Налоги, картели или индекс Нельсона?

Оценить
Кто виноват в дорогом бензине и почему цены падают по приказу

За месяц потребительские цены на бензин в среднем по России снизились более чем на три процента. Причиной стало поручение премьера Владимира Путина вице-премьеру Игорю Сечину и антимонопольным службам осуществлять мониторинг цен на топливо. Эксперты тут же задались вопросом: «Если цены готовы упасть по приказу начальства, то стоит ли говорить об их обоснованности или о рыночных конкурентных условиях?»

Сократить налоги? Урезать аппетиты?

Почему в России бензин стоит дороже, чем в странах-импортёрах нефти: из-за высоких налогов или из-за непомерных аппетитов нефтяных компаний?

С конца февраля (после падения на 3 %) бензин подешевел на 0,3 %.

Эксперты констатируют, что даже после февральского и мартовского снижения цен бензин в России всё ещё дороже, чем во многих странах-импортёрах. Многие объясняют этот факт высокими налогами. Например, блогер, называющий себя «Rusanalit», разбирает структуру цены литра бензина в России (Аи-92 по 22,7 руб./л), где прибыль компании – 4,9 рубля, технические затраты (или себестоимость продукта) – 5,6 рубля, налоги – 12,2 рубля.

«Если совсем убрать прибыль, то бензин будет стоить 18 рублей. Но убрать прибыль нефтяников не получится – иначе они просто не будут поставлять нефть для этих заправок. В реальности бензин будет стоить порядка 20 рублей. 18 рублей он будет стоить, если госкомпании «Роснефть» и «Газпромнефть» согласятся поставлять этой сети автозаправок бензин без прибыли. Но когда это председатель совета директоров Роснефти Сечин пытался обобрать родную компанию? – рассуждает аналитик. – Так что есть всего лишь один реальный способ снизить стоимость бензина. Сократить налоги».

С этим анализом не согласился в своём блоге бывший заместитель министра энергетики, а ныне правый оппозиционер Владимир Милов. У него диаметрально противоположная точка зрения. Причину дороговизны бензина в России Милов видит не в государстве, а в неуёмных аппетитах нефтяников. Он раскритиковал и тех, кто объясняет высокую цену топлива в стране большой долей налогов в розничных ценах.

Милов убеждён, что картели нефтетрейдеров, устанавливающие согласованные цены на бензин для соответствующих территорий, определяют их, исходя из покупательной способности жителей этих территорий. «Подальше от Москвы покупательная способность чуть ниже, а значит, и цена пониже. Вот и вся практика», – считает Милов.

«Друг за другом… путём повторения»

В Саратове падение цен на бензин тоже было весьма ощутимым.

В начале февраля бензин марки Аи-92 стоил на местных заправках 23,7–23,8 рубля за литр. Но после вмешательства регионального управления Федеральной антимонопольной службы саратовские нефтяные компании снизили цены на рубль (или на 4 %).

УФАС по Саратовской области в ходе своих проверок выяснило, что с 17 по 30 января текущего года ОАО «Саратовнефтепродукт» и ООО «Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт» «последовательно (друг за другом) путём повторения» установили единые цены на бензин. Что и стало поводом для возбуждения дела.

По данным на 16 марта, Аи-80 стоит в Саратове 22,50 рубля за литр, Аи-92 – 22,70 руб./л, Аи-95 – 24,90 руб./л, дизельное топливо – 20,90 руб./л.

Как рассказали «Газете недели» саратовские нефтяники, структура цены на бензин у нас несколько отличается от столичной. При стоимости литра Аи-92 23 рубля 70 копеек 6,4 рубля приходится на себестоимость продукта (27 %). Прибыль компании при этом составляет 3,5 рубля, или 15 % в структуре цены. Оставшиеся 13,8 рубля (58 %) – налоги.

Раскрывать секрет, за счёт чего в феврале было произведено четырёхпроцентное снижение цены на бензин, саратовские нефтяники не стали.

==== Эксперт ====

Глубже, глубже!..

Министр промышленности и энергетики Саратовской области Кирилл Горшенин соглашается, что цены на бензин в нашей стране существенно выше, чем, например, в Америке. Но отмечает при этом, что налоговое бремя на вертикально интегрированные структуры несопоставимо.

«В нашей стране в розничную стоимость бензина входят четыре главные составляющие: закупочная цена топлива, налоги, затраты и прибыль оператора. В налоги входят: акцизный сбор, который с января повысили, экологический сбор, который с января ввели, и налог на добавленную стоимость. Таким образом, в России в цене на бензин «сидит» около 60–70 % налогов», – говорит министр.

Однако главную проблему дороговизны топлива в России Кирилл Владимирович видит в том, что в России из тонны сырья получают 140 литров бензина, в США – 440. Саратовский министр говорит о том, что сегодня в России имеется острая необходимость увеличивать глубину переработки нефти. Индикатором глубины переработки нефти служит так называемый индекс Нельсона – критерий оценки нефтеперерабатывающих предприятий. Чем выше индекс, тем более сложной обработке подвергается сырая нефть и тем более сложные продукты нефтехимии способен производить завод. Значение индекса Нельсона для современных западных нефтехимических комплексов достигает величины 8 и выше. Для российских НПЗ величина индекса Нельсона составляет в среднем 4–5.

Ещё одним механизмом рыночного регулирования ценообразования на этом рынке, по мнению саратовского министра, могло бы стать обеспечение доступа на НПЗ независимых поставщиков.