Оптимизировать – значит закрыть
В Саратове продолжаются попытки убрать с улиц «газели». Очередной этап оптимизации сети автобусных маршрутов обсуждали на минувшей неделе депутаты городской думы на заседании комиссии по промышленности, транспорту, торговли и связи.
Минус 280
Председатель дорожного комитета Валерий Данилин вынес вопрос с формулировкой: «О создании необходимых условий для беспрепятственного движения городского общественного транспорта по основным магистралям».
Под «беспрепятственностью», как оказалось, городские чиновники понимают не очистку улиц от снега (что сейчас очень актуально) и даже не расширение основных магистралей (что, наверное, просто невозможно в нашем городе), а всего лишь ликвидацию с городских дорог маршрутных такси марки «Газель». Работа эта ведётся уже давно: за прошлый год их количество сократилось на 280 штук.
По словам Валерия Данилина, в прошлом году как низкорентабельные были закрыты семь маршрутов, на которых работали «автобусы особо малой вместимости» (№ 5, 47, 62, 69, 84, 112), и это позволило разгрузить проспект 50 лет Октября, улицы Чернышевского и Чапаева.
Теперь Данилин сообщил, что городское «Транспортное управление» (ТУ) готовит документы на закрытие ещё пяти маршрутов, по которым тоже ездят «газельки»: № 59 «6-й квартал – клиническая больница № 2», №75 «Саратовская областная больница – пос. Жасминный», № 92 «Пл. Славянская – ул. Черниговская», № 100 «Пос. Поливановка – Областная офтальмологическая больница – ул. Грибова», №113 «2-я Пролетарка – Крытый рынок».
На других маршрутах (№ 13, 32, 56, 58, 72, 99), которым пока позволено остаться, полностью обновили подвижной состав. Вместо «газелей» теперь здесь ходят западные аналоги от компании «Мерседес». Пассажиры пока к ним не привыкли. Говорят, в них неудобные сиденья, а стоя ехать там просто невозможно – поручни для стоящих пассажиров не предусмотрены.
Не для людей
Ещё летом прошлого года для некоторых из закрытых и закрывающихся маршрутов администрация города меняла схему движения. Например, маршрут № 47 (от ул. Клочкова до НИИ «Юго-Восток» на ул. Тулайкова) был сокращён на два километра: от остановки «Ул. Клочкова» до остановки «Магазин «Магистраль». Сделано это было, как сообщало тогда ТУ, с целью сокращения интервала движения, а главное – ради повышения рентабельности работы трамвайных маршрутов № 9 и 10.
Стоит отметить, что жителям окрестностей НИИ «Юго-Восток» – Студгородок, которые весьма далеки от трамвайных маршрутов № 9 и 10, 47-я маршрутка очень нравилась. Спрос на неё был огромный. Сама с большим удовольствием пользовалась этим маршрутом во время студенческой молодости. А всё потому, что он создавал альтернативу маршруту № 33 (конечная – ул. Техническая, ост. «Студгородок»), который долгое время был единственным в этом районе.
Автобусы маршрута № 33 по понятным причинам не могли вместить в себя всех желающих уехать, особенно по утрам. Людям, которые не сумели втолкнуться в автобус, приходилось (а многим до сих пор приходится) идти пешком либо на проспект 50 лет Октября, либо в противоположную сторону – на улицу Танкистов. А это, между прочим, 20–30 минут ходьбы.
Маршрут № 100, движение по которому шло из посёлка Поливановка от Областной офтальмологической больницы и до улицы Грибова, тоже был изменён прошлым летом. Его продлили почти на километр вглубь Поливановки по просьбе местных жителей. А теперь этот явно востребованный маршрут вдруг стал нерентабельным. Жителям Поливановки это утверждение городской администрации кажется смешным и нелепым. Они считают, что нерентабельным маршрут сделали искусственно – просто сократив на нём количество единиц подвижного состава.
Так же остро горожане реагируют и на заявление администрации относительно низкой рентабельности маршрута № 92 «Пл. Славянская – ул. Черниговская». За довольно короткий срок он сумел снискать любовь пассажиров. Его схема движения – через аэропорт и Соколовую гору – спасала многих жителей Ленинского и Кировского районов от изнурительного стояния в пробках на проспекте 50 лет Октября и на улице Танкистов.
В последнее время 92-х маршруток приходится ждать очень долго, и ходить они стали нерегулярно. И всё же пассажиры говорят, что маршруты № 92 или № 100 позволяли многим добираться до центра города без пересадок, что и быстрее, и дешевле. После окончательной оптимизации маршрутной сети прямое сообщение с центром у горожан, похоже, исчезнет вовсе. А вот у хозяев оставшихся городских маршрутов дела напротив, наверное, пойдут в гору.