«С давних пор моего детства»

Оценить
Удивительный путь превращения сторожевого укрепления в дом русской литературы

В этом году мемориальный музей Константина Федина отмечает своё 30-летие. Сегодня из задуманного когда-то монохранилища творческого наследия писателя вырос единственный музей Нижневолжского региона, посвящённый истории литературы ХХ века.

Музей располагает богатейшей коллекцией рукописей, писем, редких книг и журналов, фотографий и произведений изобразительного искусства.

В последнее время пресса не раз сообщала о том, как на земли музея покушались нечистые на руку люди. Но эта тема требует отдельного разговора. Сегодня мы хотим рассказать о самом музее, истории его создания и о здании, в котором он располагается. Строение это имеет очень давнюю и интересную историю. За несколько веков здесь чего только не было: тюрьма, полицейское управление, училище, детсад и торговая база.

От полиции до торговой базы

Здание является архитектурным памятником ХVIIIвека. Оно – одно из старейших в городе и одно из первых кирпичных строений в Саратове, сохранившихся до наших дней. Возведённое в первой половине XVIIIвека в качестве сторожевого укрепления на окраине Саратова при выезде на Царицынский тракт, оно служило и пересыльным пунктом для арестантов, шедших по этапу в Сибирь. Здание имело два этажа, в которых было по четыре помещения.

В первой половине XIXвека здесь размещалось полицейское управление, которое значительно изменило первоначальную постройку. В этот период с северо-востока пристраивается двухэтажная часть, надстраивается третий этаж.

В 1880-х годах полицейское управление переводится в другое место, и здесь размещается Сретенское мужское начальное училище. К тому времени первый этаж постепенно превращается в полуподвал. С юго-восточного фасада на уровне нового первого этажа по требованию училища строится просторная галерея с окнами в итальянском стиле, и возникает новое полуподвальное помещение. Все пристройки (и «полицейские», и «училищные») делались из местного кирпича, который выпускался кирпичными заводами Саратова в XIXвеке.

Точной даты основания училища нет. Неизвестен и год его въезда в здание, которое занимало полицейское управление. Есть сведения, что училище существовало уже в первой трети XIXвека. Так, чиновник 8-го класса Гавриил Сорокин заключил 20 февраля 1839 года с Саратовской городской думой контракт о том, что отдал «в собственном своём каменном доме верхний этаж под помещение Сретенского приходского училища сроком на три года». Городская дума выплачивала собственнику арендную плату в сумме 1,5 тысячи рублей в год. Постоянное место обитания училище обрело позже, скорее всего, в последней трети XIXвека.

В книге «Сведения о состоянии саратовских городских начальных училищ в 1889–90 учебных годах» в главе «Содержание училищ» имеется запись: «Только два городских училища имеют постоянные помещения: 2-е мужское в городском доме и 4-е». В адрес-календаре Саратовской губернии за 1895 год 2-е Сретенское мужское городское начальное училище значится по адресу Большая Сергиевская улица, дом № 44. В нём преподавал и снимал казённую квартиру двоюродный дед Федина Семён Мошков.

Будущий писатель пришёл в Сретенское училище «изучать грамоту», как сам он потом вспоминал, в 1899 году. За два года, в которые велось обучение, здесь действительно учили только писать, считать, изучали Закон Божий и пение. Училище располагалось неподалёку от дома, где жила семья Фединых.

Мужское училище просуществовало до революции, потом оно было преобразовано в мужскую начальную и смешанную начальную школу. В середине ХХ века в здании располагался детский сад. В начале 70-х годов он был переведён в другое место, а здание передали под молочно-торговую базу. В 1979 году, через два года после смерти писателя, советским правительством было решено открыть здесь Государственный музей Федина.

Дом, который не дали сломать и отстроить заново

В Саратове была создана инициативная группа. Её возглавили профессор СГУ, видный исследователь жизни и творчества писателя Павел Бугаенко и племянник Федина, хранитель саратовского архива семьи Геннадий Рассохин. Первым директором музея был назначен бывший председатель телерадиокомитета Ефим Кульжонков.

На долю этих троих людей выпала борьба с местными властями. Дело в том, что саратовские чиновники решили снести здание и отстроить заново. Благодаря усилиям научной и культурной общественности города, семьи Фединых и проектировщиков московского НИИ «Спецпроектреставрация» мемориальный дом удалось отстоять.

Работами над созданием первой экспозиции руководили сотрудники Государственного литературного музея. Разработкой художественного проекта и оформлением экспозиции занимались художники Московского комбината декоративно-оформительского искусства.

Музей готовились открыть ко времени проведения VI съезда Союза писателей СССР. Так оно и случилось. И 27 июня 1981 года культурное учреждение распахнуло свои двери.

Первоначально фонды музея насчитывали чуть более трёх тысяч экспонатов. Экспозиция, демонстрировавшая жизненный и творческий путь писателя, располагалась на двух этажах в 11 залах.

Сегодня фонды музея насчитывают около 60 тысяч единиц хранения. Наиболее ценные из них были переданы в дар Саратову дочерью писателя.

Рукописно-документальный фонд включает в себя коллекции рукописей, документов, писем, печатных источников, книг с дарственными надписями. В составе архива не только черновые автографы произведений самого Федина, его эпистолярное наследие, но и документы Союза писателей, различных издательств и общественных организаций. В коллекции раритетов, связанных с именами великих русских писателей середины XIX – начала XX веков, хранятся письма и рукописи Николая Гоголя, Николая Некрасова, Михаила Салтыкова-Щедрина, Ивана Тургенева, Фёдора Достоевского, Антона Чехова.

Изобразительный фонд включает в себя коллекции живописи, графики и скульптуры. Среди них графические портреты писателя работы Кузьмы Петрова-Водкина, Георгия Верейского, одна живописная работа, а также карандашные и акварельные рисунки самого Федина.

Основную часть фонда редкой книги составляет библиотека писателя. В музее хранятся уникальные издания XIX века: первое собрание сочинений Александра Пушкина, прижизненные издания произведений Ивана Тургенева, Льва Толстого. Особое место в коллекции книг занимают редкие издания философов, поэтов и писателей Серебряного века.

Вещевой фонд музея, состоящий из коллекций мебели, декоративно-прикладного искусства, нумизматики и предметов домашнего обихода, позволяет полнее представить время, в которое формировалась и развивалась русская литература конца XIX – середины XX веков. Многие предметы связаны с именами известных русских писателей: фрагмент звонка из квартиры Николая Гоголя в Петербурге, шкатулка, привезённая Евгением Замятиным из Иерусалима, военные трофеи, подаренные Константином Симоновым. В музее собраны редкие предметы: бокал «На память о святом короновании», которые раздавали на Ходынском поле в день венчания Николая II с Александрой Фёдоровной, агитационное блюдо «В помощь голодающим Поволжья», кувшин в стиле модерн, созданный в экспериментальной мастерской Строгановского училища.

Основу коллекций фотонегативного фонда составляют фотоматериалы из архива писателя, в которых прослеживается не только история семьи Фединых, их близких родственников, друзей и знакомых, но и весь литературный процесс ХХ века. В музее хранятся редкие фотографии Николая Некрасова, Льва Толстого, Антона Чехова, Александра Блока, Анны Ахматовой.

В наши дни в музее действует одна постоянная экспозиция «Дом русской литературы ХХ века» и двадцать передвижных выставок разной тематики – литературной, исторической, краеведческой, социальной.

«Где легче дышится и работается…»

Главный «виновник» возникновения музея – наш земляк писатель Константин Федин– родился в 1892 году в маленьком дворовом флигельке, по местной традиции называемом «флигерем», на Большой Сергиевской улице (ныне улица Чернышевского).

В Саратове прошли детские и юношеские годы Федина, любимый город стал «героем» многих его произведений. «Всё моё детство, от рождения в 1892 году, и ранняя юность, до 1908 года, протекали в Саратове, который у нас в семье влюблённо называли «столицей Поволжья»... Отсюда пошли мои первые представления о русской земле как о мире, о русском народе – как о Человеке, здесь складывались начальные понятия о прекрасном...» писал в своей автобиографии Федин.

Саратов для писателя – это первые уроки жизни и первые юношеские переживания. Двухлетнее обучение в Сретенском начальном училище и неполный курс в Коммерческом училище на Константиновской улице (ныне корпус СГАУ на Советской).

В 1908 году Федин навсегда уехал из Саратова. С тех пор он бывал здесь только наездами. Но для него Саратов до конца жизни останется родным городом, «где легче дышится, легче работается...». Федин навещал оставленных здесь родителей и сестру. В 1939 приезжал на юбилейную годовщину Николая Чернышевского, в 1949-м читал отрывки из нового романа «Необыкновенное лето» в Саратовском государственном университете, бывал в родном городе в 1959-м, 1966 годах. А в 1967 году Федину было присвоено звание почётного гражданина города Саратова.

Приехав на малую родину в 1939 году, известный писатель зашёл в знакомый двор своего бывшего училища. Об этом посещении он написал рассказ «Встреча с прошлым», где есть такие строки: «Обернувшись, я увидел старинные окна школьного коридора, необыкновенные по форме – полуовальные, с частым переплётом рам, в виде трапеций. Мне захотелось посмотреть коридор, и, когда я открыл дверь, даже воздух показался мне ничуть не изменившимся с давних пор моего детства. Старые половицы, будто нарочно выдолбленные, как лодки, были по-прежнему прочны, а каменные стены словно ещё больше раздались в толщину».