По праву наследования
В советские 70–80-е годы Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) было одной из самых массовых советских организаций и насчитывало в своих рядах более 10 миллионов человек. В этом году саратовскому отделению общества исполняется 45 лет.
Бесплатные председатели
Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры учредили в 1965 году. Готовились к этому событию не один год. После окончания Великой Отечественной войны остро встал вопрос о сохранении и восстановлении разрушенной старины. Особенно это касалось тех территорий, где велись боевые действия и была оккупация.
В 1953 году впервые в СССР появилось министерство культуры, но известные деятели культуры, такие как писатель Леонид Леонов, художник Илья Глазунов, композитор Георгий Свиридов, директор Эрмитажа Борис Пиотровский, академик Дмитрий Лихачёв – доказывали, что необходима массовая общественная организация по охране культурных ценностей.
В 1966 году состоялся первый организационный съезд по созданию нового общества. В том же году появилось саратовское региональное отделение ВООПИиК, а вскоре были организованы отделения всех районах области. Первым делегатом съезда от Саратовской области стал Евгений Курганов, руководитель управления по культуре облисполкома.
У ВООПИиК классическая схема типичной общественной структуры: председатель общества работает на общественных началах, бесплатно. Первым председателем саратовского общества охраны памятников и культуры в 1966 году стал Игорь Евгеньевич Кашкин, кандидат исторических наук, доцент, декан СГУ. А первым штатным, то есть на окладе, заместителем была Нина Васильева. Вся деятельность общества, как это было принято в советские годы, строилась под неусыпным приглядом КПСС. До сих пор доходы общества складываются из поступлений от членских взносов, благотворительных пожертвований, прибыли от производственных и торговых предприятий, финансовой помощи спонсоров.
Помни войну
Первые двадцать лет общество охраны памятников занималось главным образом увековечиванием подвига советских солдат в Великой Отечественной войне. Первыми штатными ответственными секретарями в районах как раз были ветераны войны. Они организовывали поиски братских могил, захоронений, розыск людей, устанавливали историческую достоверность фактов, дат, событий.
На Саратовщине боевые действия не велись, только в небе. От фашистских самолётов саратовское небо защищал женский полк Марины Расковой. В посёлке Рокотовка – и в этом немалая заслуга общественников – есть братская могила зенитчиц. Девчата погибли там, где сейчас на улице Чернышевского установлен памятник-зенитка.
Известно, что в годы войны Саратов был городом госпиталей. Благодаря ВООПИиК, на зданиях, где организовывали лазареты (школы, клубы и т. д.), появились исторически достоверные мемориальные доски.
Ещё один проект, которым занималось общество, – братская могила умерших от ран воинов на Воскресенском кладбище Саратова. Краеведы писали запросы, сами ездили в архивы других городов, выясняя имена и звания бойцов, общество даже приняло участие в долевом финансировании исследовательских работ.
Саратовскому обществу по охране памятников почти не приходилось в те годы заниматься разрушенными в войну зданиями. Архитектура исторического центра Саратова не пострадала – может быть, потому, что враг не стал уничтожать исконные места немецких поселений: улицу Немецкую, особняки, конторы, фабричные цеха, принадлежавшие известным предпринимателям из российских немцев? Зато досталось Сталинскому (ныне Заводскому) району: фашистская авиация пыталась уничтожить железнодорожный мост через Волгу, авиационный, подшипниковый, метизный заводы, «Крекинг», нефтехранилище на Улешах.
В 80-е годы приоритеты деятельности ВООПИиК сменились – акцент стали делать на выявление и сохранение архитектурного наследия. В это время Кашкина на посту председателя сменил Владилен Петров, доктор технических наук, первый и самый молодой академик Российской академии архитектуры и строительных наук, ректор Саратовского политехнического института.
Вообще, за 45 лет в саратовском отделении ВООПИиК сменилось всего три председателя. Уже упомянутый Кашкин (1966–1982 гг.), Владилен Петров (1982–2002 гг.) и нынешний руководитель – Игорь Плеве (как и Петров, тоже ректор политеха).
Заместитель председателя совета саратовского регионального отделения ВООПИиК Людмила Бахарева пришла в эту организацию ещё в 1980-м году, была ответственным секретарём в филиале Заводского района. Она застала всех троих руководителей и говорит, что это были порядочные и профессиональные люди, учёные мужи.
Саратов, который не потеряли
Раз в пять лет ВООПИиК проводило съезды, раз в год – пленарные заседания, там обсуждались важнейшие проблемы сохранности исторического и культурного наследия. В 1978 году по инициативе этого общества впервые в стране был принят закон об охране памятников истории и культуры. После чего была организована компания по сохранению исторических русских городов, действовала целевая государственная программа.
Статус исторического города получили и десять городов Саратовской области: Саратов, Аткарск, Балаково, Балашов, Новоузенск, Пугачёв, Хвалынск, Энгельс, Петровск, Вольск. Это означает, что в таком городе ценность представляет буквально всё – здания, памятники, расположение строений и улиц, природа и т. д. Сейчас охранять всё это стало значительно труднее, так как закон об охране исторических ценностей соперничает с законом об охране частной собственности.
Людмила Бахарева считает, что всё зависит от гражданской позиции собственника. Не каждый понимает ответственность за вверенный ему исторический объект. Людмила Ивановна приводит в пример старейшую гостиницу города «Волга». Хозяева, оформив здание в долгосрочное пользование, тщательно следят за его состоянием. И хотя номера в «Волге» считаются очень дорогими и престижными, до сих пор многие гости города, в том числе знаменитости, предпочитают жить только в гостинице с настоящим саратовским колоритом.
А вот другой пример. Руководство саратовского филиала Всероссийского общества слепых в 2004 году заселилось в купеческий дом постройки 1854 года (Кутякова, 13), но вот содержать его им оказалось не под силу – слишком дорого. Общественники постоянно ставят это ВОС на вид. (Правда, в ВОС считают, что дом построен намного позже и надо ещё доказать, что это культурное наследие.)
В советские годы структура по охране памятников имела в СССР такой вес, что без решения президиума общественников самовольный отвод земли под какие-либо новостройки был просто невозможен. «Благодаря саратовскому отделению ВООПИиК историческая часть Саратова сохранена, там нет новых строений, – говорит Людмила Бахарева. – Ведь в 80-е годы разрабатывался проект развития центральной части, проспекта Кирова. Мы отстояли! Доказали, что ядро, исторический центр города разрушать нельзя».
Гармоника, дом Кузнецова, Xкорпус СГУ
Саратовское региональное отделение ВООПИиК одной из своих миссий считает осуществление конституционных прав граждан на участие в сохранении культурного наследия. Как это выглядит на деле?
Людмила Бахарева приводит пример с возрождением саратовской гармоники. Это совместный проект ВООПИиК, музея имени Чернышевского и администрации города. Сообща проводились круглые столы, где выясняли пожелания горожан, возможности возвращения уникального производства. Активисты ищут поддержку и ведут переговоры с партией «Единая Россия», с местным бизнес-сообществом. Итогом этой работы стало то, что на базе профессионального лицея технического университета с 2009 года началось обучение саратовских страдивари. Ребята, которые учатся на краснодеревщика или столяра, могут получить дополнительное образование по специальности «мастер по изготовлению саратовской гармоники». Этот курс рассчитан на три года, правда, выбрали экзотическое ремесло немногие – семеро юношей.
А вот пример спасения «недвижимого» памятника культуры. В 1999 году общество инициировало выездное заседание президиума по состоянию музеев – имени Радищева (здание на улице Радищева) и дома художника Павла Кузнецова. Оба объекта имели статус «особо ценный», причём на тот момент дом Кузнецова представлял собой развалины. Все доводы специалистов были представлены властям, и тогдашний губернатор Дмитрий Аяцков распорядился выделить необходимую сумму на восстановление музеев. Как результат – сегодня здания обоих музеев сохранены и отреставрированы.
По словам Бахаревой, именно общественникам Саратов обязан одной из нынешних визиток города – обликом Xкорпуса СГУ. Когда в 80-годы задумали строить на углу Московской и Астраханской новый корпус университета, то планировали возвести там «свечку» в стиле советской архитектуры. Но архитектор Лариса Тарасова (ныне доцент кафедры архитектуры СГТУ), которой было «не всё равно», предложила заглянуть в архивы архитектора Мюфке: что он-то планировал на этом месте? Нынешний красавец Xкорпус СГУ – воплощённый проект знаменитого зодчего.
«Открыть» закрытый Лётный
Многие, если не сказать все официальные структуры выросли из общественной деятельности и инициативы. История общественного движения уходит в такую древность, что первыми общественными организациями вполне можно считать… церковь, общность верующих, приход.
В России были распространены благотворительные общества, которые часто возглавляли царские особы. Так, знаменитая саратовская консерватория – это во многом результат деятельности Императорского хорового общества. Она стала первой в Поволжье и третьей в России консерваторией.
Знаменитый Радищевский музей – инициатива коллекционера живописи Алексея Боголюбова, который подарил Саратову первый общедоступный художественный музей. Тот же Боголюбов учредил что-то вроде Нобелевской премии, открыв вечный счёт на 106 золотых царских рублей. На проценты содержался музей и обучались живописи талантливые дети всех сословий. Вот откуда выросло и Саратовское художественное училище, которое сейчас носит имя Боголюбова.
Местное отделение ВООПИиК тоже родилось не на пустом месте. Одним из его предшественников была Саратовская учёная архивная комиссия (начала работать с 1886 года), а при ней – Историко-археологический музей, положивший начало Саратовскому музею краеведения.
В 90-х годах появились первые государственные органы по охране памятников и культурного наследия. В структуре правительства Саратовской области есть комитет по охране культурного наследия. Получается, что общество по охране памятников перестало быть единственной в этой сфере специализированной структурой. Но общественники остаются экспертами, просветителями, инициаторами проектов на территории области.
Вот лишь некоторые проекты, которые ведёт Саратовское общество охраны памятников. «Виртуальное путешествие по Прихопёрью», «Архитектурное наследие города Балаково», «Родовое гнездо. Семейные династии врачей Саратовской области», «Дорога к храму», «Театральное наследие», «Миловидовские чтения» и многие другие.
Есть у общества интересная задумка к 50-летию первого полёта человека в космос. В середине февраля общественники из ВООПИиК собираются выехать в Лётный военный городок города Энгельса, посетить места, связанные с космонавтом Юрием Гагариным. В закрытом лётном городке мало кто бывал, и эксперты надеются открыть нечто новое и интересное. На научном языке это называется «выявление памятников и достопримечательных мест».