Два входа в один фонд

Оценить
Рыночный принцип реализации зерна правильнее, а распределительный ближе

В Саратовской области к существованию двух форм реализации зерна из государственного фонда относятся совершенно спокойно.
По данным областного министерства сельского хозяйства, торги проводятся еженедельно по вторникам и средам. Стартовые минимальные цены на торгах определяются тарифным комитетом правительства РФ. На пшеницу 3-го класса установлена стартовая цена 6500 рублей, на остальные виды зерна – 6 тысяч рублей.

В саратовском министерстве сельского хозяйства убеждены, что каждый способ приобретения зерна имеет свои плюсы и минусы. Прямое распределение для перерабатывающих предприятий является более простым в оформлении необходимых документов и более выгодным по скорости получения зерна. Преимуществом распределения являются и цены – более доступные, чем на биржевых торгах. Так, сегодня зерно распределяется по закупочным ценам 2008 года, то есть по 4100 рублей за тонну.

По распределительной схеме зерно в основном получают крупные ведущие перерабатывающие предприятия. А для более мелких предприятий устраиваются биржевые торги. Для участия в них необходимо получить аккредитацию и собрать целый пакет документов. Биржевые торги не рассматривают маленькие объёмы закупок в размере 50–60 тонн. Минимальный размер лота, который выставляется на торги, составляет 135 тонн. Так что совсем мелкие переработчики оказываются отрезанными от обеих схем и вынуждены закупать зерно на рынке без помощи государства.

В саратовском минсельхозе нам пояснили, что государство могло бы использовать только механизм распределения из интервенционного фонда. Но биржевые торги позволяют возместить часть затрат, что государство несёт в процессе длительного хранения зерна, и потому необходимы.

У потребителей есть мнение и есть приоритеты

Индивидуальный предприниматель Виктор Быков имеет небольшое хозяйство в 430 голов крупного рогатого скота. По его словам, интервенционный фонд выделяет фуражное зерно только тем предприятиям, которые имеют больше тысячи голов скота.

«А мы, маленькие фермеры, под эту категорию не попадаем. Крупные предприятия закупают зерно по четыре тысячи за тонну из интервенционного фонда, а мы – по восемь тысяч. Дорого, но есть возможность поторговаться и купить зерно на биржевых торгах по 6,5 тысяч рублей за тонну». Тем не менее, отметил Виктор Быков, заявки на зерно из интервенционного фонда регионам делать необходимо. И распределительный принцип имеет право на существование.

Глава Союза птицеводческих предприятий Валерий Наумов говорит, что уже получил из фонда по фиксированным ценам 27 тонн зерна при потребности 19 птицефабрик в 50 тонн. «Недостающие тонны готовы покупать на бирже по любой цене, у нас нет выбора. Если не хватит, будем покупать и у сельхозпроизводителей от 7800 рублей».

Один из сельхозпроизводителей на условиях анонимности сообщил, что активное участие в торгах принимают элеваторы, которые, по его мнению, «скупят всё зерно по минимальной цене, а позже будут продавать втридорога тем же сельхозпроизводителям». «Я на этом рынке давно и знаю что к чему, поэтому скупил сразу тысячу тонн яровых семян, что составляет одну четвёртую необходимого», – добавляет мой собеседник.

Он руководитель крупного сельхозпредприятия и убеждён, что в распределении зерновых ресурсов необходимо выстроить приоритеты. Главной задачей государства должно стать обеспечение семенным материалом всех крестьян. Это зерно они должны получить путём прямого распределения. Только после данной процедуры можно распределять зерно на птицефабрики, фермы, на мукомольные предприятия и устраивать торги на бирже. «И лишь в последнюю очередь, если зерно останется, распределять его по элеваторам. Ни в коем случае нельзя продавать зерно элеваторам, пока его не закупят сельхозпроизводители», – заявил фермер.

Президент Дмитрий Медведев потребовал от правительства РФ пересмотреть механизм реализации зерна из государственного интервенционного фонда. Он отметил, что при распределении по регионам цена одной тонны зерна получается в 1,5 раза меньше, чем на торгах. Вопрос, «зачем же тогда торговать, если можно было просто заниматься распределением», повис в воздухе. Раскритиковав использование двух разных механизмов реализации зерна из государственного интервенционного фонда, президент по сути указал премьер-министру Владимиру Путину, утвердившему регламент осуществления интервенций, на непорядок. И дал на исправление две недели, которые вот-вот истекут.

По мнению независимых экономических аналитиков, «ошибочное решение о двух формах реализации, скорее всего, будет исправлено. Но какой из вариантов останется, неизвестно.

Специалисты Центра анализа экономической политики Высшей школы экономики рекомендуют оставить только рыночный подход, даже несмотря на то, что он не так быстро собьёт завышенные цены на зерно. В распределительном подходе аналитики усматривают простор для коррупции. Ведь регионам предлагается самостоятельно выбирать те предприятия, которые можно облагодетельствовать. А ещё не исключено, что в список «предприятий-счастливчиков» попадут спекулянты, которые сразу выведут зерно на рынок по завышенным ценам.