Здесь все откуда-то да «понаехали»

Оценить
В юной стране с многовековой историей религиозные люди чтят древние традиции, а свахи проверяют анкеты невест в Интернете

В Израиле религия не отделена от государства. Там даже отложили принятие Конституции, потому что ничего не может быть выше Торы. Но страна, где ортодоксальные иудеи следуют правилу «не менять обычаи и жить, как жили предки», идёт в ногу со временем.

В кафе, когда я заказывала пиццу, меня спросили: «С сыром или без?» Я подумала, что нужно выбирать между кошерной и некошерной едой, но потом поняла, что вся пицца в большинстве заведений кошерная, то есть без мяса. Отведать пиццы с какой-нибудь салями в Израиле можно, но нужно ещё поискать специальное заведение. В кошерном «Макдоналдсе» гамбургеры без сыра. Кстати, относительно наших цен некоторые достаточно высоки – до 300 рублей. За ужином в отеле Эйлата, где подавали мясные блюда, можно было взять мороженое, но оно было не молочное.

В старом городе в Иерусалиме экскурсовод подвёл нас к памятнику царю Давиду. В нём что-то было не так. Присмотревшись, я поняла, что у царя отбит нос и вырваны струны из арфы. Но только потом я узнала, что в памятнике на самом деле не так: в Израиле мало статуй, изображающих людей, особенно исторических персонажей, потому что идолопоклонство неприемлемо в иудаизме, астатуя на иврите так и называется – идол.Зато я встречала множество абстрактных фигур или на крайний случай довольно реалистичные фигуры, но без лица.

Памятник царю Давиду, подаренный городу российским благотворительным фондом Святителя Николая Чудотворца в октябре 2008 года, установили на площади рядом с предполагаемой могилой царя, а через несколько дней неизвестные сломали скульптуре нос, потому что статуя с отломленным носом перестаёт изображать конкретного человека, а становится просто фигурой. Так поступали с идолами ещё несколько тысяч лет назад, так поступают и сейчас.

Между тем верующие евреи не отказываются от многих современных благ – например, Интернета. При синагогах существуют агентства знакомств, в которых свахи(на иврите «шадханит»)помогают подобрать пару. Когда девушки обращаются туда, они должны честно рассказать всё о себе – о вредных привычках, прошлых отношениях и так далее. Свахи действуют по принципу «доверяй, но проверяй» и смотрят анкеты девушек в социальных сетях. У одной девушки обнаружилась открытая анкета с выложенными фотографиями, на которых она была с другими парнями… В агентстве был скандал. А если всё нормально, девушка может выбрать себе пару, сходить с парнем на свидание, если не понравится, выбрать другого и познакомиться с ним, но отказаться не более чем от пяти мужчин, а то в общине будут косо смотреть.

Бережное отношение израильтян к своей стране можно понять, зная, с каким трудом им доставался каждый кусочек территории.

На раскопках в пещерах наш гид Семён показал на свой ботинок. Под шнурком был заткнут окурок. Семён попросил курящих ребят не выбрасывать сигареты, а поступить так же, как он, чтобы потом выбросить бычки в ближайшую урну.

На прогулке в посадках, где каждое дерево, по словам гида Димы, было посажено руками израильтян, я сорвала крохотный цветочек. Дима сказал как бы сам себе: «Я сам виноват, что не предупредил». Оказалось, меня за это могли оштрафовать. Природа в Израиле довольно скудна, и обогатить её можно с большим трудом, например, с помощью знаменитого капельного орошения.

Лечение в израильских больницах оплачивается больничными кассами. Членство в них стоит около 50 шекелей в месяц, это около 420 рублей. Те, кто не хочет состоять в такой кассе, оплачивают лечение самостоятельно в случае необходимости, тогда это довольно дорого.

Мне пришлось на собственном опыте испытать израильскую медицину в иерусалимской клинике Terem Immediate Care Clinic.

Первое впечатление от клиники – интерьер: кожаные диваны, буфет, детская площадка с игрушками и горкой. Девушка в приёмной на английском языке спросила имя, фамилию, номер страховки, симптомы и попросила подождать минут десять. Я выпила стакан чая за 8 шекелей (примерно 70 рублей), потом меня вызвали в кабинет. Медсестра посадила меня к аппарату, с помощью которого практически одновременно измерила мне температуру, пульс и давление, попутно расспрашивая о самочувствии, о возможной аллергии и так далее. Вся процедура длилась не более двух минут.

После, сдав анализы, я прошла в кабинет врача. Прослушав меня, он сказал, что у меня самый обыкновенный грипп и лечение одно: суп и отдых. Через минуту я уже держала в руках распечатку с данными об анализах, температуре, пульсе и давлении, а также с описанием симптомов гриппа и простуды. Ещё там было пояснение, что это случается со всеми, чаще с детьми, несколько раз в год.

Удивило, что врач не прописал конкретных лекарств. В той выписке было сказано лечиться полосканием, ингаляцией, промывать нос водой с солью, а антибиотики принимать нежелательно, их нужно употреблять только при ангине и воспалениях. Если простуда не пройдёт, нужно позвонить врачу. В конце была фраза: «Teremжелает вам быстрого выздоровления!»

**

Израильский солдат-срочник (попросил не называть его имени):

КОГО ВОЗЬМУТ НА РАБОТУ – КОРЕННОГО ИЛИ ПРИЕХАВШЕГО? ВОЗЬМУТ ТОГО, КТО УМНЕЕ

– Легко ли тем, кто репатриировался? Как они уживаются с коренными жителями? Не считают ли их «понаехавшими»?

– Весь Израиль откуда-то да понаехал. Основанная в прошлом веке страна практически не имеет граждан, которые могут похвастаться более чем тремя-четырьмя поколениями, живущими здесь. Прибывшие из той или иной страны пытаются держаться вместе. Но на молодёжь в основном это не распространяется, так как их устои ещё не до конца сформированы и позволяют измениться в ту или иную сторону, да и с языком им легче.

– Кем устраиваются работать? По профессии или нет?

– Это зависит от квалификации и знания иврита: есть и врачи, есть и рабочие. Если ставить вопрос, кого предпочитают – коренных израильтян или недавно приехавших, – ответ однозначный: возьмут того, кто умнее.

– Как религиозные и нерелигиозные евреи относятся друг к другу?

– Направлений религии много, и их представители ведут себя по-разному. К простому человеку, который старается соблюдать логичные законы, никакого особенного отношения нет. Ортодоксальных евреев в Израиле, как ни странно, три процента из всего населения. Лично моё отношение к ним не очень, хотя бы потому, что они живут за счёт государства. Не работают, а только молятся пять раз в день и ко всему прочему страну же и не признают.

– Гордятся ли русские евреи Израилем? Считают своей родиной?

– Тут можно дать положительный ответ хотя бы по той причине, что процент призывающихся в армию близок к 90. И это несмотря на то, что все знают: по большому счёту там делать нечего. Жить три года на пособие, которого не хватает даже на сигареты, никому не хочется, однако идут. Мы любим Израиль, хотя, как говорится, всегда хочется чего-то большего.

– То есть в армии служат охотно?

– Смотря где. Есть места, которые считаются просто потерей времени, ну а есть спецвойска, служить там считается престижным. Существует такая традиция – путешествовать после службы. Едет большинство, выбирая в основном Индию, Южную Америку, Таиланд. Путешествуют несколько месяцев, чтобы отдохнуть от всех и вся.

– В каком возрасте, в среднем, молодёжь начинает жить отдельно?

– Отделение от родителей у всех происходит по-разному. Тут учатся 12 классов и служат три года, а после начинают искать своё место, редко раньше. Университетов не так много. Поступить учиться на желаемую профессию нелегко. В последнее время увеличилось количество колледжей (не путать с техникумом), в них поступить проще, но и уровень обучения отличается. На работу берут со стажем, так что многие нарабатывают его на низкооплачиваемых должностях, а в таких местах неважно, учился ты в универе или в колледже.

**

Учитель – центральная фигура в формальном воспитании. В области неформального воспитания этой фигурой является мадрих.

Это слово переводится как «ведущий», «знающий путь». Главная цель мадриха – указать путь, по которому можно прийти к решению проблемы.

В конце обсуждения группа нередко спрашивает у мадриха: «Какой же ответ правильный?», – не достигнув в дискуссии единого мнения. Но далеко не всегда оно существует. В таком случае каждый пытается найти свой ответ. И если это произошло, то можно сказать, что цель достигнута.

Илья Рапопорт, мадрих (родился и живёт в России, окончил школу мадрихов):

НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАНО В МЕСТНОЕ СООБЩЕСТВО НАЧИНАЯ С ДЕТСАДА

– Легко ли тем, кто репатриировался? Как они уживаются с коренными жителями? Не считают ли их «понаехавшими»?

– Репатриантам из стран бывшего СССР в Израиле совсем нелегко, так как там они – русские. Дело в том, что в большинстве своём это люди интеллигентных профессий. Но есть и те, кто приехал из Жмеринок, Винниц и Крыжополей. Соответствующий у них и менталитет, и к ним отношение. Моя одногруппница, переехавшая из Москвы, столкнулась с антимосковским настроем: жителей столицы, даже бывших, не любят жители провинциальных городов и не стесняются это высказать в лицо.

– Замыкаются ли репатрианты в общинах или нет?

– Так как все местные там – «понаехавшие» в течение последних 60 лет, совсем местных мало. Есть закрытые общины – эфиопские, марокканские, йеменские. Но всё это заканчивается с рождением детей, которые интегрированы в местное сообщество начиная с детсада. Поэтому группы «по странам» есть, но в первом поколении мигрантов, а во втором уже никакой разницы.

– Каково положение на рынке труда в Израиле?

– Ответ на этот вопрос тесно связан с другим явлением. Израильтяне всё активнее уезжают из Израиля. Один миллион человек с израильским паспортом живёт вне Израиля, а в самой стране – шесть с небольшим миллионов. Разрабатывается даже программа возвращения израильтян домой. Поэтому сейчас, когда волна алии (репатриации) девяностых уже сошла на нет и немало местных уехало из страны, действительно много свободных рабочих мест. Но сначала надо выучить язык, а это совсем не просто, особенно немолодым людям. Каких-то специфических сфер трудоустройства у эмигрантов из России нет.

– Довольны ли репатрианты своей жизнью в стране?

– Русские евреи чаще всего недовольны. Потому как привыкли к халяве и думают, что им будет всё и сразу. Особенно старшее поколение оказалось не готово к мизерным израильским пенсиям, отсутствию собственного жилья «на старости лет» и т. д. Но молодёжь, которая живёт в стране, довольна. А кто недоволен – пополняет миллион уехавших из страны.

– Расскажи о традиции путешествовать после окончания армии.

– После окончания службы в армии едут в «тиюль» – путешествие. Отдохнуть от армии, посмотреть мир и т. д. На полгода-год, как правило, в страны Юго-Восточной Азии или в Латинскую Америку. Ведут себя там развязно, если не сказать неприлично. Но чего можно ждать от молодёжи, поехавшей отрываться в 20 лет?

– Популярно ли в Израиле высшее образование?

– В современном Израиле, как ни странно, не популярно. Это в странах галута (пребывание евреев вне их родины – Израиля. – Прим. авт.) евреи должны быть лучшими, чтобы пробиться, а в Израиле такой потребности нет. Поступить, соответственно, несложно, так как школьное образование очень слабое, особенно по физике и математике, а после окончания школы сдают что-то типа ЕГЭ. И те, кто в школе учился нормально (а это нетрудно), поступают без проблем.