ПИН-код пока не в уме
Правительство РФ по заданию президента Медведева работает над созданием единой электронной карточки россиянина, которая заменит медицинский и страховой полисы, водительское удостоверение и, возможно, даже паспорт. Насколько саратовцы готовы принять это ноу-хау, отправился выяснять наш корреспондент.
«Объяснять каждый раз одно и то же»
Уже несколько лет в Саратове достаточно активно функционируют электронные терминалы, принимающие оплату коммунальных услуг, телефонной связи, Интернета и многого другого. Но, по словам авторитетных консультантов, присматривающих за этим процессом, до сих пор население с трудом справляется с этими банальными электронными платежами.
Сотрудница одного из коммерческих банков, консультирующая клиентов, говорит, что количество молодёжи и пожилых людей, пользующихся электронными системами на её глазах, примерно одинаковое. «С молодыми проблем нет, а вот бабушкам и всем, кому больше сорока, нужно объяснять каждый раз одно и то же». Как говорит банковский консультант, более половины клиентов кредитного учреждения не могут самостоятельно справиться с автоматами. По её мнению, минусом автоматизированных платёжных систем является сложность их использования.
Но несомненное преимущество – отсутствие очередей – заставляет руководство банка делать ставку на современные методы обслуживания. «У нас в целом население неграмотно. Многие банковские клиенты, например, до сих пор пишут ПИН-коды на пластиковых картах, не осознавая, что это небезопасно», – говорит мне консультант в одном из отделений Сбербанка.
При этом в том же Сбербанке меня начали горячо убеждать, что научиться пользоваться платёжными терминалами на самом деле очень легко. «Просто у многих нет желания и заинтересованности в этом, – делает вывод консультант. – Ведь при проведении денежных операций традиционным способом, через кассу, вся ответственность за набор данных лежит на кассире. Автоматизированная система перенесла эти обязанности на клиентов. Старшее поколение отказалось бы вовсе от этих новшеств, ему они неудобны, как, впрочем, и некоторым молодым людям. Но многие просто вынуждены пользоваться терминалами и банкоматами, поскольку начисление зарплат и пенсий производится в основном через эти аппараты».
Шестидесятилетний мужчина, воспользовавшийся помощью консультанта, убеждён, что «всегда должна быть традиционная альтернатива». По его мнению, использование терминалов, действительно, несложно. Проблема в другом – «необходимо тратить много времени для обучения работе на данных аппаратах, что создаёт такие же очереди».
«В 2006 году терминалами и банкоматами пользовалось всего пять процентов клиентов, – поясняет администратор Сбербанка. – Но несмотря на все трудности в использовании электронных систем, с осени минувшего года до февраля нынешнего года обслуживание клиентов через платёжные терминалы увеличилось на 10–15 процентов, то есть возросло примерно до 45 процентов. Это позволило разгрузить сотрудников банка».
Пассажиры дальнего следования и продвинуты дальше областных
На автовокзале Саратова месяц назад появилась новая услуга по приобретению билетов через Интернет. Пока ею воспользовались лишь несколько пассажиров, в основном молодёжь и люди среднего возраста. Старшее поколение, как говорят мне сотрудники автовокзала, предпочитает пользоваться традиционными кассами.
Гораздо активнее с помощью Интернета раскупаются билеты на поезда дальнего следования. Сотрудники Приволжского железнодорожного агентства по обслуживанию пассажиров подчёркивают, что электронная продажа билетов даёт клиентам «существенную экономию времени, необходимого для того, чтобы добраться до железнодорожной кассы, приобрести билет и вернуться обратно».
Количество проданных через Сеть проездных документов в январе 2009 года составило 1339 штук (0,5 процента от общей продажи билетов на поезда дальнего следования), в январе 2010 года – 3835 штук (1,5 процента), в январе 2011 года – 12885 штук (5,1 процента). Всего с 14 мая 2007 года удалённым способом пассажиры оформили около 57 тысяч билетов на поезда дальнего следования.
В Саратове оказалась востребованной и услуга электронной регистрации. Пассажир при этом может явиться к поезду, не оформляя бумажного билета, его фамилия будет заранее известна проводнику вагона. Необходим только документ, удостоверяющий личность, который был указан пассажиром при оформлении билета через Интернет. С момента введения электронной регистрации (1 июня 2009 года) на Приволжской магистрали пассажиры воспользовались услугой более 30 тысяч раз: население быстро реагирует на новшества и пользуется ими. К сожалению, возрастной статистики в РЖД не ведут.
С прошлого года есть возможность приобретения билетов на поезда дальнего следования через терминалы, установленные в городе. Но пока особой популярностью они не пользуются.