Алексей Кашанин: Транспортный коллапс грядёт в ближайшие 5–7 лет

Оценить
Алексей Кашанин: Транспортный коллапс грядёт в ближайшие 5–7 лет
Гость рубрики – главный редактор профессионального журнала «Тектоника плюс», посвящённого архитектуре, дизайну, искусству.

Гость рубрики – главный редактор профессионального журнала «Тектоника плюс», посвящённого архитектуре, дизайну, искусству.

Я архитектор по образованию, работал по профессии, с 1986 года преподаю на кафедре архитектуры. Журнал «Тектоника плюс» бесспорно связан с образованием, архитектурой и дизайном. Раньше он назывался «Тектоника». Первый номер вышел в 2005 году, но потом сменился учредитель. Затем был годовой перерыв, а с 2008-го журнал появляется в свет под нынешним названием. Основная тематика издания – это архитектура, дизайн и, в какой-то степени, искусство и культурная жизнь города. У нас нет журналистов как таковых, материалы подготавливают люди, компетентные в своей теме. Кто-то занимается градостроительством, кто-то историей, кто-то краеведением. Вот, например, Евгений Константинович Максимов пишет об истории архитектуры Саратова. В «Тектонике плюс» есть несколько постоянных рубрик: «Хронограф» – посвящён текущим событиям архитектурно-художественной жизни города, «Архив» – история архитектуры Саратова, есть раздел «Искусство», в котором мы стараемся писать по возможности. Рубрика «Практика» посвящена современному строительству и проектированию – здесь мы публикуем проекты и постройки ведущих архитектурных и дизайнерских фирм города. Рубрика «Школа» освещает вопросы профессионального образования, показывает лучшие студенческие проекты.

Наша аудитория – это прежде всего архитекторы, дизайнеры, студенты. Журнал нацелен на довольно узкую, профессиональную аудиторию. Но есть и статьи, представляющие интерес для всех, кто интересуется архитектурой, историей и судьбой родногогорода.

Наша цель – создать информационное поле для профессионального общения. Во многом мы это реализовали за счёт журнального сайта и форума на нём. Здесь мы обсуждаем строительство в Саратове, Энгельсе, текущую культурную и архитектурную жизнь города, профессиональные проблемы, конкурсы. Форум, хотя и действует меньше года, активно посещается людьми из сорока стран, в основном это Россия, Украина и США. Поскольку это форум регионального журнала, в нём обсуждаются темы, касающиеся Саратова и области. Но есть рубрика, которая называется «Не здесь», в которой мы показываем, что делается и за пределами Саратова.

С Саратовом происходит то же, что и с другими городами. Постепенно вымывается исторический центр, так как нет охранных зон, ведётся точечное строительство без учёта контекста. Землевладелец выкупает территорию и всю её застраивает, невзирая на то, что находится рядом. А после рядом ничего нельзя построить. Саратов рискует в ближайшие 10–20 лет потерять своё историческое лицо – центр города. Это и сейчас заметно. Кризис в какой-то степени спасает город. Сейчас меньше строят и меньше портят город. Нельзя построить на месте частного дома девятиэтажку, не имея при этом ни гаражей, ни мест для отдыха жильцов. Плотность жилья повышается многократно, а комфорт резко падает, потому что нет необходимых площадей. Не строятся стоянки и гаражи, видите сами, что происходит на улице? Грядёт транспортный коллапс в ближайшие 5–7 лет. А ведь дороги расширить реально, это не требует довольно больших капиталовложений. В Саратове зачастую необычно широкие тротуары и узкая проезжая часть. Так что проблему можно решить за счёт сужения тротуаров, они же 6–7 метров шириной, а проезжая часть – 12. Да, потребуется перенос коммуникаций, вырубка деревьев, но всё равно это решит проблему на какой-то срок. И такой способ обойдётся дешевле, чем постройка новых магистралей. Иначе в обозримом будущем город «встанет».

Убивает обилие агрессивной рекламы, которая бесцеремонно вторгается и скрывает фасады архитектурных памятников. Это же элементарно урегулировать законом. Должны быть регламенты на рекламу. Хотя в законе об охране культурного наследия ясно сказано, что все решения по размещению рекламы на объектах историко-культурного наследия и в зоне их влияния должны быть согласованы в комитете по охране культурного наследия. Хотя я думаю, что никто ничего не согласовывает, не отслеживает и не охраняет.

Из новых построек мне нравится торговый центр «Вавилон», конечно, если рассматривать его не в контексте с другими зданиями Саратова. Само сооружение в архитектурном плане достойно, а в градостроительном ухудшает ситуацию – потому что его эксплуатация приведёт к притоку покупателей, а где ставить машины? Стоянок не сделано, гаражей нет. Или «Триумф Молл». Я думаю, что его подземная стоянка недостаточно большая для здания с такой площадью. В первоначальном эскизе предполагалась парковка на крыше, ещё открытая стоянка, а остался только подвал. Само сооружение добротное и корректно вошедшее в архитектурный план Саратова. Жалко, что при этом снесли завод, который там находился, памятник промышленной архитектуры. Но какие-то отсылы к историческому зданию есть – порталы из красного кирпича, например.

Три главных проблемы Саратова. Первое – это дороги, нерешённость транспортных связей и развития транспортной сети. Второе – это рекреационная составляющая. Вот есть Кумысная поляна, а доступ к ней настолько затруднён. Это потенциал, отрезанный от города, он не используется, а должен составлять единое целое со всей городской рекреацией. И третья проблема – создание охранных зон и регламентов застройки Саратова.