Электрические горки

Оценить
Выше, чем в США, Финляндии и ряде других стран

В последние месяцы внимание общественности и органов власти приковано в основном к одной проблеме – тарифам на электроэнергию. Рост цен для юридических лиц перешагнул заданные ему на 2011 год 15 процентов и спровоцировал вмешательство государства. Государство первым делом обвинило в завышении цен региональных регуляторов. Региональные власти на федеральном уровне пытаются доказать, что главной составляющей роста цен следует считать аппетиты производителей электроэнергии, поставляющих её на оптовый рынок, с недавних пор по закону действующий без ограничений. Но дьявол, как всегда, в деталях. Наше собственное расследование показывает, что и производители, и посредники, работающие на рынке электроэнергетики, могут собственноручно угробить свой бизнес.

Тарифная невнятица

Свою обеспокоенность по поводу роста цен на электроэнергию сверх лимита федеральная власть начала проявлять в феврале, когда из регионов посыпались жалобы.

«Рост цен для конечных потребителей не должен превышать 15 процентов, однако по информации, которая поступает из регионов, рост гораздо более высокий», – говорил месяц назад председатель российского правительства Владимир Путин. Например, по его словам, в Тверской области стоимость электроэнергии для конечных потребителей с начала года выросла на 32,9 %, по Курской области – на 33,2 %, по Саратовской области – на 32 %, по Омской области – на 30 %, по Астраханской области – на 46,5 %, по Пензенской области – на 37 %.

После того как наша область была включена в список регионов-рекордсменов, началась полная неразбериха. Областные депутаты, вторя заявлению премьера, набросились с обвинениями на губернатора и региональный комитет по тарифам. Правительственные чиновники принялись оправдываться: объясняли, что претензии центра к регионам не вполне обоснованны, говорили, что реальный рост тарифов составил не 32, а 22 %, рассказывали о структуре тарифа, доказывали, что главная причина роста кроется в «федеральной составляющей». Но выходило это как-то невнятно и неубедительно.

Дошло до того, что инициативные группы из представителей ничего не понимающих, но уже напуганных горожан вышли с пикетами на улицы. Хотя к населению выявленное превышение цен на электроэнергию никакого отношения не имеет. По ценам на электричество для населения Саратовской области экономически обоснованным был признан рост в 9 %. Разница между нынешним тарифом в 2,29 рубля и прошлогодним в 2,09 рубля это подтверждает.

Больнее всего повышение цен на электроэнергию ударило по «прочим потребителям», иначе говоря, по предприятиям и организациям. В отличие от цен для категории «население» стоимость электроэнергии для юридических лиц с 2011 года государство фактически не может регулировать.

Структура конечной цены

Если раньше по свободным ценам на оптовом рынке электроэнергии продавалась и покупалась только половина необходимого объёма, то с января 2011 года все 100 % необходимой электроэнергии приобретаются по свободным ценам.

Цена на оптовом рынке формируется путём соотношения предложения генераторов и спроса потребителей и сбытовых компаний. Стоит отметить, что повышение тарифов на другие энергоресурсы, такие как газ, уголь, от стоимости которых зависит себестоимость производства электроэнергии, а также рост других затрат генераторов привели к тому, что генерирующие компании изначально поставляют на оптовый рынок уже подорожавший продукт. Кроме того, рост цен на электроэнергию на оптовом рынке зависит и от таких факторов, как погодные условия. Например, в холодное время года спрос на энергопотребление растёт. А повышенный спрос, как известно, рождает более дорогое предложение.

В конечной цене электроэнергии оптовая составляющая может составлять от 40 до 75 % в зависимости от уровня напряжения.По Саратовской области доля оптовой цены в тарифе на электроэнергию составляет, по данным регионального комитета по тарифам, 56–58 %. Но оптовая цена – это хотя и первая, но не единственная составляющая электротарифа.

Немаловажную роль в его структуре играют расценки на услуги сетевых компаний по передаче электрической энергии, потери электроэнергии при транспортировке, оплата которых тоже закладывается в тариф, стоимость услуг инфраструктурных организаций и сбытовая надбавка гарантирующих поставщиков. Теперь попробуем разобраться. Стоимость услуг инфраструктурных организаций регулируется на федеральном уровне, и, как утверждают эксперты, её доля не превышает 0,1 % в конечной цене для потребителей.

Услуги сетевых компаний в общей сложности могут занимать от 40 до 60 % в итоговом тарифе. Например, в структуре цены электроэнергии для юридических лиц Саратовской области на долю транспортной составляющей приходится порядка40 %.

Важно понимать, что услуги по передаче электроэнергии до потребителя состоят из двух частей. Сначала ОАО «Федеральная сетевая компания» (ФСК) доставляет электроэнергию по сетям высокого класса напряжения от производителей (АЭС, ГЭС) до региона. В конечном тарифе для потребителей Саратовской области доля расценок ФСК – 11,8 %.

Затем в Саратовском регионе за дело берётся ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» (МРСК) и ещё 68 сетевых организаций. Для каждой из них РЭК (или комитет по тарифам) утверждает индивидуальный тариф. На итоговую цифру сильно влияет стоимость и качество содержания сетей. Оплата услуг этих посредников – это 28 % от итоговой цены киловатта в Саратовской области.

Последними свою лепту в формирование тарифа для конечных потребителей вносят сбытовые компании. Надбавка саратовских составляет около 3 %.

Энергия роста

Так на каком же этапе формирования цены произошёл сбой? Кто из участников процесса превысил установленный лимит роста в 15 %? Пытаясь разобраться, начнём с того, что на самом деле 15 % – это не жёстко рассчитанный лимит. Это – прогноз специалистов российского правительства. Но теперь выясняется, что правительственные аналитики просчитались: прирост оптовой цены вопреки их ожиданиям дал в этом году не 15, а почти 25 %.

«Если в прошлом году киловатт для нашего потребителя торговался по 1,23 рубля, то в январе-феврале текущего года предложения были на уровне 1,5–1,8 рубля», – сообщила в комментарии «Газете недели в Саратове» председатель областного комитета по тарифам Лариса Новикова.

Эта ошибка правительственных экспертов на самом деле закономерна. Сложно себе представить, что отпущенные на свободу цены будут стоять на месте. Так что причину «непонятного» взлёта конечной стоимости искать всё-таки надо не на оптовом рынке. Самый нелогичный шаг совершила, по моему мнению, федеральная служба по тарифам, которая разрешила ФСК увеличить свои расценки для потребителей на 35 %. Что касается региональной составляющей электротарифа, то расходы главной в регионе сетевой компании, «МРСК Волги», выросли на 13 %. Совокупный рост стоимости услуг других сетевых компаний региона составил, по данным регионального комитета по тарифам, и того меньше – 9,3 %.

Сбытовая надбавка трёх гарантирующих поставщиков (Сарэнерго, СПГЭС, Русэнергосбыт) увеличилась в среднем на 10,5 %.

«Кроме того, на 30 % увеличились расходы на оплату потерь электроэнергии при транспортировке», – сообщила «Газете недели» Лариса Новикова.

Прояснить картину по каждому участнику ценообразования, чтобы уйти от этой усреднённости в показателях роста составных частей электротарифа, не удалось. В комитете по тарифам Саратовской области нам дали понять, что детализировать этот момент не стоит. Сложно, мол, даже им, а для понимания обывателя и вовсе не доступно. Правда, потом специалисты комитета пояснили, что, например, в случае значительного роста расходов на оплату потерь электричества в сетях «ставка оплаты потерь напрямую зависит от оптовой цены». Если цена на оптовом рынке выросла на 30 %, то и ставка оплаты потерь тоже вырастет на 30 %. «При расчётах ставки оптовую цену умножают на количество потерь и делят на полезный отпуск электроэнергии», – сообщили нам специалисты комитета.

При попытке выяснить хотя бы долю, которую потери занимают в общей структуре конечного тарифа, узнали, что это и вовсе непросто. «Потери в тариф, конечно, закладываются, но мы не вычленяем их в отдельную долю. Часть потерь учтена в оплате инфраструктурных услуг и услуг ФСК, часть в региональной составляющей тарифа», – заявили нам.

Ручное управление

Чтобы вычислить реальный процент роста тарифа на электроэнергию, достаточно сложить показатели роста наценок всех составных частей. «Сети + потери + сбыт» делим на количество слагаемых и получаем среднеарифметические 20 %.

«Правительство Саратовской области прогнозировало рост тарифа в 20–24 % ещё летом прошлого года, – сообщила нам председатель комитета по тарифам Лариса Новикова. – Губернатор обращался тогда к первым лицам государства. Нас не услышали. А сейчас наши прогнозы только подтверждаются. И к счастью, на федеральном уровне этой проблемой занялись вплотную».

По словам Ларисы Новиковой, сейчас стало заметно движение на оптовом рынке. «Президент дал команду, и генерирующие компании, пусть им это не нравится, начали снижать свои цены», – сообщила она. Губернатор области Павел Ипатов во время встречи с местными предпринимателями на минувшей неделе тоже говорил о том, что дело о повышенных ценах на электричество сдвинулось с мёртвой точки. «Хотя я вижу, что на федеральном уровне проблема решается медленно, – говорил губернатор. – Но думаю, что после окрика президента и премьер-министра федеральные компании начнут шевелиться быстрее».

А пока региональное правительство пытается помочь саратовским предпринимателям справиться с проблемой самостоятельно. «С каждым предпринимателем мы работаем индивидуально, – рассказала «Газете недели» Лариса Новикова. – Мы выявляем тех, у кого рост расходов на оплату электроэнергии превысил 15-процентный порог. В среднем по области рост этих расходов у предприятий составил 8–9 %. Но есть и такие, у которых расходы увеличились на 20–25 %. Хотя это единичные случаи. С ними мы совместно ищем варианты, при которых они могли бы экономить. Кому-то предлагаем перейти с двухставочного тарифа на одноставочный, кому-то рекомендуем поставить счётчики интервального учёта и т. д. Этот вопрос сейчас на особом контроле губернатора».

Без посредников

На заседании Госсовета в Хакасии 11 марта президент страны Дмитрий Медведев заявил, что при сохранении текущих темпов роста цен на электроэнергию уже к 2014 году в России они будут выше, чем в США, Финляндии и ряде других стран.

«Эта цена достигнет такого уровня, когда строить собственную генерацию выгоднее», – сказал глава государства, добавив, что в ряде случаев потребители уже планируют создавать собственные мощности.

На самом деле многие предприятия давно уже воплощают эти планы в жизни. В Саратовской области тоже есть свои примеры. На минувшей неделе на встрече с губернатором Ипатовым генеральный директор ЗАО «ФосАгро» (которому принадлежит Балаковский завод минеральных удобрений) Алексей Григорьев сообщил, что БМУ сегодня на 2/3 от потребности обеспечивает себя собственной электроэнергией. Благодаря реконструкции сернокислотного производства, позволившей увеличить объёмы выработки собственной электроэнергии, предприятие сегодня не испытывает тех проблем с ростом тарифов, от которых страдают другие предприятия области.

Ещё один способ избежать лишних трат на электроэнергию продемонстрировала саратовская табачная фабрика. ОАО «БАТ-СТФ» уже год как отказалась от услуг посредников, начав самостоятельную работу на оптовом рынке электроэнергии. Оказалось, что в этом способе покупки электричества масса преимуществ. Прозрачность ценообразования, возможность самим планировать своё электропотребление, а кроме того, компания успела подготовиться к либерализации цен задолго до её начала.