«Неприкосновенные» услуги: кто и как их тянет-потянет

Оценить
Закон о государственной поддержке общественных объединений в Саратовской области не работает

В Саратовской областной думе разрабатывается закон, касающийся государственной поддержки общественных организаций социальной направленности. На деле же выясняется, что государство не видит в некоммерческих организациях (НКО) достойного партнёра, опасается отдавать кому-либо свои функции и финансирование. Саратовские общественники считают, что их инициативу «душат» чиновники.
Выяснилось это в минувший вторник в Поволжской академии государственной службы, где активисты «Кадрового резерва» партии «Единая Россия» собрали круглый стол на тему социального государственного заказа в области.

Герои на заказ

Десять лет назад в области был принят закон о государственной поддержке общественных объединений, там же шла речь о государственном заказе на реализацию областных целевых программ. Прямое отношение к делу имеет и скандальный федеральный закон № 94 о госзакупках. В Белоруссии, Казахстане, некоторых регионах России законы о соцзаказе успешно работают – только не в Саратовской области.

«Оказание населению услуг через НКО в рамках госзаказа не стало повседневной реальностью жизни общественного сектора Саратовской области», – осторожно и витиевато предположил начальник Центра управленческого консалтинга ПАГС Максим Шаткин, развязывая дискуссию.

Для примера проблему неработающего закона общественники проиллюстрировали ситуацией с ФОКами. Член Общественной палаты области спортсмен Евгений Малявко сказал, что ФОКов в Саратовской области построено много, а вот кадров не хватает.

«Ни хороших тренеров, ни педагогов, ни инструкторов, которые были бы способны давать квалифицированные профессиональные консультации, разрабатывать методики подготовки. Именно в этом и помог бы государственный социальный заказ, – рассуждал Малявко. – Есть региональные спортивные организации, в частности федерация бодибилдинга и фитнеса. Их опыт хорошо бы взять за основу, привести тренеров в этот проект. Возможно, заключать с ними договоры. Чтобы, с одной стороны, они пользовались поддержкой государства, с другой – могли бы реализовать на данных площадках свой бесценный опыт».

По словам общественника, такие тренеры могли бы стать для детей современными героями. И пусть нет у героев педагогического образования, не страшно, считает Малявко. Можно же «их дополнительно как-то обучать… В федерации бодибилдинга и фитнеса есть люди уровня заслуженного мастера спорта, т. е. сама квалификация говорит о том, что они способны что-то дать».

Депутату Андрею Россошанскому тоже оказалась близка тема здорового образа жизни. Он с печалью констатировал, что дети из малоимущих семей, «молодёжь со дворов в эти ФОКи не пошла». При этом в городе, где масса рекламы, нет ни одного баннера с призывами ходить в конкретные спортивные секции и кружки. «Помните, в славные советские времена приглашали на хоккей, фигурное катание, в бассейн, – вспоминал Россошанский. – Зато город собирает 60 миллионов рублей в год доходов с уличной рекламы! Давайте сформируем социальный заказ, и пусть власть реализует этот проект».

«Весь вопрос в том, что праздника без денег не бывает. Все эти тренеры должны что-то получать, потому что у них свои семьи, которые надо кормить», – сразу взяла быка за рога генеральный директор ООО «Консалтинг-Про» Ксения Корнилова. И засыпала собравшихся вопросами. «А какое финансирование вы под это дадите? Что НКО могут предложить? Готово ли государство отдать часть полномочий, и какие именно? Не повлечёт ли это замещение (государство на НКО) дополнительные траты? И вообще, есть ли у нас некоммерческие объединения, готовые качественно оказывать госуслуги?»

И сложно, и невыгодно

Отвечать взялась специалист совсем из другого ведомства – заместитель министра социального развития области Любовь Свидченко.

«Надо определиться в понятиях. Есть государственные услуги, которые общественные организации выполнять не могут. Например, не может общественная организация присваивать звание ветерана труда». И таких «неприкосновенных» услуг, по словам заместителя министра, 50 только по линии социальной поддержки. Плюс 120 услуг социального обслуживания. И в министерстве не скрывают, что эти услуги в госзаказ не вносят и передавать НКО не торопятся. Как объяснила Любовь Свидченко, во-первых, у министерства хватает своих ресурсов. Во-вторых, никаких новых услуг по соцобслуживанию граждан (что могли бы отдать НКО) в ближайшее время вводить не собираются.

Сейчас партнёрами минсоцразвития области являются более 20 общественных организаций. Они представляют детей, пожилых, инвалидов. Совместно проводятся социально значимые мероприятия, разрабатываются нормативно-правовые акты, областные целевые программы.

Что же касается государственного социального заказа, то «эта работа пока на начальном этапе, но она присутствует». Например, в 2010 году в рамках госзаказа провели спортивно-культурный фестиваль «Здоровью – да, наркотикам – нет!» Конкурс среди организаторов выиграло саратовское общество трезвости. Кроме того, у общественной организации инвалидов по слуху министерство покупает услуги сурдопереводов. Привлекают общественников к изданию справочной литературы – поручают составление брошюр на определённую тему.

Так что остаётся совсем немного направлений, в которых министерство согласно «дружить» с НКО в рамках госзаказа, – социально-педагогические, социально-психологические, информационные услуги. «Я не знаю ни одной общественной организации, которая смогла бы оказывать такие серьёзные услуги, как, например, стационарное обслуживание пожилых граждан, инвалидов. Там очень серьёзные стандарты, санитарные нормы», – сказала Свидченко.

Кроме того, передача полномочий государству просто невыгодна – купить услуги у НКО будет намного дороже, чем выполнять их по линии министерства, сказала заместитель министра. Да и рассчитать реальную стоимость социальных услуг очень сложно – нет общепринятой методики расчётов.

Директор Центра социального обслуживания населения Волжского района Саратова Татьяна Ерохина тоже скептически настроена по отношению к НКО. По итогам опроса клиентов центра выяснилось, что 95 процентов из них не хотят переходить в другие конторы. Причина – низкая стоимость государственных услуг по социальному обслуживанию населения. А ещё Татьяна Ерохина уверена, что привыкшие к «государственным» социальным работникам люди с большим недоверием отнесутся к альтернативным НКО. «Не каждого они пустят в квартиру, в душу, не каждому доверят свои деньги».

«Мы легко потянем!»

«Я совершенно не согласна с тем, что общественные организации «не потянут», – вступила в дискуссию член Общественной палаты области, руководитель детского благотворительного общественного фонда «Савва» Ольга Коргунова. – Нас не считают равноправными партнёрами, равноправными претендентами на выполнение подобных услуг, поэтому мы всё больше и больше становимся такими слабыми общественными организациями. На протяжении последних десяти лет власть делала для этого всё!

Снаркович (Вадим Снаркович – председатель молодёжной общественной организации «Синегория». – Прим. ред.) и я участвовали в конкурсе на областную целевую программу по профилактики наркомании… Нам запрет поставили…» Коргунова припомнила произошедшую прошлым летом трагедию в саратовском лагере, где в бассейне утонул мальчик. И сказала, что если чиновники не будут чинить препятствий, «я легко потяну со своими волонтёрами. Найму людей и легко потяну этот лагерь!»

Кроме того, Ольга Викторовна уверяла, что нужно передать общественным организациям подростковые клубы. «Они (клубы) тут же начнут развивать самые интересные проекты, программы на гранты, на субсидии, через социальный заказ... Что, общественная организация не потянет клуб «Богатырь»? Потянет. А то его постоянно ругают, закрывают». А в финале речи общественница сделала совсем уж глобальный вывод. «Благодаря членам правительства, благодаря каким-то конкретным причинам, низкому финансированию областной программы по развитию институтов гражданского общества общественные организации идут на дно. Вы, власть, делаете всё, чтобы общественные организации были очень слабые».

Кто кому попутчик

Неожиданно совсем в другую, информационную плоскость перевёл проблему президент клуба IT-директоров Игорь Соловьёв. Рассказал о проекте «По пути», который придумали студенты саратовского технического университета.

Этот проект позволяет организовать доставку продуктов на дом без участия соцработников. Нужно договориться с большими сетевыми магазинами, где каждый покупатель сможет получить скидку на покупку при условии, что по пути домой он занесёт сумку с продуктами или вещами по указанному адресу. В этой цепочке участвуют ещё и операторы сотовой связи, которые отслеживают поступающие от нуждающихся просьбы и направляют информацию в магазин. Финансовое обеспечение, естественно, за министерством социального развития области.

Соловьёв уверен, что воплотить это в жизнь не составит труда, а выгода большая. И сотовым компаниям, и сетевым магазинам, и министерству. Явная экономия средств и ресурсов, да и людям побыть лишний раз альтруистами не помешает.

Все сразу пустились обсуждать предложенное. «А если не донесут пакет?», «Старики плохо умеют обращаться с сотовыми телефонами», «А если клиентов не устроят цены в этом супермаркете?» – допытывались общественники (интерес к НКО сразу как-то угас). Соловьёв ответил, что у каждого получателя скидки возьмут полные данные. Замолвили слово за изобретение и из министерства, предупредив, что сейчас на пенсию выходят те, кто «дружит» и с мобильниками, и с компьютерами, и нужно ориентироваться на таких клиентов.

Завершая дискуссию, организаторы попросили участников прислать свои предложения по теме. Насколько в области улучшится ситуация с социальными госзаказами после круглого стола, неизвестно. Но, расходясь, чиновники из министерства социального развития кинулись общаться не с лидерами НКО, а обмениваться контактами с директором IT-клуба. Который, кстати, уверял, что у него и коллег масса подобных изобретений для самых разных сфер жизни.

Государственный заказ – выдаваемый государственными органами и оплачиваемый из средств государственного бюджета заказ на изготовление продукции, выпуск товаров, проведение работ, в которых заинтересовано государство. Такой заказ может выполняться не только государственными, но и другими предприятиями. Заказ обычно выдаётся на конкурсной основе.