Четвероногий друг семьи, куда ты?

Оценить
Телевидение в современной России ещё по-прежнему много смотрят, но уже всё меньше ему доверяют

Ругать современное телевидение сейчас даже не модно, а просто входит в правила хорошего тона. Есть целые слои общества и социальные группы, где человек, признавшийся, что он смотрит телевизор, особенно главные каналы, моментально становится изгоем. Например, попробуйте где-нибудь в молодёжных социальных сетях написать, что вы смотрите сериал. Минимальная реакция: LOL (англ. laughing out loudly – смеюсь громко). О максимальной лучше не писать.

Социологи признают, пока ещё робко, что страна начинает пусть и медленно, но делиться на людей Сети и людей ТВ. При этом за людьми Сети – будущее, хотя бы по причине их молодости. Аудитория ТВ всё больше напоминает электорат КПРФ и сокращается по той же естественной причине.

За что не любят и критикуют современное российское телевидение? За огромный разрыв с реальной жизнью – примерно так высказался президент. За жесточайшую цензуру – об этом говорил слегка диссидентствующий Леонид Парфёнов. За пошлость юмористических передач, глупость сериалов, пустоту ток-шоу с их самовлюблёнными ведущими, за кастрированность и враньё новостных выпусков.

За последние двадцать пять лет наше телевидение совершило движение по кругу, придя в ту же точку, откуда начиналось движение. Люди постарше помнят «Взгляд», «До и после полуночи», «13-й этаж», «Итоги» и «Намедни». Сейчас с ними могут сравниться разве что передачи Михаила Осокина и Марианны Максимовской. Ведущие прежде популярных программ выбрали два пути: или, погрузнев, стали теленачальниками, или вовсе исчезли из медийной сферы. Последнее – участь самых талантливых.

Сейчас практически все телеканалы работают по одной схеме (теперь к ним намерен присоединиться ещё и 5-й): как бы юмористическая передача; сериал о любви или ментах, можно гибрид; залитая кровью «Дежурная часть», «ЧП», «Срочный вызов» или что-нибудь в этом же роде. И новости. Что в новостях, вы знаете сами. Похоже, наше телевидение из средства массовой информации – СМИ – превращается в СМП – средство массовой пропаганды. И потому теряет зрителей.

Впрочем, сколько людей – столько и мнений.

Эксперты:

Телевидение смотрят все, и оно не может быть лучше, чем сами зрители

1. Что такое «современное телевидение»: средство массовой информации или средство массовой пропаганды?

2. Не кажется ли вам, что за 25 лет телевидение сделало большой круг – от таких содержательных передач, как «Взгляд», «До и после полуночи» снова вернулись к новостям в стиле «вчера в Кремле»?

3. Согласны ли вы с тем, что основная аудитория современного телевидения – пожилые люди?

Сергей Утц, профессор отделения телерадиожурналистики института филологии СГУ:

НЕТ НИЧЕГО СМЕЛЕЕ ОБЫЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ

1.Современное телевидение столь многогранно и разносторонне, что уложить его в прокрустово ложе вашего вопроса просто невозможно. Сотни каналов, в том числе и узкотематических, тысячи часов ежедневного вещания на территории России. Особым шиком для эстетствующих снобов стало заявить, что у них дома нет телевизора, правда, используют они для таких заявлений почему-то именно телевизионный эфир. Не догадываетесь, почему? Просто современный человек уже не представляет себя без телевидения. Он просыпается с ним, работает, отдыхает и засыпает. Хорошо ли это? Наверное, нет. Но это данность.

До 90 процентов информации об окружающем мире россиянин получает «из ящика». Зрители возмущаются, негодуют, протестуют… и смотрят, смотрят, смотрят. Среднее время «телесмотрения» для среднестатистического жителя достигает четырёх-пяти часов в день. А «средством массовой пропаганды» телевидение делают тоже люди. Именно те, кто отдаёт свой голос на многочисленных выборах. И те, кого потом назначают на высокие посты народные избранники. Телевидение не может быть хуже или лучше, чем само народонаселение.

2.Не кажется. Телевидение стало более оперативным, зрелищным, разносторонним. Легендарный «Взгляд» имитировал кухонные застолья и дублировал их тематику. Это было талантливо и свежо. Тогда казалось, что и бесконечно смело. Но нет ничего смелее обычной информации. Не обработанной и не доосмысленной, пусть даже и самыми креативными журналистами. Человек должен просто получать информацию. А что с ней дальше делать – это его выбор.

3.Не соглашусь и с этим. Ежедневный мониторинг телеаудитории свидетельствует о том, что перед «ящиком» в течение дня бывают все члены семьи. От мала до велика.

Дмитрий Петров, директор телекомпании «ТВ – Центр Саратов»:

ОБЪЕКТИВНОСТЬ – ВЕЩЬ ОТНОСИТЕЛЬНАЯ

1.Любой канал можно отнести к средствам пропаганды. Вот у нас телеканал «Охота и рыбалка» пропагандирует охоту и рыбалку. Телеканал «Кухня ТВ» – здоровую и вкусную еду, спортивный канал пропагандирует спорт. Люди, которые занимаются политикой, пропагандируют политику. Просто здесь всё зависит от определённого видения ситуации директорами и главными редакторами каналов. Другое дело, если телеканал только для пропаганды создаётся. Можно же сгущать краски и показывать только заваленные снегом улицы, которые никто не убирает. А можно показать и как снег чистят. Пропаганда в новостях идёт в том ключе, в котором это необходимо государству. Потому что основные федеральные каналы этому государству и принадлежат.

Но большинство наших телеканалов создавались не только для пропаганды, они ещё имеют цель развлекать, отвлекать, показывать фильмы, зачастую не очень плохие.

Совершенно свободных каналов нет нигде в мире. Существует общественное немецкое телевидение и канал ВВС, которые содержат на деньги телезрителей. То есть процент от стоимости каждого купленного в Англии телевизора идёт на счёт ВВС. Вот это и есть финансирование канала, реклама у них отсутствует. Там, может быть, и требуют какой-то объективности. Но объективность – это тоже вещь относительная. Условно говоря, высота парапета на волжском причале будет, с одной стороны, объективна для низкого человека, с другой – необъективна для высокого. На российском телевидении примеров общественных каналов, к сожалению, не существует. Была попытка Листьева, но все знают, чем она закончилась.

2.Зря вы так считаете, существует разная подача новостей. Есть, конечно, три канала, собственниками которых в той или иной мере является правительство. Это Первый, «Россия», НТВ. Они служат власти, почему там должны быть другие новости?

Есть замечательный канал ТВЦ, на котором я работаю. Он в основном рассказывает новости о деятельности своего собственника – Московского правительства. Есть совсем другой канал – РЕН ТВ, принадлежащий людям, близким к премьер-министру. Каждый канал обслуживает определённые интересы.

Если вы имеете в виду то, что сейчас нет авторских программ, то не соглашусь, они есть. Просто переместились в Интернет. Тот эфир, который раньше давали творчеству и творческой журналистике на телевидении, перешёл в несколько другую форму.

Если говорить про «Взгляд», «До и после полуночи», то стоит вспомнить, что до появления этих передач существовало только социалистическое телевидение. Поэтому они и воспринимались с восторгом. Сейчас же люди наелись разных стандартов, форматов. Существуют постановочные ток-шоу, передачи, подглядывающие за другими, документальная хроника. Большое количество кабельных каналов – подключайся и смотри. А когда человек наедается, он на любое блюдо смотрит без аппетита. Сегодня телевидение перешло из разряда чего-то нового, как это было раньше, в разряд говорящей картинки.

3.Такого нет. Сегодня масса каналов существует, и у всех своя аудитория. Все слои народонаселения смотрят телевизор. Те, кто говорят, что не смотрят, хотят, наверное, просто выделиться.

Алла Лосина, тележурналист, заслуженный работник культуры РФ, депутат Саратовской областной думы:

ТЕЛЕВИЗОР – ЛУЧШЕЕ УКРАШЕНИЕ СТОЛА

1.Когда я читала курс лекций по теме «Телевизионное мастерство» для студентов СГУ, говорила, что телевидение – это средство массовой информации в первую очередь. Во вторую очередь – средство пропаганды (в хорошем смысле: современному думающему обществу невозможно навязать антигуманную идеологию). И конечно, телевидение – это зрелище, иногда качественное, иногда не очень, а бывают передачи, совсем не достойные эфира. И потом, телевидение – это зеркало нашего общества, нашей жизни, правда, слегка искажённое, потому что телевидение – результат работы телевизионных ведущих, журналистов, которым поставлены определённые задачи, а потому телевидение субъективно.

2.«Взгляд» – передача, которую долго ещё будут вспоминать. Эту программу делали не из-за гонорара – у её авторов было желание максимально проявить себя, удивить собой, то есть амбиции, направленные в нужное русло, дали превосходные результаты. У меня было такое – передача «Однажды вечером». И режиссёры, и звукорежиссёры, и операторы, и я работали ночами, потому что днём монтажные заняты, а нам надо было много часов монтажа. Эту программу на планёрках ставили в пример; однажды даже Дмитрий Луньков – самая большая величина в саратовском документальном кино – задержался после работы, чтобы посмотреть передачу на ГТРК, потому как домой к началу эфира не успевал.

Но сейчас другое время – рыночное, даже на телевидении. Каждый, кто задумал сделать что-то незаурядное, а для этого потребуется очень много времени и сил, спросит, какой он получит гонорар.

«Взгляд» смотрела вся страна ещё и потому, что эта программа отвечала общему настроению – впервые после «шестидесятников» журналисты открыто говорили о том, о чём все шептались только на кухне.

Сегодня недостатка в свободе слова нет. Я бы сказала, что есть даже разнузданность журналистов – ну как можно было придумать эту аналогию с Гиммлером! Неумно, очень неумно. Вообще, мне иногда кажется, что все беды человечества от того, что ему надо быть умнее, образованнее. Гуманность, в широком смысле слова, – от интеллекта.

Что касается новостей на тему «вчера в Кремле». Во-первых, всегда говорят: «Сегодня в Кремле...» Во-вторых, то, что происходит в Кремле, как круги по воде, расходится по всей стране – наша жизнь зависит от решений, принимаемых в Кремле. Было время, когда власть я воспринимала с горечью: почему она так говорит, думает, делает? За державу было обидно. Сегодня у нас – достойная власть. И скажу как профессионал: новости центральных каналов делаются высококвалифицированными специалистами.

3.Не только пожилые люди – основная аудитория телевидения. Домохозяйки, дети проводят у экранов времени даже излишне много – лучше бы больше читали. Что касается деловых людей, они смотрят программу ТВ очень избирательно – в основном информацию, потому что сегодня время – деньги.

А если говорить обобщённо, телевидение, безусловно, ещё долго будет оставаться «лучшим украшением стола», и не только в Новый год.

Дмитрий Ульянов, продюсер, сценарист:

НЕЧЕГО НА ЗЕРКАЛО ПЕНЯТЬ

1.Современное телевидение – это ни то, ни другое. Ведь что такое «информация»? Информация – это голые факты. Любая аналитика – от лукавого, поскольку субъективна. Информация по идее должна быть от авторской субъективности очищена. Сегодня такую информацию чаще можно найти на ленте новостей в Сети, чем на телевидении. Да и то, если источник вызывает доверие. Что касается пропаганды – а что оно пропагандирует? В советские времена – понятно, у общества была чётко сформулированная идеология. Хорошая или плохая – оставим это в стороне. Но она была. Её и пропагандировали. Вы можете сейчас внятно сформулировать, какая идеология нашего общества? То-то.

2.Я ещё слишком молод для того, чтобы хорошо помнить, что было на телевидении 25 лет назад. Но если что куда и вернулось, так это не телевидение, а страна. Как говорится, нечего на зеркало пенять. Телевидение тут ни при чём. Какая страна – такое и телевидение.

3.Нет, я совершенно с этим не согласен. Мне как-то один знакомый продюсер в Москве забавно объяснял, что такое «формат канала». Если, говорит, ты продашь свой сценарий на канал «Россия», то в конце фильма все переженятся. Если на НТВ – то все умрут. А если на ТВ-3 – то все поженятся, умрут, а потом вернутся и будут мстить. Так что, пока есть хотя бы такой выбор, однообразие в эфире нам не грозит.

Зрители:

Современное телевидение совершенно разучило людей думать

Мы решили узнать, насколько наши люди привыкли к телевизору. Респондентов разделили на несколько возрастных групп, принятых на телевидении.

1. Какое место занимает ТВ в вашей жизни?

2. Где вы черпаете информацию?

4–17 лет

Андрей Минаев, школьник:

1.Телевизор я смотрю всегда, когда дома нахожусь. И даже когда за компьютером сижу. У нас очень много каналов, штук сто. Люблю всякие мультики, боевики, фантастические фильмы.

2.Какие есть новинки в видеоиграх, сотовых телефонах, информацию про актёров, машины, музыкантов я беру из Интернета. Там качаю фильмы и музыку. Скачанное кино скидываю на флешку и смотрю по телевизору – там экран больше, чем у компьютера. Ещё люблю ролики на «Ютубе»смотреть, в «Одноклассниках» и по аське общаться.

Анна Мельникова, студентка:

1.У меня в комнате телевизор всегда показывает какой-нибудь музыкальный канал. Я могу их даже не смотреть, это как фон. Смотрю я передачи про моду, канал о моде, иногда кино. Но в последнее время всё заполонили эти сериалы для домохозяек. Их смотреть невозможно. Только ТНТ показывает что-то нормальное для молодёжи: «Универ», «Интерны», «Реальные пацаны». Из передач смотрю «Камеди Клаб» и всё остальное, что делают его резиденты.

2.Если информация – это новости, политика, то это я не смотрю и не читаю. А если это что-то шире, то однозначно Интернет. Там оперативность, куча информации, фотографий и видео, которые можно посмотреть в любое время, в отличие от телевизора.

18–34

Андрей Бондяшев, инженер:

1.Телевизор включаю очень редко, в основном он играет роль одного из обязательных элементов интерьера. Если же смотрю, то предпочтение отдаю таким каналам, как Discovery,National geographic,Animal planet. В общем, смотрю передачи, рассказывающие о чём-то интересном и познавательном.

2.Чаще всего черпаю информацию в Интернете, просто потому что её там больше, чем где бы то ни было. Новости смотрю на «Ленте.Ру».

Екатерина Николаева, секретарь:

1.Для меня телевизор – фоновый шум в квартире: его даже когда и не смотришь внимательно, всё веселее, чем без него. Передачи смотрю в основном развлекательные, потому что лучше воспринимаются на слух, поднимают настроение, да и фигни всякой на работе и в жизни хватает, чтобы смотреть чернуху. На сериалы времени нет и желания. Любимые кнопки – ТНТ и СТС.

2.О происходящем в стране и мире узнаю из телевизора. На работе включаю канал «Россия-24». Местные новости, если успеваю, смотрю дома. В основном это ТНТ.

Роман Радецкий, фотограф:

1.Телевизор не смотрю в принципе. Как предмет он отсутствует в квартире специально. Моя позиция такая: долой «зомбоящики», показывающие информацию только в нужном правительству ключе и запудривающие мозг подрастающему поколению.

2.Телевизор давно перестал быть источником информации, став для народа предметом отупения. Газеты давно предвзяты, кто-то всегда платит за красивую информацию и замалчивание неудач. Интернет остался единственным местом, где можно найти правду. Но, чтобы её найти, теперь даже в Сети нужно перерыть тонны лишней и неправдоподобной информации, отделить зёрна от плевел, чего нынешнее поколение просто не умеет делать, ибо уже зомбировано телевидением.

35–54

Вера Пучкова, менеджер:

1.Не первое – это точно. Телевизор гляжу в свободное от домашних дел время, когда отдыхаю. Дома у нас три телевизора, но в основном я смотрю тот, что в зале. Он у нас новый, большой, плазменный. Предпочитаю смотреть спортивные соревнования (сейчас как раз пора биатлона и фигурного катания) и комедийные ситкомы на ТНТ и СТС. На кухне телевизор работает в основном в фоновом режиме.

2.В плане получения информации я человек Сети. О происходящем в Саратове и стране я читаю в Интернете в течение дня. Иногда смотрю новости по телевизору в качестве дополнения. В основном смотрю Первый, НТВ, «Россию». Привычка, знаете ли.

Константин Пяткин, пенсионер:

1.Телевизор – мой самый лучший друг. Я с ним всё свободное время провожу. Смотрю фильмы, комедийные сериалы, спорт, научно-фантастические и публицистические передачи. Новости предпочитаю смотреть на РЕН ТВ, потому что там более-менее правду говорят, иногда на Пятом канале, но смотрю и на Первом, «России». Просто на РЕН ТВ новости идут поздно, поэтому приходится на других каналах информацию узнавать.

2.Я сторонник телевидения. У моего телевизора даже конкурентов не имеется. Дома Интернета нет, на работе в Сеть вылезти можно только по делу и быстро. У меня даже компьютера дома нет. Я бы хотел иметь компьютер с Интернетом, но удовольствие это не из дешёвых. Помимо как минимум 10 тысяч, отданных единовременно, придётся платить ещё каждый месяц рублей по 450 за доступ к Сети. У меня таких денег нет. Я даже кабельное телевидение подключить не могу, что уж про компьютер говорить.

55+

Анна Бурлакова, психолог:

1.Телевизор смотрю редко. Это либо какие-то фильмы, либо познавательные передачи, редко – сериалы. Раньше смотрела чаще, потому что интереснее эфир был. Сейчас он заполнен низкопробной продукцией. Этими ужасными ток-шоу. Хорошо хоть закончились все эти «За стеклом» и «Окна», хотя есть «Дом-2». Современное телевидение совершенно разучило людей думать. Нам, извините, втюхивают ерунду, а мы и рады. Все эти жуткие сериалы, у которых нестыковки в сценариях и после третей серии ясно, чем всё закончится. Единственный сериал, который в хорошем плане удивил, – «Доктор Тырса».

2.На «Эхе Москвы» и в Интернете, больше негде. В Сети, конечно, тоже много ерунды, но всё-таки по многим позициям она выигрывает. Сейчас думающие журналисты и аналитики тоже в Интернет из телевизора ушли.

Таисия Петрова, пенсионерка:

1.Очень часто смотрю телевизор. Сама это понимаю, но поделать ничего не могу. Когда работала, намного реже смотрела. А как на пенсию пошла, всё – попала. Столько сериалов показывают по разным каналам, что иногда хоть разорвись. Каналы смотрю Первый и Второй. Только вот новый дом, который построили рядом с нами пару лет назад, всё портит. Он закрыл телевышку, и с тех пор по экрану рябь бежит. Мне иногда даже приходится стоять рядом с телевизором и антенну в руках держать, чтобы хоть что-то увидеть.

2.Новости смотрю по телевизору, но не каждый день. Интернетом пользуется внучка. Я освоить компьютер и Интернет даже не пытаюсь. Незачем мне это.