Опасно или всё-таки стыдно…

Оценить
Почему губернаторы предпочитают мерить жизнь процентами, а не качеством жизни людей?

Губернатор Павел Ипатов вздохнул с облегчением, увидев статистические итоги 2010 года. Все показатели растут. Относительно показателей года предыдущего.
Объём валового регионального продукта (никто не знает на самом деле, что это такое и насколько реально этот показатель отражает жизнь) составил 104 процента. Объём инвестиций в основной капитал (грубо говоря, это покупка нового оборудования, новых технологий, создание новых производств) – 112,3 процента. Индекс промышленного производства (опять же грубо – имеется в виду его рост) обгоняет российский на девять десятых процента и стремится к 109. Цены на продовольственные товары каким-то чудом летят вверх медленнее, чем в среднестатистической России.

По большому счёту регион подкачал только с объёмом продукции сельского хозяйства. На 21 процент брякнулись по этому показателю ниже уровня 2009 года. Но объяснение этому вполне даже объективное. Страшная жара. И страшная засуха. Зато численность занятости на малых и средних предприятиях области – почти 25 процентов от численности занятых в экономике. А в 2009 году этот показатель был чуть больше 20. А он, между прочим, демонстрирует экономическую активность населения и отсутствие препятствий со стороны власти для инициативных людей, желающих начать своё дело. 10 процентов роста по этому показателю вовсе не хухры-мухры. А самое что ни на есть стремление к ценностям цивилизованных стран, где основная часть населения занята в малом и среднем бизнесе оказанием всевозможных услуг. Объём платных услуг, кстати, в области за год тоже вырос почти на 10 процентов.

Среднестатистическим губернаторам так и положено мерить жизнь – процентами от достигнутого в прошлом. Губернатора Ипатова как ни поверни с показателями, хоть год к году, хоть сегодняшним временем правления к тем цифрам, с которыми принял область, он вполне себе прилично будет выглядеть. Умело пользовался конъюнктурой тучных лет, когда из федерального бюджета деньги лились рекой, удержал областное хозяйство на плаву в кризис. Глупо отрицать, что ипатовское правительство буквально вымаливало деньги для предприятий, работающих на госзаказе, чтобы не остановились производства и шли от них худо-бедно налоги от прибыли предприятий. И шли. И налог на доходы физических лиц шёл. И даже вырос, благодаря бюджетникам, которым стратегически правильно резко подняли зарплату прямо в разгар кризиса.

По оценкам Института региональной информации, Саратовская область в 2010 году занимала 28-е место по интегральному показателю «Индекс качества жизни». И всё вроде так. Да не так. Нет ощущения, что в ответ на хрестоматийный вопрос «Кому на Руси жить хорошо?» легко просится в ответ «Саратовской области».

На посторонний для правительства области взгляд утвердительно поставить наш регион в число преуспевающих мешают несколько системных показателей. Величина прожиточного минимума у нас одна из самых маленьких в стране. То есть по статистике сносно прожить можно дёшево. Но только тем, кто получает зарплату выше этого минимума. Между тем на нашем маленьком клочке российской суши (на карте он обозначен номером 36) есть 445 тысяч 889 человек, которые этого минимума не имеют. И социальных льгот, помогающих выжить, которыми любит прихвастнуть саратовское правительство, многие из них не имеют.

Как так получается, объяснить можно только склонностью к глобальному счёту. Без учёта таких, например, жизненных нюансов, как число неполных семей, где одинокая мать растит хорошо если одного ребёнка, работая в библиотеке, школе или архиве. В этом случае её зарплата составляет 6–8 тысяч рублей. А среднедушевой доход такой семьи будет всего 3–4 тысячи. Сколько таких семей с усталыми матерями-труженицами, а не подзаборными пьяницами, в Саратовской области, кто-нибудь считал? В правительстве по крайней мере в эту тему предпочитают не углубляться.

Что-то можно сделать? Наверное, да. Сделать доступными для этих детей кинотеатры, спортзалы, организовать для них рабочие оплачиваемые места, выдать сертификаты на бесплатное медицинское обслуживание. Глядишь, и веселее станет жизнь. Будет ли это делаться? Наверное, нет. Саратовское правительство, как и большинство чиновников из других регионов, озабочено лояльностью к власти пенсионеров. Именно они голосуют на выборах. И именно их потребности в последнее десятилетие принято удовлетворять.

В наступившем выборном периоде, скорее всего, ничего не изменится. И Саратовская область обречена пустеть. По официальной статистике, естественная убыль населения вроде как сокращается. Но плюса, как в Башкортостане, Удмуртской республике, у нас нет. И от почти нулевых показателей Татарстана, Пермского края и Оренбургской области мы тоже далеки. Дисбаланс между смертями и рождениями могли бы поправить мигранты. Но мы не слишком интересны жителям других регионов.

Ничего особенного в нас нет. И не будет. Потому как истраченные сотни миллионов рублей на разработки стратегий долгосрочного развития так и не выявили магистральную цель – реального повышения качества жизни людей. Не в среднем людей, а каждого человека в отдельности. Это очень трудная задача. Потому что людей надо видеть не массой, а отдельно, с учётом семейных, доходных, возрастных и прочих обременений. Иначе так и останемся со средней цифрой семейных доходов и искусственной цифрой расходов. Вполне благополучными. И вполне приемлемыми для отчёта перед верхними этажами вертикали. К людям с такой отчётностью идти опасно. Хотя в первую очередь должно быть стыдно.

Использованы данные Росстата по итогам социально-экономического развития российских регионов в 2010 году и мнения экспертов, высказанные на заседании совета при губернаторе, посвящённом итогам развития области в 2010 году.

= = = = ЭКСПЕРТЫ = = = =

Андрей Кондратьев, советник губернатора области:

НАДО УМЕТЬ ДВИГАТЬСЯ К ЦЕЛИ НЕБОЛЬШИМИ ШАГАМИ

– Прогнозные планы, отчёты – неразрывные компоненты развитой управленческой деятельности. Когда возникает риск утраты связи между управляющими и управляемыми, становится совсем хлопотно. И начинают маячить перспективы событий, что творятся сейчас в Северной Африке. Даже самое минимальное непонимание при наличии внешних диверсантов, обладающих колоссальными возможностями, приводит к разрухе. Руководители страны сказали, что России это не грозит. Чтобы укрепить это утверждение, все органы власти должны различными методами, инструментами, средствами и силами содействовать укреплению взаимопонимания. Хотелось бы, чтобы цифры отчёта ожили конкретикой для простого наблюдателя. А качественные категории приобрели измеряемые характеристики. Саркастические реплики «Ну прямо как бы не умереть нам от счастья при таком замечательном развитии» неконструктивны.

Леонид Писной, депутат Саратовской областной думы, генеральный директор ЗАО «Саратовоблжилстрой»:

МОГЛО БЫТЬ И ХУЖЕ

– Тема наполнения бюджета архиважна. К сожалению, Москва нам считает, исходя из того, что мы сами хотели бы достигнуть. Где наши источники? Зарплата – это налог на доходы физических лиц. Зарплата выросла, но до общероссийского уровня не дотягивает. И давайте будем честными: 35 процентов, а я думаю, и больше, платится в конвертах. Имущество тоже наш налог. Надо спросить руководителей предприятий, кто когда в последний раз переоценивал свои основные фонды. Эти налоги тоже идут в сторону уменьшения. Прибыль сейчас не соберём даже ту, которую запланировали. Видение из Москвы наших источников несколько иное, чем приходит по факту в доходную часть.

Владимир Мешков, директор филиала «ТНК-ВР Поволжье» в Саратове:

НУЖНО ВЕРНУТЬ 50 НА 50

– Заблуждаются те, кто считает, что вертикально интегрированные компании созданы только для получения прибыли и им безразлична жизнь в области. Нет, это не так. Потому что развитие бизнеса немыслимо, если вокруг него не будет стабильной социально-экономической ситуации. И Саратовскую область я считаю примером отношений правительства и бизнеса. Восьмой или девятый раз мы заключаем соглашения, где прописываются все вопросы, важные не только для предприятий, но и для людей. И я бы хотел отметить, что та антикризисная программа, которая была сформулирована правительством области, появилась даже несколько раньше, чем федеральная программа. И это позволило области не иметь серьёзных проблем.

Расходы, конечно, растут. Но если мы вникнем в суть проблемы, то, например, в цене бензина – 60 процентов налогов. А если ещё глубже, то за 2010 год мы заплатили более четырёх миллиардов налогов. Из них в областной бюджет только 777 миллионов. То есть 80 процентов на уровень федерации и только 20 – на областной. А в этом году будет ещё интереснее: 90 процентов – в федерацию, 10 процентов – в область. Было время в 90-х годах, когда доходы распределялись 50 на 50. Это посчитали популизмом. Но сейчас-то мы видим, что такое положение надо вернуть, предпринимая все усилия.

Алексей Данилов, заместитель председателя правительства области:

СОЦИАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ – ДЕЛО ДОРОГОЕ

– Мне хочется верить, что Российская Федерация – социальное государство. Причём не только по Конституции, но и на деле. По Саратовской области более 70 процентов бюджета – это социальная сфера. Если брать в абсолютных цифрах, то, конечно, хотелось бы больше. Если брать факт к плану, то замечу, что мы выглядим более чем прилично на фоне других российских регионов.

Наша социальная сфера жила достаточно благополучно. И достигли мы многого. Что желает человек? Он хочет жить долго, счастливо и качественно. Конечно, он должен иметь доступ к цивилизации. Сюда входят культура, образование, спорт. Вот социальная сфера как раз этим и занимается. Сегодня все считают деньги. Говорят: надо экономить. Спрашивают: куда пошли деньги прошлого года? Я никогда не соглашусь с тем, что мы покупаем этими деньгами лояльность населения. Хотя социальная стабильность – дело дорогое. Как в прямом, так и в переносном смысле. Можно ли было обойтись без такого количества вложений? Наверное, да. И может быть, мы получили бы и не такой уж плачевный результат. Мы и в 90-е годы жили. А сегодня у нас рожать некому.

Когда мы говорим о расходах и доходах, можно взять для примера семью. Она, как правило, тратит. Он, как правило, зарабатывает. Она может экономить, а может его попросить принести домой больше денег. И тогда будет паритет. И я считаю, что акулы бизнеса должны приносить в бюджет как можно больше. У нас задача 2011 года – детство. Мы будем заниматься детством и материнством. Их защитой и поддержкой.

Дмитрий Олейник, политолог:

ПЛОХО, ЧТО НЕТ ЦЕЛЕЙ

– 2010 год был тяжёлым в начале. Непонятно каким – в середине. А результат хороший. 2011 год – выборный. Поэтому хотим мы того или нет, но в начале лета придётся планы корректировать, чтобы провести выборы на территории области. Возможно, из федерации придут дополнительные деньги, если региону удастся доказать важность каких-то направлений. А вопрос главный обозначен – перераспределение налогов. Может быть поставлена и такая задача перед федеральным центром. Муниципалитетам вообще всё сократили. У них нет мотивации. И это выливается в противостояние с областью. И последнее, что хотелось бы сказать. Мы отталкиваемся от прошлого года и не знаем, куда придём через 10, через 20 лет. И непонятно, как выполняется общая стратегия и насколько мы близки к основным и промежуточным целям.

Наталья Есипова, министр информации областного правительства:

МЫ НЕ ГОВОРИМ О ТОМ, О ЧЁМ ГОВОРЯТ ЛЮДИ НА УЛИЦЕ

– Если мы выйдем на улицу и спросим каждого, хорошо ли тебе живётся и что надо сделать для того, чтобы тебе было лучше, я думаю, что практически все ответят одинаково: чтобы хватало на еду, одежду, на квартплату. Чтобы не хамили в поликлиниках. Чтобы там не было очередей. Чтобы не страшно было ходить вечером по улице. Чтобы дороги были чистыми. Поэтому давайте всё-таки на землю вернёмся.

Степан Парфёнов, руководитель службы информации телеканала РЕН, член Общественной палаты Саратовской области:

ЛОЯЛЬНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ МОЖНО ПОВЫСИТЬ ДЕМОНСТРАЦИЕЙ ЕГО ЗНАЧИМОСТИ

– Поступательное движение вперёд невозможно без консолидации, без преодоления разобщённости элит и социальной апатии общества. А эта консолидация возможна только при наличии общей идеи, при наличии общего тренда, если хотите. И здесь очень важно, может ли быть идея в конкретном отдельном регионе, если её нет в стране. И я считаю, что это возможно, если концепцию долгосрочного развития примет всё население. Причём эта стратегия должна идти снизу. От вузов, от бизнес-сообщества. Общее обсуждение приведёт к общему делу.