Кино будет добрым, светлым, в лёгкой форме
За семь лет Дом кино на улице Октябрьской стал культовым местом Саратова. Здесь редкие фильмы из разряда «не для всех», премьеры раньше Москвы, дешёвые билеты, встречи со знаменитыми актёрами и режиссёрами, ставший визиткой Саратова фестиваль документальной мелодрамы «Саратовские страдания». С первого марта этого года все киносеансы прекращены, контролирующие органы заговорили о преднамеренном банкротстве и о срочном спасении кинодома. Есть предложение погасить долги киностудии всем миром, бросив клич среди горожан. Ещё есть идея попроситься под крыло какого-нибудь саратовского вуза, открыв на базе Дома кино факультет кинематографии.
Свойское место
Нынешний саратовский Дом кино – веточка, привитая к многолетнему стволу знаменитой Нижневолжской студии кинохроники (НВСК). Как филиал Центральной московской студии Нижневолжская была открыта в Саратове в 1925 году. Она и прокатывала, и снимала фильмы – в основном пропаганду о пользе мытья рук и прогрессивности антирелигиозных взглядов. До 1942 года студия располагалась на улице Немецкой (ныне проспект Кирова). Здесь работал легендарный кинооператор Микоша, отсюда он и многие его коллеги ушли снимать войну.
В свой второй, нынешний дом Нижневолжская переехала после Великой Отечественной войны. Говорят, здание на Октябрьской, 43, хотя и старинное, особой архитектурной ценности не имеет. В 1870 году местные купцы построили его на свои пожертвования как детский приют, с 1920 года здесь квартировал клуб речников, а с 1946 года и поныне – студия кинохроники. Кстати, за свою 140-летнюю историю дом утоп в землю так, что первый этаж стал подвалом.
Параллельно с кинопроизводством развивалось общество друзей советского кино, переросшее в сеть киноклубов. Киноклуб – общественная организация, занимающаяся прокатом качественного кино (как правило, не для массового зрителя), организующая просмотры и коллективные обсуждения фильмов, изучение киноискусства. В Саратове первые киноклубы появляются в 1950-х годах, а в 1981 году родился самый известный киноклуб-долгожитель «Волшебный фонарь». Он и стал прародителем нынешнего Дома кино.
В разные годы «Фонарь» квартировал по разным адресам – в кинотеатре «Гранд Мишель», в Xкорпусе СГУ и др. Одним из организаторов старейшего саратовского киноклуба был Андрей Наймушин. Став директором Нижневолжской студии кинохроники, в 2004 году он и привёл в здание на Октябрьской, 43, «Волшебный фонарь». Саратовским ценителям, гурманам кино был сделан царский подарок – в городе появился Дом кино, работающий в киноклубных традициях.
В этих стенах саратовский зритель увидел признанные на международных кинофестивалях «Дикое поле», «Как я провёл этим летом», «Мелодия для шарманки», «Возвращение» и ещё много чего редкого, спорного и экспериментального из области киноискусства. Раньше Москвы сюда привезли фильм Павла Лунгина «Царь», в котором свою последнюю роль сыграл земляк Олег Янковский. Посчитали, что за семь лет Дом кино показал около 500 игровых артхаусных лент.
С мастер-классами и просто для общения в рамках кинофестиваля «Саратовская мелодрама» в Саратове побывали кинокритик Кирилл Разлогов, режиссёры Виталий Манский, Михаил Калатозишвили, Кира Муратова, Артур Пелешян, Алексей Федорченко, Борис Хлебников, Гарри Бардин; актёры Сергей Пускепалис, Евгений Миронов, Олег Табаков, Сергей Безруков. Кстати, Безруков не скрывал, что «по блату» монтирует на Нижневолжской студии киноверсию спектакля, что в любом другом городе, а в Москве и подавно, несравнимо дорого. По словам Андрея Наймушина, здание НВСК действительно очень удобное «свойское» место для фестиваля с низкой арендной платой – три тысячи рублей в сутки. Билеты на кинопоказы для зрителей тоже были доступны – 70–100 рублей.
Слишком дорогая крыша
Семь лет шли сеансы, набирал обороты фестиваль «Саратовские страдания», приезжали знаменитые гости. А в феврале этого года территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области объявило: директор Наймушин не справляется со своими обязанностями, есть подозрение, что студию преднамеренно банкротят, используя государство как дойную корову, в частных интересах.
И. о. начальника управления информационной политики Росимущества Александр Комаров специально приехал в Саратов из Москвы, чтоб на пресс-конференции заявить: «государство не позволит паразитировать на своём теле». Комаров и его коллеги осторожно намекали на аффилированность Наймушина к киноклубу «Волшебный фонарь». «Почему-то «Волшебный фонарь» может давать займы, может обеспечивать своих работников работой, а государственное предприятие, где является директором тот же господин Наймушин, не может!»
Кроме того, директору студии ставится в вину то, что он продал часть здания на Октябрьской, 43. А именно 320 квадратных метров подвала теперь занимает рок-бар «Machine Head». Вызывает вопросы у Росимущества и необходимость строительства дополнительного этажа (мансарды), и немалые объёмы потраченных на это денег.
«Для того чтобы починить крышу, не обязательно такие средства затрачивать и возводить мансарду. Это же не фундамент, который нужно укреплять. Если было выручено 12 миллионов (от продажи подвала. – Прим. ред.), можно было направить их на развитие», – рассуждает председатель совета директоров Нижневолжской студии кинохроники Галина Пырикова. Сейчас долг НВСК – около пяти миллионов рублей. Студия на грани банкротства, уверены в Росимуществе. Назначена аудиторская проверка.
Уверяя, что студию надо срочно спасать, на пост директора подобрали кандидатуру, согласованную с Росимуществом и министерством культуры РФ. Сергей Феклистов раньше работал в коммерческой редакции ГТРК «Саратов».
Тем временем в Саратове поднялась волна публикаций в СМИ. Кинолюбители, общественность вывод сделали один: Дом кино закроют, с артхаусным кино в Саратове можно попрощаться. Мол, причина всех изменений в том, что кто-то положил глаз на здание в центре города и студию хотят продать без сохранения профиля. И вот уже местные активисты собирают подписи в защиту Дома кино, устраивают протестные акции на улицах, пишут письма в Москву, жалуются Никите Михалкову.
Прежний директор Андрей Наймушин говорит, что отсутствие заказов у студии от минкультуры РФ не его вина. «С 2008 года мы не имеем заказов, и пытаться объявить, что это было инициировано мною, – такое не выдерживает никакой критики. Рассказывать о том, что мы написали плохие заявки, невозможно – их просто никто не читал!» Наймушин объясняет, что имеет место целенаправленная политика: ещё в 2009 года министерство культуры РФ заявило о планах по присоединению провинциальных студий к столичным («базовым») в качестве филиалов, а потом и о продаже оставшихся пяти студий кинохроники в провинциальных городах страны по причине нерентабельности.
С 2003-го по 2008 год студия, а следовательно, и Дом кино жили за счёт заказов, уточняет бывший директор. Проблемы начались, когда количество заказов резко сократилось и появились проблемы с деньгами. Чтобы отремонтировать давно текущую аварийную крышу в зрительном зале, директор и решил продать подвал. На эти средства, говорит Наймушин, не только кровлю обновили, а компенсировали потерю подвала новым надстроенным этажом. В мансарде хотели устроить классы, студийные, производственные помещения и т. д.
Упрёки в аффилированности киноклуба «Волшебный фонарь» к НВСК бывший директор считает совершеннейшей ерундой. Из состава совета «Волшебного фонаря» он вышел до своего директорства; если бы хозяйственные нарушения имели место быть, ими бы давно заинтересовалась прокуратура. А ещё Наймушин проводит аналогию с партией «Единая Россия», в которой 600 тысяч членов: «Что, все они аффилированы друг к другу?»
«Это будет лёгкое интеллектуальное кино!
На пресс-конференции специалисты из Росимущества изо всех сил уверяли журналистов, не желающих смириться с потерей, что студия неминуемо двигалась к банкротству, и оазису артхаусного кино в Саратове всё равно бы пришёл конец. Уж очень затратное и неприбыльное это дело.
Действительно, постоянных зрителей у саратовского Дома кино – две-три тысячи. Больше тридцати занятых кресел в зале, рассчитанном на 120 мест, одномоментно не увидишь. Да и сам зал не притягивает горожан: старые кресла, примитивное оформление, экран и звук – явно не последнее слово техники. И уж конечно, никаких бонусов вроде попкорна, газировки и 3D-очков. По словам Андрея Наймушина, сборы за киносеансы составляли не более 20 процентов бюджета студии. Основной статьёй дохода (до 60 процентов бюджета) были заказы на фильмы.
С 1 марта киносеансы в Доме кино прекращены, последним фильмом стал «Норвежский лес». Зал сдавался под рыцарский турнир клубу фехтования. Коллектив жалуется на невыплаты зарплаты за два месяца, на угрозы увольнения, сорван фестиваль канадского кино, намеченный на апрель.
Впрочем, Андрей Наймушин не считает дело проигранным и готов, если понадобится, доказывать свою правоту в судах. И за студию он ещё поборется. «Я хочу ехать в апреле в министерство культуры РФ, пытаться там объяснить ситуацию и получить пакет заказов». Наймушин уже выяснил, что можно на год реструктурировать долги, отложить их выплату, наладить производство и выйти из банкротства. И приводит в пример завод «Молот» из Петровска, который был в подобной ситуации и сумел остаться на плаву.
В апреле саратовские активисты собираются устроить пикет в защиту Дома кино. Татьяна Зорина предлагает погасить долги киностудии всем миром, бросив клич среди горожан. Ещё есть идея попроситься под крыло кого-нибудь саратовского вуза, открыв на базе Дома кино факультет кинематографии.
Новый директор НВСК Сергей Феклистов успокаивает саратовцев: профиль и вектор развития предприятия не изменятся. «В основном будут проводиться показы семейного кино, фильмов для детей и подростков по проблемам наркомании, СПИДа и т. п. Для взрослых мы готовим комедии, мелодрамы. Это не будет такое тупое голливудское кино, а будет интеллектуальное, в лёгкой форме. Доброе и светлое».
За «Саратовские страдания» новоиспечённый руководитель тоже призвал не волноваться – фестиваль сохранится. А вот с «кино не для всех» Феклистов точно возиться не намерен. Сказал будет, но мало: один-два раза в неделю. Мол, крутить фильмы для двух-трёх человек – непозволительная роскошь.
Кинопроизводство новый директор намерен реанимировать. На вопрос, почему у Наймушина с заказами не получилось, а него получится, ответил коротко: «Работать надо!» Возобновить сеансы в Доме кино планируется с 16 марта, но какими фильмами – Феклистов назвать не смог, сославшись на отсутствие специалиста, занимающего кинорепертуаром. У журналистов Сергей Николаевич оставил впечатление небольшого знатока кинематографии. Например, он заявил, что на «Саратовских страданиях» ни разу не показывали саратовского документального кино.
Не скрывает новый руководитель и того, что зрительный зал будут использовать под разные театральные постановки и культурно-массовые мероприятия, нежилые помещения – сдавать в аренду коммерческим организациям. А в мансарде здания откроют Центр эстетического воспитания, где будут вокальная, хореографическая и языковая школы.