К думе передом, к губернатору ОПой!
Губернатору Павлу Ипатову нанесён последний, сокрушительный удар в негласной битве за Общественную палату Саратовской области. У «губернаторских» перед «думскими» оставался последний шанс хоть как-то компенсировать потери, понесённые на довыборах второй половины ОПы.
Пусть палата «заточена» под думские интересы – потери ещё можно было уравновесить «своим» председателем. А если повезёт, усилиться парочкой «своих» заместителей, побороться за кресла рулевых в комиссиях. Глядишь с такими картами губернатору можно играть. Это теоретически. На деле «думские» задавили «губернаторских» – грубо, топорно, напролом. А те – обречённые или неподготовленные? – почти не сопротивлялись.
При чём здесь партийные признаки?
По традиции палата сразу раскололась надвое географически – «губернаторские» своей компанией сели в одной части зрительного зала, «думские» в другой. Заметить некоторую нервозность в воздухе можно было по тому, как негласный лидер «губернаторских», член инициативной группы по формированию палаты Анатолий Соколов, поспешил с заявлением: «Шестнадцать человек предлагают провести тайное голосование!» На что Сергей Утц (думский список) посоветовал не бежать впереди паровоза. Утц вообще был в превосходном настроении, шутил и сыпал репликами. Когда дело дошло до обсуждения кандидатуры на пост председателя палаты Бориса Шинчука и того засыпали эпитетами «умён», «образован», «опытен», Сергей Рудольфович, явно резвясь, добавил «и красив».
«Губернаторские» – вполне предсказуемо – предложили в качестве председателя Анатолия Соколова. А Шинчуку Лидия Златогорская предложила взять самоотвод. Мол, его партийная принадлежность «Единой России» противоречит принципам независимости. «Наша палата не должна иметь какое-либо партийное давление», – сказала Златогорская. А в председатели лучше выбрать кого-то из общественного сектора – Наталию Королькову, Олега Фомина, Александра Степанова, Максима Фатеева.
Борис Шинчук спокойно отвечал, что его партийная принадлежность не играет никакой роли, в палату он выбран совсем из других соображений. Бориса Леонидовича кинулась яростно защищать одногруппница Елена Резепова. «При чём здесь партия?.. В моей общественной организации (областная организация работников среднего и малого бизнеса. – Прим. ред.) есть представители ЛДПР, «Справедливой России», но никто меня не осудил, когда я вошла в число учредителей ЕР. И я горда тем, что я нахожусь в ней!.. Не надо хитрить и придумывать… Это достойнейшая кандидатура…» Замолвили слово за Шинчука и Евгений Малявко с Александром Шишановым.
Никак не желая заминать партийную тему, Валентина Боброва предложила Борису Шинчуку для пущей объективности на два года приостановить членство в ЕР. Тот отказался.
Подавляющее большинство
Между тем предложенная «губернаторскими» в начале заседания фишка с тайным голосованием не сыграла. За открытые выборы высказались 42 человека – подавляющее большинство. Так схема, о которой судачат злые языки и ради которой якобы и затевались отрепетированные довыборы думского усиления Общественной палаты, начала себя оправдывать. Этим явным большинством (40 голосов и более) палата «продавила» все далее выбранные кандидатуры.
За кандидатуру Бориса Шинчука на пост председателя подняли руки 43 человека из 61 присутствующего. Остальные восемнадцать, вероятно, собирались голосовать против или воздержаться, но это голосование не проводилось, поскольку уже ничего не решало. По той же причине Анатолий Соколов просто снял свою кандидатуру с голосования.
А новоявленный председатель Борис Шинчук пересел с края в центр президиума. Началось второе действие – выборы трёх заместителей председателя. «Губернаторские» предложили Валентину Боброву, Максима Фатеева и Антона Демченко, «думские» – Сергея Утца, Ирину Зайцеву и православного священника отца Дионисия.
Зуфар Хакимов (список губернатора) бросил реплику: «Чтобы был мир и согласие среди нас, мы хотим, чтоб вы и нашу кандидатуру поддержали! Максима Альбертовича (Фатеева. – Прим. ред.). Будет так красивее!» Но за красивостью состава совета палаты, видимо, никто не гнался, и заместителями всё тем же подавляющим большинством выбрали «думскую» троицу: Утц (47 голосов), Зайцева (47), отец Дионисий (44). Трое других кандидатов, набрав от 14 до 19 голосов, безнадёжно отстали.
Выбранные сели за стол подле председателя Шинчука. Отец Дионисий церковным облачением выделялся в президиуме так явно, что Салман Мусаев предложил ввести ещё одну ставку заместителя – для противовеса добавить в совет палаты представителя мусульманской веры Расима Кузяхметова (список губернатора). На что Мусаеву ответили, что отец Дионисий входит в палату не по религиозному признаку. А противовес и так имеется: Борис Шинчук – «тоже не православный!»
Значок и корочки в утешенье
А у «губернаторских» оставалась призрачная надежда хотя бы возглавить 19 комиссий. Снова было подано два списка – от тех и от других, и почти на каждую должность два кандидата из разных лагерей.
Снова получилась игра в одни ворота. Каждый думский кандидат на председательство в комиссии набирал по 47–58 голосов, так что за претендента-антагониста голосовать не имело смысла.
Правда, «губернаторские» пытались огрызаться и вставлять палки в колёса недругов. Например, председатель областного Союза журналистов Лидия Златогорская, претендующая на пост председателя комиссии по информационной политике, возмущалась кандидатурой соперницы Ирины Фроловой. Злотогорская напомнила, что с именем Фроловой связана скандально известная публикация газеты «Парус», пропагандирующая фашизм (история с вице-губернатором Бабичевым. – Прим. ред.). На что Елена Столярова (думский список) посоветовала поосторожнее бросаться обвинениями, ведь экспертиза не нашла в публикации «Паруса» никакой опасной пропаганды. По итогам голосования победила Фролова, а не Златогорская.
Не смогла скрыть обиду Валентина Боброва (список губернатора). Её, опытного специалиста по социальной сфере, много лет возглавляющую профильный думский комитет, общественники оставили за бортом, выбрав на пост председателя комиссии по социальной сфере юриста Нину Царёву. «Я это так понимаю: вы не профессиональные имеете в виду отношения, а совершенно другие!» – с дрожью в голосе сказала Боброва. На что Ольга Коргунова отвечала, что юристам в палате приоритет. Они особенно пригодятся для экспертизы думских законопроектов.
Но самая, мягко говоря, нелогичная ситуация образовалась вокруг председательства в комиссии по защите прав ветеранов и инвалидов. Большинство (44 голоса) проголосовало за Алексея Киселёва, председателя профсоюзной организации газовиков и нефтяников. А председатель областного отделения Всероссийского общества инвалидов, передвигающийся с помощью коляски, Владимир Котин (17 голосов) проиграл.
Периодически из «думских» шеренг раздавались реплики о том, что пост председателя – чистая формальность, что денег за это не платят, что всем желающим работать путь открыт. Но «губернаторские» только обиженно снимали с голосования свои кандидатуры, не видя смысла бороться. «Мы однобоко рассмотрели весь список», – печально констатировал Анатолий Соколов. Большинство председателей комиссий оказались из так называемого думского списка.
В конце заседания общественники всё же нашли кое-что общее, объединяющее лагерь обиженных и торжествующих. Образцы удостоверения члена Общественной палаты. Голосованием выбрали вариант с гербом Саратовской области на обложке. Кто-то предложил заказать ещё и значки. Тем и утешились.