В ожидании «интересных моментов и определённых трений»

Оценить
Выборы в муниципальных районах завершены, но политическая борьба не утихает

Выборы в Саратове обсудили уже со всех возможных сторон. Районам, конечно, такого пристального внимания не досталось. Хотя в крупных муниципальных образованиях выборная кампания проходила интересно. Интересно там и сейчас. Только утихла шумиха после избрания глав районов, как начинается новый виток подковёрных игр и переговорных процессов – грядёт избрание глав администраций.

Партийная ячейка как показатель статусности

В единый день голосования депутатов выбирали в 33 районах Саратовской области. Без дела сидели лишь жители Балтайского, Вольского, Ершовского, Саратовского и Хвалынского районов. Одни выбрали свою представительную власть ещё осенью. У других она формируется из числа депутатов нижестоящих поселковых собраний.

По данным областной избирательной комиссии, мартовские выборы немного «переплюнули» октябрьские по явке: 44 процента вместо 43,6. Самыми дисциплинированными оказались жители Базарно-Карабулакского района. Там на избирательные участки пришли 91,7 процента жителей. Самыми неактивными стали энгельсские избиратели – своим конституционным правом воспользовались всего 25,9 процента из них. Из 552 подлежащих замещению мандатов районных собраний своих хозяев обрели 548. Партийные силы распределились так: 436 единороссов, 24 коммуниста, 16 справороссов и 71 самовыдвиженец.

Несмотря на то что выборы в регионе прошли практически повсеместно, особое внимание приковано лишь к нескольким районам. Не потому что там какие-то особые результаты случились или ожидаются, а потому что районы эти наиболее крупные. И центральные города у них видные. Значит, и партийная активность здесь на высоте.

В небольших районах политическая жизнь скучнее. Если отделения «Единой России» есть на каждой территории, то оппозиция здесь практически отсутствует. Политолог Дмитрий Олейник объясняет это тем, что в малонаселённом районе достаточно сложно иметь свою ячейку. Централизованное финансирование всей партийной деятельности отсутствует, бюджеты у таких структур маленькие. Есть отдельные члены партии на местах. Они принимают участия в конференциях, создавая видимость деятельности. Но реальные ячейки у оппозиции существуют в основном только в крупных районах. Хотя здесь тоже не всё так однозначно.

Так, в Балашове устоявшееся партийное отделение имеется лишь у КПРФ. Большинство же других оппозиционных кандидатов, выдвигавшихся от «Справедливой России» и ЛДПР, примкнули к этим партиям незадолго до выборов. Делалось это явно ради регистрации, уверен Олейник. Ведь представители парламентских партий легко регистрируются на выборах, а вот самовыдвиженцы должны ещё помучиться – собрать подписи.

«Кстати, к чести саратовской избирательной комиссии надо сказать, что у нас в регионе какой-то массовой нерегистрации независимых кандидатов не было, – отмечает Олейник. – Наоборот, областная комиссия скорее восстанавливала тех, кому было отказано в регистрации. По числу тех, кому было отказано, мы за рамки нормальной картины не выбиваемся».

На какое время останутся в партиях эти незадолго до выборов ставшие «своими» депутаты, неизвестно. Ведь поставленная задача исполнена – люди избрались. Поэтому вполне возможно, считает Олейник, что новоиспечённые партийцы и партийные сторонники СР и ЛДПР вскоре могут передумать – перейти, в частности, в ту же самую «Единую Россию» или просто стать независимыми.

В борьбе за власть с коллегами

Другой аспект, который следует учитывать при изучении выборной ситуации в районах, – расстановка сил внутри самой «Единой России». Ни для кого не секрет, что между двумя ветвями областной власти – исполнительной и представительной – существует определённое соперничество. Обе эти группы старались свой контроль в районах упрочить.

По словам Олейника, в данном случае ни о каком противостоянии внутри ЕР речи не идёт. Партия одна, и делалось всё не вопреки общей задаче – максимальной победе «медведей», – а ради сохранения управляемости, проведения в районное собрание как можно большего количества людей, ориентированных на одну из ветвей власти. Как правило, люди эти состояли либо в ЕР и проходили праймериз, либо были независимыми кандидатами. Кстати, результаты предварительного голосования во многих муниципальных образованиях были пересмотрены. Коснулось это Энгельса, Балакова и частично Саратова. Получилось так, что одни члены «Единой России» в крупных муниципалитетах в большей мере ориентировались на политсовет регионального отделения ЕР и руководство областной думы, а другие – на региональное правительство.

Прошедшие выборы можно условно разделить на два типа. Первый – небольшие муниципальные районы, где у ЕР помимо самовыдвиженцев практически не было конкурентов. Оппозиция там была представлена слабо или вообще отсутствовала. В таких районах преимущественно победили представители партии власти, оппозиция проиграла ещё на стадии выдвижения. Но кое-где прошли и независимые кандидаты. По мнению Олейника, последние в обозримой перспективе тоже вступят в ЕР.

Второй тип выборов – крупные районы с конкурентами как в числе оппозиции, так и в рядах своих. Яркий пример – ситуация в Энгельсе.Следили за ней все. В конце прошлого года, когда очевидный лидер предвыборной гонки был задержан правоохранительными органами, расклад, который всем казался давно известным и устойчивым, изменился вмиг.

Чтобы управлять этим крупнейшим после Саратова муниципальным образованием, со всех сторон были приложены немалые силы. Изучая сложившуюся на сегодня ситуацию, можно говорить, что победили в основном те люди, которых поддерживал губернатор. Чем же всё закончится дальше, говорить сложно, отмечает Олейник. Потому что вопрос окончательно ещё не решён.

Там, на другом берегу, всё было сформировано под одного конкретного человека – Михаила Лысенко, который эффективно с возложенной на него задачей справлялся. Роль главы для Евгения Шлычкова в новинку. Управление районом ему ещё предстоит освоить. На стадии «притирки», по словам Олейника, возможно всё. То есть контроль над Энгельсом сможет установить тот, кто проявит больше политической воли и лучше организует взаимодействие всех более-менее значимых игроков.

В Балакове чёткой схемы «партия власти и противостоящая ей оппозиция» нет. Там всё гораздо сложнее. Поэтому, оценивая ситуацию в районе, одной партийной принадлежностью руководствоваться нельзя. Пока же в городе атомщиков победила команда, ориентированная в основном на правительство области. Оппонентам губернатора братьям Соловьёвым провести в райсобрание большинство своих представителей не удалось. Но в районе действует масса собственных групп политического влияния, которые примыкают то к одним, то к другим, поэтому политическая интрига будет сохраняться в Балакове постоянно, объясняет Олейник.

Объединяясь против партии власти

Политсовет регионального отделения ЕР и областная дума, противостоящие губернаторским за влияние в районах, укрепили свои позиции в Калининске. У бывшего главы района Александра Галанина, кстати, проигравшего выборы, с политсоветом были определённые конфликты. Новым руководителем был избран ориентированный на представительную власть региона Виктор Володин.

Что касается Маркса, то там ситуация практически не изменилась. Сильный глава района Юрий Моисеев своё политическое влияние сохранил. Говорить же что-то ещё о районных делах пока рано, отмечает Олейник, так как на минувшей неделе в отношении главы администрации Владимира Умнихина было возбуждено уголовное дело. Чиновнику инкриминируют злоупотребление должностными полномочиями.

На прошедших выборах самая высокая конкуренция была в Балашовском районе. Он стал единственным, по словам Олейника, где оппозиционеры выставили своих кандидатов по всем одномандатным округам. Помимо прочной ячейки КПРФ, на неплохом счету в районе эсеры. Поэтому многие кандидаты, не попавшие в группу России «единой», так или иначе ориентировались на «справедливую».

Избранная главой Елена Щербакова победила неуверенно, со счётом 14:10. Поэтому говорить о том, что единороссы будут осуществлять полномочия единовластно, не приходится, отмечает Олейник. Такой расклад демонстрирует неплохие шансы оппозиции влиять на районные дела. К тому же в Балашове объединились такие разные по сути партии – СР и КПРФ. Взаимодействовать они начали ещё на стадии избирательной кампании.

В Вольском районе поначалу планировалось формировать райсобрание по такому же принципу, как делают коллеги из Саратовского, Ершовского и Хвалынского районов. То есть из делегированных наверх представителей поселенческих собраний. Потом решили экстренно вернуться к прямым выборам. В итоге особых изменений в районе не произошло, и глава Анатолий Краснов остался на своём месте.

Сложная ситуация сложилась в Петровске. Хорошей жизни район этот не видел давно. Местные жители властью были недовольны. Виной всему проблемы с обеспечением питьевой водой, отоплением, случившиеся летом лесные пожары. Губернатор главу администрации Петровского района Виктора Ряскова сначала критиковал, а потом вообще предложил ему покинуть пост.

Рясков главному административному лицу области не внял и даже снова пошёл на выборы. «Я уж не знаю, каким образом он организовал свою избирательную кампанию. Там очень маленькие округа, можно обойти каждый дом и что-нибудь пообещать, можно напрячь административные ресурсы. Не берусь судить, не отслеживал его кампанию конкретно, но получилось так, что Рясков победил в своём округе», – комментирует успех кандидата Олейник.

В целом же в Петровском районе убедительно победила ЕР. Правда, здесь, как и в Балакове, партия делится на две группы. Одна, как принято, больше ориентирована на исполнительную ветвь власти, другая – на представительную. По поводу кандидатуры главы района шёл достаточно сложный переговорный процесс. Так, много времени проводил в районе депутат Госдумы Николай Панков. Удалось ему добиться определённого результата. Главой был избран председатель сельхозкооператива «Абодимовский» Геннадий Правдин. Человек этот ориентирован на политсовет реготделения ЕР.

Олейник так комментирует задачи, стоящие перед Правдиным: «Придётся теперь главе выстраивать отношения таким образом, чтобы, с одной стороны, не потерять влияния, а с другой, и это самое главное, чтобы наладить всё-таки работу администрации, потому что у людей масса обоснованных претензий к власти».

В других крупных городах – Ртищеве, Пугачёве – никаких изменений не произошло. Сохранила и упрочила свою позицию та часть ЕР, которая ориентирована на региональный политсовет.

Теперь же районам предстоит пережить ещё одни важный этап – выборы глав администраций. На заседании областной думы сформированы конкурсные комиссии. Каких-то трений между двумя ветвями власти при рассмотрении входящих в них кандидатур на заседании не возникло. Что будет дальше, как окончательно распределятся силы губернаторских и думских, посмотрим. Дмитрий Олейник предполагает «интересные моменты и определённые трения».