всё чаще обращаются к интернет-пространству. Здесь вести дела и проще, и дешевле, и быстрее. Год назад я писала о том, как не развита в Саратове сфера интернет-торговли. На тот момент у нас было всего 10 интернет-магазинов. Причём большая часть из них была неактивна. Сегодня я насчитала уже больше 40 именно интернет-магазинов самой разной специфики – одежда, обувь, ювелирные украшения, еда и т. п. Допускаю, что их может быть и больше. А кроме того, обнаружила, что в Сеть ушёл не только начинающий развивающийся бизнес, но также давно и успешно существующий. Сегодня через Интернет начали работать и рестораны (можно заказать ресторанную еду с доставкой на дом), и аптеки (можно выбрать лекарства, дождаться их доставки и оплатить наличными курьеру). Такси уже тоже принимают заказы через собственные сайты, и даже планируя поход в кино, через сайт кинотеатра можно самостоятельно выбрать и забронировать места в зале.