Единственная полезная поправка

Оценить
Изменение законодательства в сфере электроэнергетики не актуально для Саратовской области

В минувшую среду губернатор Саратовской области Павел Ипатов с главой минэнерго РФ Сергеем Шматко обсуждали поправки в действующее законодательство, цель которых – сдержать рост тарифов на электроэнергию. По словам заместителя председателя саратовского правительства Дмитрия Федотова, из предложений российского минэнерго для нашего региона полезной будет только одна.

Рост тарифов на электроэнергию, превысивший в 2011 году все правительственные прогнозы, настолько раздосадовал главных рулевых страны, что они решили вернуться к ручному управлению (читай: торможению) выпущенной на свободу электроэнергетики. Эксперты уверены, что на ближайшие годы о либерализации рынка электроэнергии в России можно забыть. Поправки, предлагаемые минэнерго, только утверждают их в этом мнении.

Отрегулировали по минимуму

Минэнерго РФ ещё в феврале порывалось изменить подход к регулированию рынка электроэнергии. Советовались с минрегионразвития, доказывали, что превышение 15-процентного порога в росте тарифов в 38 регионах России связано не только с ростом отпускной цены, но и с надбавками сетевых и сбытовых компаний в регионах. Ответственность за рост региональной составляющей в конечной цене киловатта была-таки возложена на губернаторов. И сейчас региональные чиновники в спешном порядке пересчитывают установленные в декабре пределы роста тарифов и счета конечным потребителям. После указаний премьер-министра федеральная служба по тарифам (ФСТ) разослала письма региональным энергетическим комиссиям (РЭК) с требованием ограничить рост ценовых надбавок по каждой составляющей в отдельности: генерация, передача и сбыт. Новые тарифы должны были вступить в силу 1 апреля.

Мы поинтересовались у саратовских чиновников, ответственных за регулирование отрасли электроэнергетики, их реакцией на требование ФСТ. Заместитель председателя областного правительства Дмитрий Федотов прежде всего заявил нам, что ни о каком регулировании тарифов на генерацию в регионах не может быть и речи.

«В тарифе на электроэнергию нет тарифа на генерацию. Это свободный рынок. Зона нашей ответственности – это сети и сбыт. А мы у себя в Саратовской области и сети, и сбыт изначально отрегулировали по самому минимуму. То, к чему сейчас ФСТ ещё только призывает, мы уже сделали. У нас вообще минимальный рост. Мы и инвестпрограммы растянули, и сглаживание максимально применили. Для нас, для Саратовской области, вопрос снижения тарифов – это прежде всего вопрос снижения цены оптового рынка. А во-вторых, вопрос снижения транспортной цены ФСК. Нашу региональную составляющую часть тарифа мы снизили максимально», – настойчиво повторял Дмитрий Александрович.

Обошлись без подсказок

А вот с поправками, подготовленными минэнерго, Федотов полностью согласен. Для исправления тарифной ситуации на региональном уровне у минэнерго есть три предложения:

– применять принцип распределения оплаты мощности, поставляемой в вынужденном режиме;

– снижать количество территориальных сетевых организаций путём изменения структуры и укрупнения компаний;

– темпы роста сетевой и сбытовой надбавок жёстко ограничить 15 процентами.

Дмитрий Федотов заявил, что и большую часть предложений минэнерго РФ саратовское правительство давно реализовало без подсказок. А другие для нашего региона не актуальны.

«Введение принципа распределения оплаты мощности, поставляемой в вынужденном режиме, касается неэффективных ТЭЦ, которые и не нужны, и не денешь их никуда. У нас в области таких объектов нет. Может быть, только СарГРЭС такая, но по ней уже принято решение. Её нужно выводить на розничный рынок, – сообщил Федотов. – Но если в целом, то да, мы в Саратовской области, где достаточно эффективная энергетика, в общем котле платим за эти неэффективные ТЭЦ. И наверное, это не совсем правильно. Их, может быть, и нужно поддерживать, но как-то локально, а не за счёт других потребителей».

Законодательное закрепление предела роста наценок сетевых и сбытовых компаний 15 процентами, по словам моего собеседника, тоже никак не скажется на ситуации, сложившейся в Саратовском регионе.

«Нам говорят, что рост сбытовых надбавок и сетей не должен превышать 15 процентов, мы отвечаем: у нас 10 процентов. Мы уже так всех сдержали, что уже деваться некуда. И сбыты отрегулировали так, что рост их надбавки был меньше 10 процентов, – заявил Дмитрий Федотов. – То же самое касается и сетевых компаний. Самый большой рост здесь у МРСК. За счётRAB-регулирования и инвестпрограммы компании ценовая надбавка составила 13,3 процента. Хочу отметить, что если бы региональная энергетическая комиссия не старалась сдержать запросы сетевиков, процент прироста по цене на их услуги был бы гораздо больше. МРСК сначала просили 32 процента, потом 20 процентов роста своей надбавки, но мы дали им только 13 процентов».

В ожидании полезного рычага

Полезной для Саратовской области, по словам Дмитрия Федотова, станет одна поправка, предлагающая сократить количество территориальных сетевых организаций путём изменения их структуры и укрупнения компаний.

«В Саратовской области всего три крупных сетевых компании – МРСК, Облкоммунэнерго и СПГЭС. Плюс есть ещё 68 мелких сетевых организаций, само существование которых лично я считаю неправильным. Это такой бизнес, который стал возможным из-за определённых недочётов в законодательстве. Приходит, например, компания, берёт два трансформатора на низкой стороне, потом приходит в РЭК, называет себя сетевой организацией и просит тариф. При этом в затраты такая организация закладывает зарплату директора – по 100 тысяч в месяц, – «мерседес», «фольксваген» и т. п. А сбыт у этой организации мизерный. То есть за счёт собственных действий она не может позволить себе указанных расходов. Но поскольку идёт котловое регулирование, то для неё это становится возможным. Мы с этим боремся и будем бороться. А если нам дадут для борьбы ещё и законодательный рычаг, то это вообще будет замечательно».