Мост надёжен или мост скоро упадёт?

Оценить
Самый волжский символ Саратова вызывает всё большее беспокойство.

Самый волжский символ Саратова вызывает всё большее беспокойство.

Разворот подготовили Дина Болгова, Ибрагим Бурханов, Дмитрий Козенко. Фотографии моста – из фотофонда Государственного архива Саратовской области

Пролёт-убийца

Сценарий фильма-катастрофы, которой, как уверяют чиновники, никогда не будет

Лето. Утро, но уже не раннее. Движение по мосту обычное – не интенсивное, не такое, как в час пик. По пешеходным дорожкам на пляж тянутся отдыхающие. Напротив поста ГИБДД паркуется десятка, только что пересёкшая мост со стороны Энгельса. Водитель торопливо перебегает площадь и походит к дежурному инспектору:

– Командир, там что-то не так с мостом. Тот пролёт, что сразу после пляжа, качается!

– Вы вчера ничего не праздновали? Как самочувствие?

– Нормально у меня всё, – пробурчал водитель и, бормоча «Что мне, больше всех надо?», поспешил к своей машине.

Инспектор посмотрел ему вслед, постоял немного, потом всё-таки подошёл к видеомонитору.

– Что за чёрт?

Действительно, подъезжавшие к тому пролёту машины сбавляли скорость, ехали как-то неуверенно, водители почти все высунулись из окон, осматривались вокруг. Сначала вишнёвый BMW, а следом за ним и «Газель», развернувшись через реверсивную полосу, повернули назад в Саратов.

Вдруг над Волгой раздался скрежет, над пролётом поднялось облако пыли. Было видно, что пролёт одним концом пошёл вниз, но, похоже, уткнувшись в опору, остановился. С правой стороны моста зашатался, а потом рухнул вниз фонарный столб, а за ним – часть ограждения. Они упали в воду прямо перед белым форсистым катерком, и тот, испугавшись, рванул вниз по течению подальше от злополучного места. Загремели якорные цепи на подходившем к мосту танкере. Капитан решил не рисковать и не идти даже под целыми ещё пролётами.

На мосту тем временем началось столпотворение. Водители в панике разворачивались и старались побыстрее вернуться в Саратов. Визжали тормоза, гудели клаксоны, раздавались глухие удары от столкновения машин, но никто не останавливался, не ждал страховщиков и гаишников. Многие из тех, кто оказался на злополучном пролёте, решили не рисковать и, оставив свои автомобили, пешком спешили к саратовском берегу.

На Предмостовой площади в считанные минуты образовался огромный затор. Один из инспекторов по рации искал начальство, чтобы остановить транспорт, идущий к мосту. Двое других пытались хоть как-то наладить движение, направить часть машин на Малую Горную или вниз – на набережную. И на площади, и на пляже моментально собрались сотни зевак. Почти каждый снимал происходящее на мобильный телефон. К середине дня и в Интернете, и на телевидении не будет недостатка в сюжетах о катастрофе…

Конечно, это фантазия. Мы не имеем своей целью пугать людей. Распускать слухи и т. д. Но разговоры о том, что мост «Саратов – Энгельс» находится в аварийном или предаварийном состоянии, уже давно идут по городу. И то, что мост нуждается в реконструкции и серьёзном ремонте, – это никем не оспариваемый факт. Чтобы прояснить ситуацию, понять ближайшие перспективы, корреспонденты нашей газеты обратились к чиновникам, отвечающим за мосты, дороги и транспорт. А ещё по традиции мы провели мини-опрос народного мнения.

****

До «опасной меры» четверть века?

Расширить не получится, но город к закрытию готов

В министерстве транспорта и дорожного хозяйства области редакции сообщили, что говорить об аварийности моста «Саратов – Энгельс» и опасности для движения транспорта по нему нельзя.

Проведённые в 2008 году обследования моста (проверка опор, пролётных строений, вскрытие балок и обследование преднапряжённой арматуры на предмет коррозии) позволили сделать вывод, что «опасная мера усталости мостовых конструкций может наступить через 25–30 лет». Основные работы по капитальному ремонту связаны с заменой гидроизоляции, покрытия, тротуаров и перильных ограждений.

О дате закрытия моста и сроках его ремонта говорить не стали, сказав лишь, что «это будет зависеть от объёма финансирования и времени поступления денежных средств». Также не стали называть и всю сумму, необходимую для ремонта, поскольку возможны корректировки проекта «с учётом применения новейших материалов и технологий».

Основываясь на проведённых обследованиях моста и выводах экспертных комиссий, в министерстве подчёркивают, что расширение моста невозможно: опоры не были рассчитаны на дополнительную нагрузку. Поэтому о четвёртой полосе движения остаётся лишь мечтать.

Однако к частичному или полному закрытию моста на ремонт, как подчеркнули в министерстве, саратовские дороги готовы. Для того чтобы избежать транспортного коллапса, за последние два года проделана немалая работа. Была введена вторая очередь мостового перехода через Волга у села Пристанное, построена эстакада через Алексеевский овраг, расширена дорога у КП ГАИ. Также благодаря строительству дороги через Затон и дороги «Солнечный – Юбилейный» возможно минимизировать последствия ремонта моста и разгрузить транспортную сеть от заторов и многокилометровых пробок.

****

«Горбатому» пошёл сорок шестой

В прошлом году один из символов нашего города отметил своё 45-летие

Железобетонный многопролётный мост длиной в 2803 метра (ширина – 15 метров) был построен под руководством А. А. Баева, инженера мостотряда № 8, а проект был выполнен инженерами института «Гипротрансмост» В. М. Иодзевичем и В. Н. Ивановым.

Ежедневно через мост проходит свыше 40 тысяч автомобилей. Своё прозвище «горбатый» мост получил из-за приподнятых на 12 метров от основной конструкции судоходных пролётов. Такой инженерный замысел позволил сэкономить средства на строительство самого длинного в тот момент моста в Европе.

В своё время через мост было налажено троллейбусное сообщение Саратов – Энгельс (маршрут № 9). Однако после падения весной 2004 года нескольких опор, поддерживающих контактную сеть, сообщение было прервано. Опоры контактной сети демонтировали полностью. При этом в течение месяца мост закрывался с восьми часов вечера до шести утра. Попасть на другой берег Волги в это время можно было через мост у села Пристанное.

В течение длительного времени мост оставался без освещения. Только через полгода появились облегчённые опоры освещения. Однако после шести лет с того рокового дня фонарные столбы стоят не везде. В аварийном состоянии находились и перила моста. К ноябрю 2008 года была заменена часть ограждений на участке от энгельсского берега до городского пляжа.

Случались и аварии на мосту через Волгу. Среди серьёзных происшествий можно вспомнить падение с него трактора «Кировец» с прицепом и пожарной машины, пробившей ограждение моста. ДТП с участием пожарной машины случилось осенью 2003 года. Спеша на вызов, машина пожарной команды встретила на своём пути выехавший на реверсивную полосу автомобиль. Для предотвращения неминуемого столкновения водитель пожарной решил уйти от лобового удара и резко повернул в сторону ограждения. Машина пожарной команды, пробив ограждение, вылетела с моста и ушла под воду на глубину около пяти метров. В той аварии погибли два члена экипажа, троим удалось спастись.

****

Из точки «С» в точку «Э» и обратно

Частичное закрытие моста практически привело к дорожному коллапсу

В 2008 году наша газета уже писала про частичное закрытие саратовского моста на ремонт. Многие, наверное, помнят, как им приходилось коротать время в часовых пробках и медленном потоке движения в те ужасные знойные дни.

Для снятия социальной напряжённости руководством области предлагались различные мероприятия по введению дополнительных электричек и речного транспорта. Жителей двух городов всячески уговаривали пользоваться объездной дорогой и мостом у Пристанного. Однако эта альтернатива не решила проблемы.

Первая реакция жителей двух городов на начало реконструкции моста была отнюдь «не положительная». Приведём цитату из газетной публикации, посвящённой этой теме.

«Когда на мосту две недели назад начались ремонтные работы, пассажиры бушевали. С опозданием в два-три часа до рабочих мест добираются не только «саратовские», но и местные «энгельсские». Движение в городе в утренние часы просто парализовано. Сесть на автобус практически нереально по причине отсутствия автобусов – они все стоят в пробке на мосту». Проблема, как попасть из точки А в точку Б, у жителей двух городов возникала дважды в день: утром – на работу, вечером – домой.

Между тем в 2008 году был всего лишь частичный ремонт моста, при котором была закрыта одна полоса движения.

****

Дмитрий Федотов, заместитель председателя правительства области:

ЗНАЧИТЕЛЬНО БОЛЬШЕ, ЧЕМ 200 МИЛЛИОНОВ

Дмитрий Федотов заявил корреспонденту нашей газеты, что пока ещё нельзя говорить об аварийности саратовского моста и о том, что «он вот-вот разрушится».

По словам Федотова, постоянно ведётся мониторинг состояния моста. «Безусловно, есть необходимость в капитальном ремонте моста через Волгу. Уже проводилась часть ремонта в предыдущие годы, реконструкция будет и дальше продолжаться», – заверил он и подчеркнул, что это достаточно затратное мероприятие.

Заместитель председателя правительства уверен: нет опасений, что мост не выдержит ближайшее весеннее половодье. Но нагрузки на мост, если его не ремонтировать, вызывают определённые разрушения. Поэтому будут предприняты серьёзные меры по ремонту: «В первую очередь это работы, связанные с безопасностью движения: опоры, несущие конструкции, основание моста и так далее». Дмитрий Федотов отметил, что полотно моста постоянно подвержено значительному износу в результате постоянной нагрузки и движения по нему, поэтому и оно подвергнется ремонту.

Буквально перед выборами 13 марта главой города Саратова Олегом Грищенко была названа сумма в 200 миллионов рублей, которую вроде бы обещает выделить федеральный центр. «Есть полная смета, в которой прописана сумма значительно большая, чем 200 миллионов рублей», – сообщил нам Федотов. Однако он не стал называть полную стоимость всех работ по капитальному ремонту саратовского моста.

По мнению Дмитрия Федотова, мост через Волгу можно не только реконструировать, но и расширить: «Я сам сторонник этой идеи. Технически есть возможность расширения моста на одну полосу. Для этого необходимо провести капитальный ремонт. Вопрос упирается лишь в финансы».

Даже если необходимых средств на увеличение количества полос движения найдено не будет, первостепенной задачей Дмитрий Федотов считает обеспечение безопасности проезда (укрепление конструкций), а «дальше уже всё остальное». Улучшение качества дорожного полотна, как сказал зампред правительства области, может проходить параллельно с этим процессом. «Одно другому не мешает».

****

Леонид Писной, депутат Саратовской областной думы, генеральный директор ЗАО «Саратовоблжилстрой»:

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРОГНОЗ НЕ ВОЗЬМЁТ НА СЕБЯ НИ ОДИН ЗДРАВОМЫСЛЯЩИЙ ЧЕЛОВЕК

– Те исследования моста, которые проводились, в том числе и специалистами Саратовского государственного технического университета, показали одно: мы не найдём человека, который с полной уверенностью сказал бы, что мосту ничего не угрожает, или наоборот, что мост скоро упадёт. Ответственность за какой-либо прогноз не возьмёт на себя ни один здравомыслящий человек, будь он даже самым грамотным инженером.

Надо очень чётко понимать саму суть проблемы. Наш мост – это не рядовое сооружение. Он строился почти полвека назад. Те технологии, которые применялись при его строительстве, хоть и были на тот период ноу-хау, сегодня уже устарели. Но те процессы, которые происходят в связи с естественным старением моста, практически не изучены.

Поэтому я могу констатировать несколько фактов. Во-первых, мост, о котором мы ведём речь, никогда не был запроектирован под существующую ныне нагрузку (интенсивность движения). И уж тем более под ту нагрузку, которая появится, если мост для движения открыть полностью. В настоящее время даже нет того классификатора нагрузок, который присутствовал в ранее действующей системе расчётов. Сегодня существует другая система координат по нагрузкам. Да, она перекликается со старой, но не является абсолютно ей адекватной. И в этом тоже есть причина пробуксовки инженерной мысли в принятии решений.

Во-вторых, мост стареет, стареют и материалы, из которых он сооружён. Надо чётко понимать, что до срока реконструкции (не капитального ремонта, а именно реконструкции моста, связанного в том числе с усилением опорных сооружений) остаются считанные годы. И не нужно питать иллюзий, что второй мост в районе Пристанного может быть альтернативой основному мосту. Это просто нецелесообразно в связи со значительным увеличением пробега транспортных средств, и прежде всего того транспорта, который осуществляет перевозку пассажиров.

В-третьих, сохранить мост ограничением движения по нему автотранспорта не удастся.

На мой взгляд, первое, что мы должны сделать, – это вывести вопрос о состоянии моста за рамки политических игр. Это я говорю как инженер-строитель, который оканчивал факультет транспортного строительства. Если мы хотим ездить из Саратова в Энгельс по мосту и не думать о своей безопасности, а просто быть уверенными, что она есть, нам надо убирать проблему моста из политической плоскости.

Далее, пора серьёзно думать о разработке ТЭУ на строительство ещё одного параллельного моста «Саратов – Энгельс». Будет ли это мост, заложенный в проект территориального планирования в районе Улешей, или это будет идея (на мой взгляд, более совершенная) о строительстве моста через Казачий остров, с созданием соответствующей базы отдыха и привлечением частных инвестиций, не так уж и важно. Главное, что решать этот вопрос нужно уже сегодня. Потому что от момента принятия решения до ввода в эксплуатацию такого объекта в среднем проходит 10–15 лет. А лично у меня нет уверенности, что наш мост «Саратов – Энгельс» этот срок выстоит и не создаст какую-нибудь чрезвычайную ситуацию.

Кроме того, пора не на словах, а на деле заниматься капитальным ремонтом и усилением несущих элементов моста. При этом надо помнить народную мудрость о том, что скупой всегда платит дважды. Если мы будем планировать семь лет платить по 100 миллионов рублей, то очень скоро мы выйдем на миллиард, однако гарантий сохранности и безопасности моста может так и не появиться. Все мероприятия по капитальному ремонту должны быть выполнены максимум в течение двух лет. Для этого вполне достаточно использовать кредит минтранса РФ.

Если мы хотим вернуть на мост весь подвижной состав (хотя бы на уровне перевозок Саратов – Энгельс), разгрузить его с точки зрения пробок, создать комфортные условия передвижения (потому что состояние дорожного покрытия на сегодняшний день здесь безобразное), то все мероприятия надо начинать уже сегодня. А заканчивать максимум в 2013 году.

Если всего этого не сделать, то уже через пару лет у нас возникнут куда более серьёзные проблемы. Как с точки зрения безопасности проезда, так и с точки зрения коллапса транспортной системы Саратов – Энгельс, который просто будет неизбежен в этом случае. А это в свою очередь самым серьёзным образом скажется и на гражданах, и на экономике региона.

****

«Не ждать, пока он развалится!»

Практически все опрошенные нами жители обоих городов, ежедневно ездящие по мосту, сходятся во мнении: состояние дорожного полотна ужасно.

Михаил, житель Саратова, часто передвигающийся через автомобильный мост на элитной иномарке, отмечает, что поездка в Энгельс и обратно для него является очередным этапом экстремального вождения.

«Прямо ехать по своей полосе практически невозможно. Постоянно приходится маневрировать, чтобы не попасть в яму на дороге». Он признаётся, что, выезжая на центральную полосу, нарушает правила. «Мне ремонт автомобиля дороже встанет», – оправдывает своё поведение на мосту водитель иномарки.

Если мост закроют на капитальный ремонт, то это отразится на кошельке водителя. Говорит, что, пользуясь мостом через Пристанное, он будет проезжать лишних 50–60 километров в день. «Бензина заливать придётся на 200 рублей больше, чем обычно. В месяц выходит около шести тысяч рублей», – подсчитал автомобилист лишние расходы от нового маршрута через Волгу.

Александр, житель Энгельса, нынешнее состояние полотна моста оценивает как крайне неудовлетворительное.

«Такого моста ещё никогда не было, – негодует автомобилист. – Дорогой это назвать трудно. Раньше хоть ямы латали, сейчас мост как будто брошенный».

Он ежедневно ездит в областной центр на работу. Говорит, что с частичным или полным закрытием моста меньше ездить в Саратов не будет. Тут же подсчитывает все минусы от альтернативного маршрута через мост у Пристанного. Говорит, что увеличатся не только расходы на бензин, но и время в пути. «Мост проеду и буду в Саратове в пробках стоять. Сейчас на спуске от аэропорта по Симбирской проблематично быстро доехать до центра, а что будет при полном закрытии моста?» – размышляет житель города-спутника.

Ренат, ставший несколько лет покровчанином, также считает, что по мосту ездить практически невозможно.

«Наиболее оптимальное покрытие на реверсивной стороне. Приходится перестраиваться в центральный ряд, когда невыносимо ехать по «убитой» полосе», – признаётся автомобилист. Он понимает, что нарушает правила, однако считает, что езда по разбитой дороге – «издевательство над людьми». Отсутствие нормального покрытия сказывается и на скорости движения по мосту. «Рекомендуемая скорость – 70 километров, однако сейчас средняя скорость движения потока машин не превышает и пятидесяти. Поэтому и постоянные пробки перед мостом образуются».

Он, как и многие жители города-спутника, часто бывает в Саратове. Вспоминает, как ему приходилось подолгу стоять в заторах на мосту и на подъезде к нему два года назад. Он считает, что при закрытии моста на ремонт придётся думать о том, как переехать жить в областной центр. «Лучше на другой берег переселюсь, нежели каждый день нарезать по пятьдесят километров по объездной дороге и стоять в пробках». Альтернативные способы попасть в Саратов (электричкой или по Волге катером) его не устраивают.

Ренат уверен, что ремонтировать мост нужно было ещё лет десять назад, а «не ждать, пока он развалится». Вообще он является сторонником появления нового моста рядом с «горбатым». Однако в реализацию этого проекта он мало верит. Вспомнив другие крупные проекты, он отмечает, что деньги на новый мост вряд ли дойдут до нужного адресата.

Андрея, автомобилиста, жителя Энгельса, волнует не только дорожное полотно, но и сама конструкция «горбатого».

«Нормальной дороги нет на мосту. Ямы и колдобины – это ещё полбеды: взгляните хотя бы на то, что под полотном», – советует автомобилист чиновникам лично убедиться в аварийности моста.

Частичное или полное закрытие моста через Волгу его не пугает. «Для меня ощутимой разницы по времени или километрам нет: практически одинаковые показатели поездки от дома до Саратова как по старому, так и по новому мосту у Пристанного».

Житель города-спутника отмечает загруженность моста через Волгу. Говорит, что, хотя по нему запрещено движение большегрузных автомобилей, они всё же ездят. Он не назвал «таксу» проезда по мосту грузовиков и другой техники, но считает, что большегрузы также являются причиной разрушения «горбатого» моста.