Страсти по лобелии

Оценить
Искусство холить и лелеять рассаду под силу далеко не каждому

– Ты сажаешь однолетний барвинок?

– Нет. У меня есть многолетний.

– Многолетний это не то. Он же только ранней весной цветёт, а однолетник всё лето радует. Ты даже себе не представляешь, как это красиво.

Пошла и купила однолетник – розовый, красный и белый.

– Сегодня буду пикировать лобелию. У тебя есть?

– Нет. Рассадой куплю.

– Да ты что? Как ты можешь быть уверена, что у тебя будут все цвета, которые хочешь? И как поймёшь, что тебе действительно продали ампельную?

Пошла, купила семена лобелии.

В наших маленьких саратовских магазинчиках семян, разбросанных по всему городу, всегда толпится народ. Сверить с продавцами свои представления о будущем урожае могут позволить себе только праздные люди, которым не лень дождаться, когда магазин на несколько минут опустеет и можно будет спокойно задавать вопросы и получать на них ответы. Остальным остаётся накупить тех пакетиков, что на тебя смотрят, а потом дома разложить их перед собой и с ужасом осознать, что половину из семян, которые планировал бросить сразу в землю, нужно сажать через рассаду. И с барвинком, и с лобелией именно так у меня и произошло. И я смирилась с тем, что этой самой рассадой мне придётся заняться лично, если я, конечно, хочу увидеть все закупленные в магазине растения у себя на даче.

Семечки лобелии и барвинка, а также какой-то необыкновенной ипомеи с жёлтыми гроздями цветов и бобы плетущейся фасоли с сиреневыми цветами властно требовали земли.

– Во второй половине апреля рассаду дома сажать уже бесполезно, – торопили подруги.

– Почему?

– Потому что температура в квартире уже не будет достаточной для прорастания семян.

– Не бери ни в коем случае дачную землю, – говорили мне. – Нанесёшь всякой заразы, и ничего у тебя не получится. А если вирусы затащишь, то и все домашние цветы заразишь.

– Какие ещё вирусы? Откуда они у цветов?

– Замечала когда-нибудь, что одноцветные тюльпаны начинают идти полосками?

– Да. У меня так и есть. Мне такие больше нравятся.

– Вот это и есть вирусы.

– Что?

– Любое отклонение связано с вирусными заболеваниями. Луковицы надо срочно выкопать и сжечь эту заразу, пока она не разнеслась по всей территории. Иначе перенесёшь на секаторе, да и просто на руке на другие растения.

Из магазина я принесла домой и на работу увесистые пакеты с торфяной смесью. Потому что земли как таковой найти не удалось. Но торф тоже шёл на ура, и озабоченные покупатели говорили, что для рассады он вполне пригоден. Подруги на мою «землю» посмотрели скептически. Сказали, что не той фирмы моя покупочка. Но на худой случай пойдёт. Только перед посадкой её тоже нужно продезинфицировать. Назвали препарат с мужским и пулемётным именем, который в двух магазинах я найти не смогла. Продавцы сказали, что он сейчас самая горячая покупка месяца. Мама по телефону надоумила купить в аптеке марганцовку и сделать тёмный раствор. Марганцовки в аптеках тоже не было. Дешёвые антисептики сейчас не в моде. Фармацевты посоветовали заменить её трихополом. Уверяли, что дачники прекрасно пользуются им вместо марганцовки.

Купила контейнер с полиэтиленовой крышкой. Пролила землю раствором трихопола. Засыпала её мельчайшими семенами лобелии. И поставила на окошко в редакции. Через неделю они буйно взошли ковром. Я подходила, рассматривала через прозрачную крышу цветочного домика своё хозяйство и гордилась собой, боясь дотронуться до мини-огорода. Потом пришла подруга, и я повела её смотреть сеянцы. Она открыла крышку и ахнула. В двух «квартирках» из-под кружевных ковриков прорастал то ли мох, то ли плесень.

– Проветривать надо чаще! – услышала жёсткий совет. И я вынуждена была признаться, что вообще не проветривала. Потому что боялась нарушить микроклимат.

– Нужны прямые лучи солнца. А на этом окне их не будет.

На домашнем окне прямых солнечных лучей тоже не стоило ждать. Потому оставалось только ждать, кто победит – мох или сеянцы лобелии. Победил мох. Две «квартирки» почти полностью опустели. Остальные – регулярно теперь проветриваемые – пока в порядке. Сеянцы уже выросли больше чем на сантиметр от земли. Но впереди у меня и у них сложнейшее испытание – пикировка. Слово это я знаю давно, но никогда не думала, что когда-нибудь придётся пикировать самой. Уже прочитала, как, чем и для чего производится эта насильственная процедура. Но подробности только добавили ужасных предчувствий, что не справлюсь, не смогу и загублю жизнь, которую сама по доброй воле и разбудила. Поэтому в выходные начала обзванивать более опытных рассадоводов с целью напроситься на мастер-класс.

Вся кухня подруги была заставлена ящичками, плошками, стаканчиками. Там были тысячи или даже десятки тысяч будущих петуний, лобелий и ещё много чего, чьи названия закружились в моей голове и улетели бесследно. Ёмкости с зелёными коврами, одиночными травинками и даже кустиками стояли на подоконнике, стульях, шкафах и даже на столе, где оставался только маленький свободный краешек для одиночной трапезы. В семье подруги три человека. Но на время рассадных хлопот семейные обеды её волей были отменены.

– Ты всё это посадишь на своей маленькой даче? – спросила я.

– Ну, раздам, конечно, часть, – сказала подруга. – Тебе сейчас приготовим контейнер со смесью лобелий.

Я радостно закивала, потому что к этому времени уже совсем не была уверена, что в моём редакционном контейнере что-то доживёт до пересадки в грунт. Но когда выяснилось, что распикированную лобелию мне отдадут с собой, начала возражать, боясь сгубить и этих подростков. Протесты были отвергнуты. Подруге было нужно место, чтобы сеять ещё какие-то удивительные цветы.

На стене в её спальне висели графики. Они начинались с февраля. В строго расчерченных квадратиках умещалась вся информация: сколько, когда чего высеяно, чем и когда полито, какого результата удалось добиться. В примечаниях значились промежуточные срочные меры спасения.

– Ты с этим спишь? – спросила я.

– Я этим живу, – получила в ответ. И подруга произнесла страстный монолог про предчувствие весны, про запах земли, который будоражит сознание предчувствием громадных жизненных перемен, и про то, что людям, которые занимаются рассадой, весенняя депрессия не угрожает. Окончательно добил меня заросший длинной травой аквариум без рыбок. Оказалось, что аквариумная вода очень хороша для рассады. Осознав, что выращиванием рассады даже самых прекрасных цветов я занимаюсь в первый и последний раз в жизни, по крайней мере до тех пор, пока не заведу себе аквариум, я уселась наблюдать за ювелирной работой по разбору зелёной массы в ходе пикировки. Основным инструментом выступала зубочистка, которой поддевались прозрачные стебельки. Наготове лежали маникюрные ножницы для подрезки еле видных ниточек корешков. По ходу узнала, что мне придётся закупить гель и потом смешивать его с торфяной смесью, для того чтобы обеспечить равномерную влажность контейнера. Этот гель нужно закладывать и в кашпо, куда лобелия отправится в своей взрослой жизни. С гелем поливать горшок даже в жару можно раз в два-три дня.

Контейнер с будущими разноцветными лобелиями был отправлен со мной. Юные зелёные создания крепенько сидели в земле, заявляя о своём желании жить и бороться с трудностями. И с «чёрной ножкой», которая может напасть на них совершенно неожиданно, и с неопытным агротехником, неосторожно взявшимся за сложное рассадное дело. Теперь я точно знаю, что оно – для избранных людей, с особым складом характера, кропотливых, внимательных, педантичных, твёрдо нацеленных на результат.

Когда верстался номер.

– Ты купила бораго? – спросила меня по телефону подруга.

– Я даже не знаю, что это.

– Огуречная трава.

Я вспомнила, что пыталась её сажать, но соседка по даче жёстко вырвала все растения с корнем. Приехав как-то с работы, я увидела вялые стебельки на дорожке и услышала объяснения про её вредоносность. Дескать, она заполонит всё пространство, и потом вся округа замучится с ней бороться. Но подруга сказала, что всё это полная ерунда и что за бораго надо срочно бежать в магазин и сажать её смело. А потом смело срывать листочки для салата и в окрошку до тех пор, пока огуречная трава не зацветёт. После этого листочки станут жёсткими и негодными в пищу, но придёт черёд цветочков. Которые тоже можно класть в салат или пересыпать сахаром и оставить на две-три недели. Если верить подруге, голубые цветочки превратятся в цукаты, с которыми можно пить чай или украшать ими пироги.

– А огурцы ты сажать собираешься?

– Немного для салата посажу.

– Семена прокалила?

– Как?

– Семена всех огурцов, патиссонов, тыкв лучше сажать трёхлетними. А если ты собираешься использовать магазинные, то их надо хорошо прогреть на батарее.

– Просто разложить по батарее пакетики?

– Сложить их в мешочек и повесить. И быстро! Скоро закончится отопительный сезон.