Зависшие страницы в отсутствие людей и соблазнов
Объём объявленных в январе закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд по Саратовскому региону сократился в три раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Проблемы с размещением заказа в областном комитете по контролю и координации госзакупок объясняют нестабильной работой сайта Zakupki.gov.ru.
С января текущего года аукционы на закупки товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд организуются по новым правилам. Теперь государство обязано проводить торги исключительно в электронной форме, то есть через Интернет. А все объявления о закупках должны публиковаться на едином государственном портале Zakupki.gov.ru. Если информация будет размещена только на местных региональных сайтах госзакупок, но не продублирована на едином государственном портале, то закупка не считается объявленной. Систему закупок ждут и другие изменения – например, в одном лоте будет разрешена торговля лишь одним наименованием товара.
Отказ от молоточного способа
Замена «бумажных» открытых аукционов электронными плавно проводилась изменениями в федеральном законе № 94 («О закупках») и постановлениями правительства России. Так, постановлением правительства был определён перечень товаров и услуг, которые в рамках госзакупок должны приобретаться только через открытые аукционы. А уже с 1 января 2010 года часть продукции из этого перечня разрешалось закупать исключительно на электронных аукционах.
С 1 июля 2010 года через Интернет нужно было закупать уже всё указанное в этом перечне. Тогда же проводить электронные торги обязали всех федеральных заказчиков. А с января текущего года к ним присоединились все региональные и муниципальные заказчики.
Новая электронная форма торгов, по замыслу её инициаторов, должна повысить прозрачность системы государственных закупок, исключив коррупционную составляющую. Анонимность участников процесса исключает сговор между заказчиком и поставщиком, а также договорённости заказчиков между собой с целью повлиять на начальную цену контракта. Перевод отношений в электронный формат сделает невозможным ещё целый ряд злоупотреблений. Таких, например, как внесение изменений в документацию аукциона постфактум.
До последнего времени основным способом размещения заказов в регионах являлся так называемый молоточный открытый аукцион, на котором осуществлялись закупки наиболее значительной части товаров, работ, услуг, предназначенных для государственных и муниципальных нужд. Электронные аукционы были представлены как одна из форм размещения заказа.
Сразу не прижились
Проблема в том, что несмотря на все усилия правительства электронные аукционы объективно никак не могут пока получить широкого распространения. Многие бизнесмены-поставщики и чиновники-заказчики никак не научатся формировать и размещать на электронных торговых площадках заявки на участие в аукционе и обязательную документацию для организации и проведения торгов. Обучающие программы по таким вопросам есть далеко не во всех регионах.
Специалисты комитета по контролю и координации госзакупок по Саратовской области уверяли, правда, редакцию, что с момента начала реформы успели обучить новым правилам всех заказчиков и поставщиков. Но статистика рисует не самую впечатляющую картину.
В прошлом году в нашем регионе было проведено 40312 закупок для государственных и муниципальных нужд (16791 – областные закупки, 23251 – муниципальные). Из них 2929 аукционов провели в электронной форме (2766 – по областным, 163 – по муниципальным). Это треть от суммарного количества открытых торгов и всего 7 процентов от общего количество проведённых закупок.
Если смотреть отдельно только по областным закупкам, то на долю электронных аукционов приходится около 16 % от их общего объёма. А муниципальные заказчики к этой форме размещения заказа обращались всего 163 раза (0,7 % от общего числа закупок для муниципальных нужд).
Не до статистики
Чётко обрисовать ситуацию с государственными закупками, проводимыми в области, в настоящее время невозможно. Заместитель председателя областного комитета по госзакупкам Сергей Бобылёв сообщает нам, что его ведомство в настоящее время пытается собрать всю информацию о том, сколько каких заказов было размещено за последний месяц. Получить данные с федерального сайта Zakupki.gov.ru, на котором сегодня базируется вся информация о закупках, очень сложно. Ситуация меняется постоянно.
«Единственное, что я могу сказать, так это то, что количество размещаемых заказов от областных и муниципальных заказчиков Саратовского региона в три раза меньше, чем было, например, в январе 2010 года, – отметил Бобылёв. – Дело в том, что портал очень плохо работает, долго грузится, постоянно зависает. Наши заказчики испытывают серьёзные трудности с регистрацией на этом сайте. Поэтому и закупок объявлено буквально единицы. В этой ситуации пока рано делать анализ и подводить какие-то итоги».
Ольга Козлова, начальник управления муниципальным заказом администрации города Энгельса, которое уполномочено объявлять о закупках товаров и услуг для нужд 280 муниципальных заказчиков, тоже говорит о постоянных сбоях в работе федерального сайта. «Мы пока не размещением заказов занимаемся, а пытаемся преодолеть технические препятствия», – заявила Ольга Александровна.
Подозрения и оправдания
Жалобами на новый сайт Zakupki.gov.ru сейчас пестрит всё интернет-пространство. Эту тему предприниматели-поставщики, да и заказчики тоже, обсуждают на форумах и в блогах.
Однако кураторы проекта – российское министерство экономического развития и федеральное казначейство – подозревают, что причины падения объёма госзакупок не столько в технических проблемах, сколько в нежелании властей на местах участвовать в новой, более прозрачной системе. Федеральная антимонопольная служба тоже считает, что «регионалы и муниципалы» просто не хотят проводить электронные аукционы, так как не заинтересованы в открытости и прозрачности.
В саратовском комитете по координации и контролю закупок этому мнению чрезвычайно удивились. «Согласно федеральному закону «О закупках» у региональных и муниципальных заказчиков просто нет выбора, идти на сайт или не идти, проводить электронные торги или не проводить. Они обязаны и будут это делать. В конце концов, есть же перечень товаров и услуг для госнужд, закупка которых осуществляется теперь исключительно посредством электронных аукционов. А этот перечень, между прочим, содержит 70-80 % наименований той продукции, которая вообще приобретается государственными и муниципальными заказчиками», – заявили нам в комитете.
Кроме того, специалисты этого ведомства отмечают, что из-за неудовлетворительной работы сайта под угрозу серьёзных штрафов (до 500 тысяч рублей) попадают именно областные и муниципальные заказчики.
«Они должны постоянно отчитываться в вышестоящие органы по всем этапам размещения заказа. Но из-за того что сайт «тормозит», заказчики не могут этого сделать, – рассказывает Сергей Бобылёв. – Чтобы избежать штрафов, наши заказчики уже пытаются как-то задокументировать факты и даты, когда сайт не работает. Например, фотографируют монитор компьютера с зависшей страницей портала. Нам о таких сбоях тоже сообщают. Вот на прошлой неделе в комитет поступило девять обращений с жалобами на работу сайта Zakupki.gov.ru. И мы не знаем, как потом нынешняя ситуация будет расцениваться ФАС или прокуратурой».
И удобные, и честные
Со стороны саратовских бизнесменов-поставщиков товаров и услуг государству жалоб пока нет. Те предприниматели, с которыми мы успели пообщаться, заявили, что новый сайт «про госзакупки» они ещё не видели, поэтому оценить его качество и удобство пока не могут.
«Я сам по таким сайтам не хожу, поиском размещённого заказа, нужного моей фирме, у меня занимается специально обученный человек, – сообщил редакции Валерий Капустян, директор ООО «РУС». – А что касается аукционов в электронной форме, то мне они кажутся более удобными, чем «бумажные». Не нужно никуда ездить, бегать к нотариусу, чтобы заверять какие-то бумажки. Открыл сайт, зарегистрировался, подал заявку – и сиди торгуйся хоть сутками. Можешь даже в нескольких торгах одновременно участие принимать. Единственное, что нужно, так это очень внимательно заполнять заявку. Одну букву перепутаешь, с участия в аукционе снимут».
Другой предприниматель с опытом участия в электронных аукционах не пожелал представиться, но подтвердил, что электронные аукционы, помимо удобства, ещё и более честные. «Здесь нет людей, никто никого не видит, а значит, никто ни с кем не договаривается. Только суммы предложений на экране высвечиваются», – заявил мой собеседник.
Своими глазами
Оценить удобство государственного сайта объявлений о закупках я попытался самостоятельно. На первый взгляд всё довольно просто и понятно. Главная страница посвящена последним событиям в сфере госзакупок. Сейчас там сообщения только от службы поддержки портала, которая объявляет о технических сбоях в работе ресурса и рассказывает об их причинах. С главной страницы можно перейти на три основных раздела сайта: «заказы», «контракты» и «реестры».
В разделе «заказы» есть сортировка по регионам. Легко найти Саратовскую область и посмотреть текущее количество объявлений о закупках. На момент моего присутствия на Zakupki.gov.ru вчера по региону было размещено 442 объявления. А двумя днями ранее, в пятницу, их было 539. Так что ситуация действительно меняется ежедневно и даже, наверное, ежечасно.
Перемещаясь по вкладкам этого раздела, можно отследить все этапы размещения того или иного госзаказа. Кликнув на само объявление о проведении электронного аукциона или о запросе котировок, можно ознакомиться с общей информацией по документам и протоколам. Отследить количество размещённых заказов по формам проведения закупок действительно очень сложно. Поисковик сайта не предусматривает такую форму запроса, а вручную, в условиях постоянно меняющихся данных, считать и сортировать объявления нереально. Но читать интересно.
Несколько любопытных объявлений о проведении электронных аукционов заставили задуматься над декларируемой доступностью и оперативностью новой системы проведения госзакупок.
Вот, например, министерство строительства и ЖКХ Саратовской области объявляет об аукционе в электронной форме, предметом которого является приобретение жилого помещения. Максимальная цена лота, которая в ходе торгов должна снижаться, составляет 253 тысячи 890 рублей. Столь низкая стоимость жилого помещения объясняется «местом поставки товара»: находиться это место должно в селе Рефлектор Ершовского района.
Всё бы ничего, но откуда владельцы свободных жилых помещений в селе Рефлектор (предположительно, сами селяне) смогут узнать о возможности продать квадратные метры государству в лице областного минстроя? И даже если допустить, что оповестить об этом их можно через сельскую администрацию, участие селян в электронных торгах выглядит более чем сомнительно. Даже при наличии доступа в Интернет, что тоже большая редкость для сельской местности, смогут ли они правильно подготовить документы, да ещё и разместить их сайте?