Не пойман – не конкурент?
В последнее время в редакцию «Газеты недели в Саратове» стали поступать сообщения о систематических отключениях доступа в Интернет. Отключения в среднем затягиваются на четыре-семь дней. Это особенно неприятно тем, кто исправно платит провайдерам за их услуги.
Специалисты службы технической поддержки, с которыми можно связаться по телефону, объясняют прерывание связи «техническими проблемами», «ремонтными работами» или «работами по расширению канала связи». Однако иногда они проговариваются и о других причинах, например, об обрезке кабеля «тёмными личностями». Пользователи проводного Интернета в Саратове уверены, что под «тёмными личностями» могут скрываться только другие провайдеры, то есть конкуренты.
Мы решили поинтересоваться у компаний, предоставляющих саратовцам услугу доступа в Интернет, насколько серьёзна для них проблема подобной нечестной конкурентной борьбы. Практически все опрошенные нами провайдеры заявили, что тема эта «довольно щекотливая». А некоторые сразу отказались обсуждать её с газетой.
Скорее есть, чем нет
Первыми на наши вопросы согласились ответить представители Приволжского филиала ЗАО «Комстар-Регионы» (Группа МТС). Они сообщили, что «вырезки кабеля» у них действительно случаются. Но утверждать, что это дело рук конкурентов, они не рискуют.
«Зачастую вырезкой кабеля и порчей оборудования занимаются и преступники с целью наживы, и вандалы, – говорят представители компании. – Каждый случай расследуется индивидуально. Поиском преступников занимаются органы внутренних дел. За 2010 год нам не известны случаи, чтобы суд признал какого-либо оператора виновным в порче и повреждении имущества конкурентов».
Кроме того, в компании попросили учесть, что в ноябре прошлого года Приволжский филиал ЗАО «Комстар-Регионы» (Группа МТС) подписал с некоторыми другими саратовскими провайдерами определённое соглашение. Стороны договорились не допускать недобросовестную конкуренцию на линиях связи и обязались не только не портить оборудование и линии соперников на рынке, но и сообщать друг другу о подобных случаях, чтобы совместными усилиями бороться с вандалами и преступниками.
«С повреждением имущества мы боремся с помощью противовандальных технологий, – продолжают рассказывать в ЗАО «Комстар-Регионы». – Если вырезка кабеля или порча оборудования стали причиной отсутствия услуг связи, то, во-первых, мы информируем об этом абонентов, во-вторых, в кратчайшие сроки (не более трёх суток) восстанавливаем связь. Как правило, клиенты с пониманием относятся к ситуации, во многих случаях даже благодарят компанию за оперативные действия. Иногда граждане не только сообщают оператору или милиции о повреждении линии связи, но и сами принимают участие в поимке преступников. Подобный инцидент произошёл, например, в начале февраля в Заводском районе Саратова».
Технический директор ЗАО «Фаннет-Телеком» (Freeline) Дмитрий Стрелков подтвердил наличие проблем с обрезкой кабеля в его компании.
«Случаи повреждения абонентского кабеля за последнее время участились, – говорит Дмитрий Юрьевич. – Однозначно сказать, кто это делает, очень сложно. Для этого надо поймать вредителя за руку. Бороться с такими явлениями практически нереально, потому что доказать, кто это делает, невозможно. Единственным вариантом остаётся быстрое решение возникших проблем, чтобы минимизировать время перерыва в предоставлении услуг нашим клиентам».
Дмитрий Стрелков обозначил ещё одну насущную проблему для интернет-провайдеров, которая не лучшим способом сказывается и на качестве предоставляемых услуг, и на имидже компании.
Некоторые строительные бригады, которые занимаются прокладкой кабеля и кабель-каналов, недобросовестно выполняют свою работу. Они оставляют после себя строительный мусор, а иногда и повреждения перекрытий, стен и потолков в подъездах.
После таких «строителей» практически невозможно получить доступ к своему оборудованию, даже если оно там стоит уже давно. Жильцы попросту меняют замки в чердачных помещениях и всячески препятствуют в доступе к оборудованию. Каждый раз приходится оправдываться и доказывать, что не наша вина в том, что их подъезд утратил былой красивый вид. Надеюсь, что провайдеры, работающие в нашем городе, всё-таки смогут прийти к человеческой конкурентной борьбе, без использования методов, создающих проблемы как самим провайдерам, так и пользователям их услуг».
Андрей Коробейников, директор Саратовского филиала ОАО «ВымпелКом» (Билайн), тоже не стал отрицать проблем во взаимоотношениях с конкурентами.
«На саратовском рынке услуг проводного доступа в Интернет конкуренция достаточно высока. И такая проблема, как срезы интернет-кабеля, действительно существует, – отмечает он. – Наша компания принимает меры по задержанию злоумышленников. В городах предоставления услуги «Домашний Интернет Билайн» – в Саратове, Энгельсе и Балакове – совместно с милицией внедрена система оперативного оповещения о порезах сетевого кабеля. После срабатывания «ловушки» к дому в течение нескольких минут прибывает милицейская группа быстрого реагирования. За последние три месяца задержано 30 злоумышленников, возбуждено семь уголовных дел».
По словам Андрея Коробейникова, чаще всего в случаях срезов интернет-кабеля компания «ВымпелКом» имеет дело с банальным хищением. Но бывают случаи, когда провод только режут, без попытки его демонтажа. «Это как раз и есть признаки недобросовестной конкуренции, – говорит мой собеседник. – Наша собственная служба безопасности совместно с милицией в настоящее время ведёт активную работу по поиску возможных заказчиков. Как только в наших руках окажутся необходимые доказательства, мы передадим все материалы в СМИ и правоохранительные органы для уголовного преследования виновных лиц».
Проблем нет
Многие опрошенные нами провайдеры, подтверждая, что случаи среза интернет-кабелей наводят их на мысли о нечистой игре конкурентов, всё же не называют конкретных подозреваемых. Однако одну закономерность они всё же отметили. По их словам, довольно часто «такие случаи происходили после проведения работ подрядными организациями, работающими по прокладке кабеля для «ВолгаТелеком».
Саратовский филиал ОАО «ВолгаТелеком» тоже был в списке наших респондентов, которых мы опрашивали на предмет фактов проявления нечестной конкурентной борьбы. Поэтому мы попросили компанию заодно прокомментировать и эти подозрения коллег. Письмо, которое мы получили от сектора по связям с общественностью саратовского филиала ОАО «ВолгаТелеком», не содержало ни одного конкретного ответа ни на один поставленный вопрос. По сути нам предоставили справку о том, сколько раз за прошлый год у этого провайдера воровали все виды оборудования «линейно-кабельных сооружений» – кабели, люки канализации, провода, таксофоны и т. д.
«Данные правонарушения наносят значительный ущерб компании и оказывают негативное воздействие на инфраструктуру города. Зачастую злоумышленники вырезают волоконно-оптический кабель, на котором невозможно заработать ни копейки. Связистам приходится тратить силы, время и финансы на восстановление линий, тем самым отвлекаясь от основной деятельности по развитию услуг связи в регионе. Тем не менее, все повреждения устраняются работниками компании «ВолгаТелеком» в кратчайшие сроки», – сообщает сектор по связям с общественностью.
С нами поделились также информацией о методах борьбы с вандалами.
«В Саратовском филиале ОАО «ВолгаТелеком» сегодня действует целый комплекс мер, направленных на противодействие хищениям и повреждениям линий и оборудования связи. Однако помощь в борьбе с преступниками могут оказывать и сами абоненты, а также сотрудники управляющих компаний, в чьём ведении находятся жилые дома».
Пользуясь случаем, представители компании предложили даже опубликовать номер своей горячей линии, на который все желающие могут сообщать обо всех повреждениях или кражах кабеля, люков или иного оборудования связи.
Проблемы конкурентной борьбы, так же как и обращённые на неё подозрения, «ВолгаТелеком» предпочла проигнорировать.