Консультативное безделье

Оценить
Совет не работает, на горячие линии не звонят

«Газета недели» проверила эффективность горячих линий, созданных советом по развитию предпринимательства при губернаторе в районах Саратова и Саратовской области для обращения бизнесменов по конкретным случаям возникновения административных барьеров.

Министерские подсказки

Телефоны этих линий размещены на сайте министерства экономического развития и торговли области. В министерстве нам объяснили, что поступающие к ним ежедневно вопросы предпринимателей в основном связаны с господдержкой. Например, предприниматель получил гранд на развитие парикмахерского бизнеса, взял по договору в аренду помещение на 11 месяцев. Через месяц хозяин помещения, местный чиновник, нарушив условия договора, предложил покинуть помещение. Предприниматель обратился в региональное министерство. Ему посоветовали нанять адвоката. Подсказали, как рассчитать убытки от остановленной деятельности, чтобы эти данные предоставить в суд.

В большинстве районов области на телефоны горячей линии ни одного звонка не поступало. Президент саратовской региональной общественной организации молодых управленческих кадров «Ассоциация выпускников президентской программы» Екатерина Ничипоренко заверила редакцию, что «информация была разослана правительством Саратовской области в администрации районов», но, «видимо, те в свою очередь до предпринимателей её не донесли».

Член совета Валерий Соболев вообще заявил, что дело не в районных администрациях, а в том, что совет не ведёт работы. Последнее заседание, по его словам, состоялось в июне прошлого года. «И от того, что создана горячая линия, никакого толка нет», – сказал он.

Дежурные по бизнесу

Председатель Саратовской областной профсоюзной общественной организации работников среднего и малого бизнеса Елена Резепова, тоже член совета, сообщила, что в её организацию звонки иногда поступают: по вопросам оформления документов, другим правовым вопросам.

Резепова утверждает, что заседание совета проводится ежемесячно. Вопросы, которые профсоюз решать не уполномочен, передаются на обсуждение и рассмотрение в правительство. «Резонанс моментальный», – уверяет она. По её мнению, административных барьеров для индивидуальных предпринимателей почти нет: «Если сравнивать с 2005–2006 годами, когда об этих барьерах мы неустанно говорили, то в последнее время предприниматели почти не сталкиваются с ними».

С энгельсской горячей линии все звонки с жалобами подаются на рассмотрение в торгово-промышленную палату. Напрямую в палату предприниматели также обращаются. Заместитель директора ТПП по экономике и инвестициям Светлана Баринова сообщила, что больше всего вопросов по земле, много жалоб на подключение электроэнергии, газоснабжения. Иногда достаточно просто проконсультировать или помочь грамотно заполнить декларации, иногда приходится рассылать запросы по инстанциям. Сообщения о коррупции ТПП переадресовывает в следственный комитет прокуратуры области.

Среди последних примеров – предприниматель, у которого возникла проблема с партнёром, имеющим хорошие знакомства в администрации. Дольщики не могли определиться между собой, кому принадлежат земельные паи, приобретённые во время приватизации земли. Сотрудники ТПП передали данный вопрос в третейский суд при торгово-промышленной палате Саратовской области, с помощью которого было достигнуто соглашение между сторонами.

Районное затишье

Звонки на горячую линию Балаковского и Духовницкого районов поступают редко. По словам члена совета предпринимателей, начальника управления дополнительного профессионального образования Саратовского государственного социально-экономического университета Галины Семёновой, с весны 2010 года к ним поступило всего четыре звонка.

По её мнению, большинство проблем предприниматели надумывают сами: «Когда мы начинаем разбираться с их проблемами и запрашиваем какие-нибудь данные, они просто пропадают. Может быть, понимают, что делают что-то противозаконное».

Например, предприниматель, занимающийся продажей прохладительных напитков в павильонах, был лишён права владения бизнесом. Обиженный обратился за помощью на районную горячую линию. У него запросили переписку с правоохранительными органами и муниципальными властями, чтобы воссоздать историю проблемы. Однако до сих пор ничего от предпринимателя не пришло.

По словам Галины Алексеевны, многие просто плохо информированы о своих возможностях. Например, предприниматель, занимающийся торговлей детской одеждой, обратился за кредитом в Сбербанк, но получил отказ, поскольку с момента регистрации бизнеса не прошло шести месяцев. Сотрудники горячей линии Духовницкого района перенаправили предпринимателя в Фонд микрокредитования субъектов малого предпринимательства Саратовской области, специально созданный по распоряжению регионального правительства для поддержки предпринимателей.