Трафарет
Не утихли споры и пересуды о неповторимой своим изяществом инструкции 2010 года про выдачу пропусков в здание на Московской с обязательными фотографиями дамских бюстов, как на обозрение народу губернии представлен проект нового творения под названием «Профессионально-этический стандарт антикоррупционного поведения государственного гражданского служащего».
Документ, по всей видимости, претендующий как минимум на признание очередным кодексом, состоит из пяти статей. Даже великий Моральный кодекс строителя коммунизма не содержал статей, ограничиваясь лишь перечнем норм. Возможно, авторы долгое время трудились на правоохранительной ниве, а там без статей ну никак! Заранее прощая дерзкую смелость в выборе формы увидевшего свет произведения, перейдём к содержанию.
То ли действие, то ли бездействие…
Первая статья, даруя далеко не бесспорные истины коррупционно опасного поведения, гласит, что оным «считается такое действие или бездействие государственного гражданского служащего, которое в ситуации конфликта интересов создаёт предпосылки и условия для получения им корыстной выгоды и (или) преимуществ как для себя, так и для иных лиц, организаций, учреждений».
А чтобы любое действие или бездействие (!) было коррупционно безопасным, требуется«высокая нравственность, бескорыстие государственного гражданского служащего, соблюдение им интересов службы, верность служебному долгу, составляющие основу профессионально-этического стандарта антикоррупционного поведения».
Видимо, абсолютным залогом этого является требование части 5-й статьи 1-й о том, что«государственному гражданскому служащему следует в установленном порядке безотлагательно докладывать непосредственному начальнику обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений».
Не общаться, не влюбляться и т. д.
Особого внимания заслуживает часть 6-я статьи 1-й, определяющая, что:
«нравственные обязательства государственного гражданского служащего не позволяют ему:
–заниматься предпринимательской деятельностью, состоять лично, а также через аффилированных лиц в какой-либо коммерческой организации»;
(Не очень понятно, как государственный служащий может официально заниматься предпринимательской деятельностью, а тем более забавен посыл нравственных обязательств, не позволяющий состоять в коммерческих организациях». Что значит «состоять»? Что такое «состоять через аффилированных лиц»?)
«– выстраивать отношения личной заинтересованности с лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью»;
(Что такое «выстраивать отношения»? Где и в чём границы этой личной заинтересованности? Не дружить? Не общаться? Не уважать? Не влюбляться? Не дай бог вступить в брак с лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью?)
«– осуществлять покровительство, оказывать поддержку субъектам предпринимательской деятельности в корыстных или иных личных интересах»;
(Хорошо, что в бескорыстных интересах, хоть и неясно, как всё-таки поддерживать субъекты предпринимательства.)
«– предоставлять услуги, предусматривающие денежную или иную компенсацию, за исключением случаев, установленных действующим законодательством»;
(Желательно указать нормы законодательства, предусматривающие денежные или иные компенсации чиновникам за предоставленные услуги. А есть ли таковые?..)
«– создавать условия для получения ненадлежащей незаконной выгоды, пользуясь своим служебным положением»;
(Как создавать? Чем отличается ненадлежащая незаконная выгода от надлежащей? Самому себе или ещё кому?)
«– проявлять заинтересованность и (или) вмешиваться в гражданско-правовые споры физических лиц, хозяйствующих субъектов вне рамок, установленных законом»;
(?????...)
«– обращаться к коллегам с просьбами, нарушающими установленный порядок осуществления служебной деятельности, предоставления государственных услуг, исполнения государственных функций органа государственной власти, рассмотрения жалоб и заявлений».
(Государственные услуги в соответствии с законодательством предоставляют органы власти, а никак не государственные служащие. К каким коллегам нельзя обращаться при рассмотрении жалоб и заявлений? К сотоварищам по работе, учитывая, что клерк и губернатор – коллеги? К товарищам по любимым занятиям – к примеру, игре на бильярде?)
Забить трёх китов
Квинтэссенцией творческой мысли является статья 2-я, повествующая о коррупционно опасном поведении руководителя. Эти опасности, принимаемые за абсолютную истину (хотя не ясно, для кого: самого руководителя, его подчинённых, губернатора, нас с вами?), строятся на трёх китах: протекционизме, фаворитизме, непотизме.
Заморское словечко «непотизм» подаётся в жаргонном переводе, как кумовство, хотя оно предусматривает покровительство не только родственников. Фаворитизм, также позаимствованный за рубежом, от широкого понятия пристрастия к чему-либо сужен до любых поощрений любимцам по службе.
Третий кит, протекционизм, похоже, попал в описанную компанию по нелепой ошибке, так как ещё начиная с XVII века предусматривает политику экономического роста в отдельно взятом государстве, регионе, отрасли. Причём самыми распространёнными мерами протекционизма до сих пор остаются импортные таможенные пошлины, защищающие отечественных производителей.
Третья статья предлагаемого стандарта об этическом конфликте, этической неопределённости и конфликте интересов могла стать авторефератом как минимум докторской диссертации, если бы не была дословно переписана с Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. Что ж, бывает…
Зато следующая, четвёртая статья представляет собой явный продукт эксклюзивного творчества. Продолжая полемику о получении законной и незаконной выгоды государственным служащим, авторы – впервые в новейшей истории российского чиновничества – смело и ярко описывают процедуры возможного получения подарков и знаков внимания.
«Получение подарков государственным гражданским служащим соответствует профессионально-этическому стандарту поведения, если:
–это является частью официального протокольного мероприятия и происходит публично, открыто;
–ситуация не вызывает сомнения в честности и бескорыстии;
–стоимость принимаемых (вручаемых) подарков не превышает предела, установленного законодательством.
Получение или вручение подарков в связи с выполнением служебных обязанностей возможно, если это является официальным признанием личных достижений государственного гражданского служащего по службе».
Оставим без комментариев, ограничившись поздравлениями авторов этого шедевра в общем шедевре, именуемом Стандартом антикоррупционного поведения государственного служащего.
Увлекательный процесс чтения представленного проекта документа будоражит в сознании один-единственный вопрос. Нет, не извечный – авторства, – а более прозаичный: ЗАЧЕМ?
Зачем и кому понадобился новый трафарет, новые правила жизни и деятельности человека, отличающегося от других лишь профессиональными особенностями, пусть даже такими, как приверженность к государственной службе?
Попытка эта смешна и изначально обречена на провал, как и иные, не менее безнадёжные потуги написать законы и трафареты о любви и дружбе, радости и счастье, добре и зле.
Нет числа толкователям заповедей господних, нет предела административному рвению по написанию всевозможных трафаретов жизни.
Жаль и одновременно радостно, что нет трафарета, запрещающего глупость…
P.S.Полным текстом трафарета можно насладиться на официальном сайте правительства Саратовской области Saratov.gov.ru.
***
Стандарт (от англ. standard) в широком смысле слова – образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов. Как нормативно-технический документ, устанавливает нормы, правила, требования к объекту стандартизации. Стандарт может быть разработан как на продукцию (эталоны, образцы веществ), так и на правила, требования в различных областях. В переносном смысле – трафарет, не содержащий ничего оригинального.
***
К сожалению, большинство счастливо – и не очень – живущих в Саратовской области и не подозревают, как денно и нощно трудятся чиновники областного правительства, как не берегут они, родимые, силы свои и таланты на благо народа.
А в том, что таланты эти есть, сомневаться не приходится. Где их неиссякаемый источник, в полях и лесах наших, в Волге-матушке, в балаковской радиации, в меловых холмах Хвалынских или ещё в чём, неведомо, да и не важно. Главное, что они есть, здравствуют и не перестают удивлять нас всё новыми и новыми шедеврами административно-эпистолярного жанра.