Как хочу, так и прокачу
Саратовские таксисты встречают на вокзалах наших друзей, отвозят детей в школу, развозят подвыпивших участников корпоративной вечеринки, перегоняют автомобили, посадив нетрезвого водителя на место пассажира. Это далеко не полный перечень услуг, которые представлены на рынке. Мы решили узнать от участников и кураторов перевозок, чего на рынке не хватает.
Узнать точное количество автомобилей, вовлечённых в эту сферу услуг, оказалось не так-то просто. По информации компаний, работающих на рынке такси в Саратове, в городе действуют не менее пяти тысяч таксомоторов. Некоторые эксперты уверяли меня, что количество всех саратовских легальных и нелегальных такси может достигать 10 тысяч. По подсчётам городских депутатов, число таксомоторов, проходивших техосмотр каждые полгода, составляет около трёх тысяч. В транспортном управлении города Саратова нам сказали, что «такси не занимаются». В управлении государственного автодорожного надзора по Саратовской области ответили, что такой информацией не располагают.
Как сообщили в крупной фирме «Такси «Лада», организации, осуществляющие услуги такси, появляются «как грибы после дождя». Для этого «необходимо включить номер телефона, дать рекламу в газету – и всё». По мнению частных извозчиков, предложения услуг такси в нашем городе настолько многочисленны, что впору говорить о «самостоятельном удушении рынка».
Таким образом, чтобы добраться из пункта А в пункт Б в Саратове, можно прибегнуть к трём способам: 1) заказать такси по телефону или позвонить знакомому частнику; 2) найти таксиста на «привычном» месте; 3) выйти на дорогу и взмахнуть рукой. Все способы востребованы.
Нет статьи про «шашечки»
Сегодня перевозки легковыми такси не относятся к лицензируемым видам экономической деятельности. До отмены лицензирования в 2005 году в Саратове, по данным администрации города, было зарегистрировано около 1500 лицензиатов с 10 тысячами транспортных средств. С отменой лицензий заниматься перевозками пассажиров можно любому гражданину, оформившему индивидуальное предпринимательство. Диспетчерское управление перевозками осуществляется операторами на основании договора с индивидуальными предпринимателями.
Необходимо отметить, что сегодня на законодательном уровне не определён круг вопросов, попадающих в сферу регулирования или контроля муниципальными образованиями перевозок легковыми такси. Даже в Москве пока только планируется создать специальное подразделение, которое будет курировать таксоперевозки. Рынок предоставлен сам себе.
Заместитель председателя постоянной комиссии по промышленности, транспорту, связи, торговле Саратовской городской думы Андрей Иващенко подтвердил, что в нашем городе нет законодательных актов, регулирующих сферу услуг легковых такси.
Вопрос «пробела в законе», как заверил депутат, поднимался в Саратове неоднократно, но не нашёл поддержки. Однако Иващенко всё же считает, что положение о перевозчиках «найдёт соответствующую форму», поскольку «заинтересованы в этом в первую очередь муниципальные власти». «Должен быть контроль над техническим состоянием автотранспорта, медицинский осмотр водителя перед выездом из гаража и по возвращении с рейсов», – подытожил депутат.
В компании «Такси «Лада» основной проблемой рынка называют отсутствие контроля государства над этой сферой. При этом признают, что, когда для работы таксистом требовалась лицензия, контроль над услугами был. «Большие компании и сейчас имеют лицензии. Они выполняют технические требования, платят налоги, содержат машины, оформляют страховку на пассажиров. В общем, несут ответственность, – говорит мой собеседник из «Такси «Лада». – Индивидуальные предприниматели ни перед кем, помимо налоговых служб, не отвечают. Что говорить про тех, кто «подцепил» клиента по пути?»
С этим резким мнением не согласились в другой таксомоторной компании. Вмешательство государства, по словам её руководителя, «внесёт новые ограничения и рамки». Возврат к временам лицензий уменьшит количество компаний. Это приведёт к резкому снижению предложений на услуги такси. Исчезнет конкуренция. В ответ на уточняющий вопрос, кто больше всех заинтересован в создании цивилизованного рынка такси, руководитель фирмы подчеркнул приоритетную роль крупных частных компаний.
ГИБДД особо повлиять на рынок услуг такси не может. Да и не хочет. Сотрудники ДПС рассказали мне, что борьба с «нелегалами» ведётся постоянно, но уменьшить их количество не получается. Отсутствие законодательной базы по такси не позволяет им применять более жёсткие меры. «Останавливаем машины, проверяем техосмотр и страховку, можем потребовать предъявить путевой лист», – говорит один из гаишников. Но в законе нет статьи про съёмные «шашечки» на крыше, и значит, сотрудники ДПС не вправе штрафовать за них таксистов-«нелегалов».
Водители-частники про контроль государства и слышать не хотят. «Если это произойдёт, то это обернётся лишними и ненужными тратами», – говорит один из таксистов, жалуясь, что и так отдаёт за специализацию дополнительные 1300 рублей за страховку.
Парковки по форме, по факту и по понятиям
Депутат городской думы Иващенко сообщил мне, что у муниципальных властей отсутствуют возможности по организации официальных стоянок для такси. «Для этого необходимо где-то снести здания, расселить жильцов и т. д. На такие затраты сегодня город пойти не может», – перечисляет бюджетные и организационные проблемы депутат.
А в компании «Лидер» рассказывают, что раньше знаки для парковки такси в городе были. И стояли в тех местах, где сейчас образуются стихийные стоянки. Вернуть знаки и решить проблему городской администрации под силу. Но «разговоры о парковках идут пять лет, а результатов нет». В сердцах работники «Лидера» вспоминают, что хотели уже сами организовать цивилизованную парковку для такси: знаки поставить за свой счёт, чистить зимой снег. Однако их инициатива не нашла поддержки в городской администрации, и на хорошее дело махнули рукой.
Сотрудники ДПС в городские возможности тоже не верят. Говорят: «Снег не успевают убирать с проезжей части, улицы не можем расширить, а вы про парковки для такси…» Частные извозчики-«бомбилы» вообще шутят, что «скорее настанет новое тысячелетие, чем в Саратове появятся парковки».
Сейчас за каждым таксистом застолблена своя территория. Желающие подзаработать «новенькие» редко суются в обжитые места. Один извозчик рассказал, что раньше чужаков могли просто избить или проколоть шины на его автомобиле. Сейчас вс стало цивилизованно. «Подходим к «новенькому» и стоим возле его машины. Проходит час-два, никто из клиентов к нему не подходит. От безвыходности он просто вынужден покинуть территорию», – делится таксист секретом, как защитить свой бизнес.
И всё-таки одну официальную парковку в городе я нашёл. На территории перед железнодорожным вокзалом есть знак организованной стоянки для легковых такси. Сотрудники ДПС, работающие здесь, рассекретили, что парковаться на ней могут лишь «избранные» – те, у кого есть «соглашение с вокзалом». В дирекции вокзала мне такую информацию не подтвердили, сказав, что «территория вокзала заканчивается его забором». Всем остальным, дескать, ведает администрация Кировского района. В районной администрации от парковки тоже открестились. Посоветовали узнавать истину в городской администрации. В городском комитете дорожного хозяйства не скрывали удивления: «Кто выдаёт «соглашения» на въезд такси перед вокзалом? Никто не может сказать, откуда вообще появляются такие договорённости. Территория перед вокзалом находится в ведении города, но посторонних туда не пускают».
По правилам дорожного движения на стоянках такси, обозначенных соответствующим знаком, может парковаться любой таксист при наличии свободного места. Но восстановить эту справедливость, похоже, не удастся. Как сказали мне в одной из фирм такси, места у вокзала распределены между извозчиками с советских времён. «Других» сотрудники ДПС туда не пропускают. Чужим стоянка там запрещена.
Муниципальное такси против нелегалов
Идея создания муниципального такси в Саратове не увенчалась успехом. «Для этого нет средств. Приоритет отдаётся массовым перевозкам», – подчёркивает депутат Иващенко. Он считает, что альтернативным вариантом могли бы стать большегрузные автобусы, оборудованные комфортными сиденьями.
Руководители частных таксомоторных компаний даже не представляют, как можно всерьёз думать о муниципальном такси. От советских автопарков уже ничего не осталось, а поднимать всё с нуля – на это необходимы колоссальные средства.
Бороться с «нелегалами» сами таксисты предлагают увеличением штрафов: «Если человек решил поставить «шашечки», а документов соответствующих не имеется, пусть платит за нарушение. Пару раз оштрафуют по-крупному – задумается, продолжать «бомбить» или нет».
Сами фирмы с «бомбилами» никак не борются. Говорят, что привлекать их в свои ряды нет смысла, так как они работают по своим правилам: «Заработают нужную сегодня сумму, снимают «шашечки» и едут домой. Вот весь их бизнес». От полноценных игроков на рынке услуг такси «бомбилы» отличаются равнодушием к уровню обслуживания пассажиров.
Плата «по таксе» или по таксометру
Заказывая такси по телефону и останавливая машину на улице, порой удивляешься разнице в цене, которую запрашивают за доставку на одно и то же расстояние. В организованных компаниях нас заверяли, что «всё это возникает от нерадивости водителей, которые портят имидж компаниям».
«Отследить и искоренить разницу на саратовском рынке трудно», – с сожалением говорят в «Такси «Лада». «Мы не можем обязать водителей возить пассажиров по тарифам компании, если их остановили на улице. Когда они едут по вызову, то тариф соблюдается», – убеждают меня в другой фирме. Как заверяют руководители, включать таксометры водители должны перед каждой поездкой, а не по просьбе пассажира.
Более подробную информацию о разнице в расценках на услуги между частником и фирмой дали на одной из «территорий». Выяснил, что таксист от фирмы отвезёт от Радищева в посёлок Юбилейный за 150 рублей, а частник – за 200. Разницу в цене таксисты с улицы Челюскинцев объясняли мне как настоящие бизнесмены: «Я, как частник, за более высокую плату включу летом кондиционер и тем самым сделаю приятно не только себе, но и пассажиру. А от фирмы ту же услугу предложат за дополнительную плату». Здесь же мне поведали, почему порой трудно уговорить таксистов-индивидуалов поехать в час пик куда-нибудь в центр. Лучше отвезти «своего» клиента за хорошие деньги далеко, чем за 70–80 рублей стоять полчаса в пробке.
К нашему разговору подключается частник, устроенный в фирму. За право получать заказы от диспетчера ему приходится платить около четырёх тысяч рублей в месяц. За эксклюзивный «гребешок» с номером телефона компании – ещё 1300 рублей в месяц и т. д. Он признаётся, что в фирмах водители получают мало. Он сам не всегда берёт мелкие заказы в час пик: «эти 100–200 рублей я всегда могу заработать в вечернее время». Все вместе решают, что при достойной зарплате в компаниях частников будет меньше. Достойная плата – 2,5 тысячи рублей в день.
Пока без мерседесов
Фирмачи клянутся, что обновляют автопарк. Рассказывают, что в Саратове в основном используются автомобили отечественного производства и «пожилые» иномарки. Появление в Саратове фирмы, автопарк которой состоял бы из машин бизнес-класса, считают на сегодня невозможным. Мне рассказывают, что такой опыт в Саратове был, но идея не смогла себя окупить. «У нас все хотят ездить на «мерседесе», но не больше, чем за 60–70 рублей», – объяснил эту неудачу информированный эксперт таксомоторного дела.