Архив пустых слов

Оценить
Многие журналисты, так или иначе причастные к избирательным кампаниям, собирают свои архивы агитационных материалов. Когда – как свидетельство своего участия в электоральных битвах, когда – как подсобный материал для создания новых агиток, когда прос

Многие журналисты, так или иначе причастные к избирательным кампаниям, собирают свои архивы агитационных материалов. Когда – как свидетельство своего участия в электоральных битвах, когда – как подсобный материал для создания новых агиток, когда просто из любопытства – как интересные артефакты эпохи.

В нашем случае мой небольшой архив будет подспорьем для размышлений на тему: что обещают кандидаты и что они реально из обещанного делают. После некоторых колебаний решил не называть фамилии. И вовсе не потому, что не хочу кому-то испортить политическую карьеру. Эка невидаль – пообещал и не исполнил, что же теперь, отзывать его? А вы с механизмом отзыва депутата знакомы? Реальнее человека запустить на Солнце и дождаться его благополучного возвращения. Да к тому же нынешний кандидат – существо несамостоятельное, что скажут ему штабисты – то и обещает избирателям. Команда в свою очередь прислушается к указаниям из главного штаба, который таинственно ссылается на Москву и на загадочные результаты непонятно кем проведённых фокус-групп.

За последние годы я помню только одного кандидата, самостоятельно разработавшего программу. Приехал из Сибири бизнесмен-строитель, огляделся вокруг и решил, что Саратов на грани коммунальной катастрофы. Вознамерился городок наш спасти. Большинство его агитационных материалов были сделаны в духе «Если завтра потоп» и ненавязчиво подсказывали имя единственного спасителя. Но жизнь большого города закружила наивного сибиряка, закрутила, и на самом финише кампании он прекратил активные действия. Что же до коммунальной катастрофы – решайте сами, пришла она или ещё нет. Ну, хватит экскурсов в прошлое: у каждого участника избирательной кампании таких историй побольше, чем у хвастливого охотника.

Лучше уж посмотрим, что нам обещают, перечитаем эти проникнутые заботой о народе строки. Вот кандидат в областную думу говорит в своём предвыборном интервью осенью 2007 года: «Я лично убеждён, что рост цен на продукты можно и нужно остановить! Причём заниматься решением этой проблемы необходимо очень активно, чтобы не допустить скатывания страны кризису». (Так в тексте.) Взять бы и сравнить ценники 2007 года и нынешнего и спросить товарища: что, остановил рост цен? Не допустил скатывания страны? А чего тогда обещал? Обманул?

Особое внимание все кандидаты в депутаты – независимо от партийной принадлежности – уделяют жилищно-коммунальному хозяйству. «Остановить рост тарифов!» Самые осторожные обещали «остановить неоправданный рост тарифов». «Сделать прозрачной сферу ЖКХ». Судя по тому, что все эти обещания и угрозы неназываемым монополистам из агиток 2007 года перекочевали в предвыборные материалы этого года, ничего не сделано. Только обещано. И сейчас завели всю ту же старую песню о главном.

«Контролировать рост тарифов» – это, интересно, как собираются делать? «Внести изменения в Жилищный кодекс!» А зачем принимали его в спешном порядке, абсолютно сырой и непроработанный документ? Соли кто на хвост насыпал? Но надо отметить: в этом деликатном вопросе кандидаты соблюдают золотое правило: никаких цифр, никаких конкретных дат и вообще никакой конкретики. Общие лозунги – вот наш метод. «Наведём порядок», «остановим рост» и так далее. А в этой жизни или в другой – это уже дело десятое. И правильно.

Правильно по той простой причине, что мы имеем пример неосторожного использования цифр и столь же опрометчивой раздачи пустых обещаний. Тут уже будем ссылаться на конкретный документ. Хотя можно ли предвыборную программу называть документом? Итак: «Саратовский вектор плана Путина. Партия «Единая Россия» идёт на выборы в Саратовскую областную думу с конкретной программой действий». На беду авторов некоторые обещания действительно оказались чересчур конкретны. «Ежегодный рост заработной платы в среднем на 15–20 процентов; доведение к 2010 году размера средней заработной платы до 20 тыс. рублей». 10-й год благополучно миновал, а средняя заработная плата у нас находится на уровне 14,5 тысяч (данные ноября 2010 года). Пример из другой оперы: «Ликвидация очередей в детские сады к 2012 году». Если судить по нынешнему состоянию дел, опять не получается.

Посмотрим другие пункты, куда составители неосмотрительно вставили конкретные показатели. «Введение 30-процентного снижения оплаты коммунальных услуг для многодетных семей». На деле – 24 процента. «Установление предельной доли квартплаты в доходах не выше 15 процентов для всех малоимущих семей». Сейчас – 22 процента. Ну и так далее. Анализировать на предмет невыполнения можно практически каждый пункт программы. Спросить, например, как развивается сеть передвижных аптек для обеспечения отдалённых населённых пунктов. Или задать вопрос о развитии, на этот раз – системы кадетского обучения.

Мне могут возразить, мол, был кризис. Согласен – был и даже ещё не кончился. Так обратитесь к избирателям и честно скажите: «Мы тут много чего наобещали, но не получается, кризис виноват». Нет, не вышли, не сказали. Предпочли забыть данное слово. В надежде, что люди и не вспомнят.

Это очень правильно – надеяться на короткую память избирателей. Чем напоминать о прежних прекрасных планах и рассказывать о том, как они реально выполнены, лучше наобещать много нового, ещё более замечательного. Народ поверит. А может, и не поверит. Но всё равно проголосует. Кто по приказу, кто по инерции.