Думские витязи на распутье
Страсти кипели в минувшую среду на заседании комитета по бюджету и налогам Саратовской областной думы. Обсуждался правительственный законопроект о поправках в областной бюджет 2011 года. Депутатам не нравится ни один из вариантов решения бюджетной проблемы, предложенных правительством.
Правительство просило принять закон на общем думском собрании сразу в двух чтениях. Бюджетный комитет согласился принять проект только к рассмотрению.
Цель понятна, способы не нравятся
Правительственную законодательную инициативу депутатам объяснял министр финансов области Александр Ларионов. Он сообщил, что в бюджете региона дыра. С учётом поправок объём доходов бюджета увеличится на 108 миллионов рублей, а расходов – на 1802,7 миллиона. Расходы превысят доходы на 1694,7 миллиона рублей.
Техническими поправками необходимо отразить федеральные средства, а также остатки неиспользованных на 1 января 2011 года целевых межбюджетных трансфертов и возврат денег в федеральный бюджет. Согласно поправкам, в доходной и расходной части областного бюджета будут отражены федеральные средства на снижение напряжённости на рынке труда (351,5 млн рублей), на проведение оздоровительной кампании детей (65,4 млн рублей), на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации (95,3 млн рублей), на оплату санаторного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (36,7 млн рублей).
Кроме того, в бюджете должен быть учтён возврат в федеральный бюджет целевых федеральных средств, не использованных до 1 января 2011 года. Сумма остатков на счетах областного и муниципальных бюджетов и внебюджетных фондов составила около 489 миллионов рублей.
Поправками в закон о бюджете 2011 года правительство также заводит в областную казну субсидии в размере 504 миллиона рублей. Они предназначены на возмещение убытков сельхозтоваропроизводителей, пострадавших от засухи 2010 года. Кроме того, увеличены ассигнования на строительство ТЮЗа (на 309 млн рублей) и на мемориальный комплекс на месте приземления Юрия Гагарина (на 20 млн рублей).
Чтобы закрыть разрыв между доходами и расходами, нужно выбрать один из вариантов дальнейших действий. В минувший понедельник на заседании рабочей группы министр финансов Ларионов от лица правительства области предлагал депутатам одобрить заимствования. Он говорил, что на выполнение всех бюджетных обязательств области необходим банковский кредит в размере 833,8 млн рублей. Депутаты выступили категорически против этой идеи. Председатель бюджетного комитета Владимир Капкаев заявил, что такой вариант решения проблемы затянет финансовую петлю на шее региона.
В четверг на заседании комитета по бюджету и налогам министр Ларионов предложил другой выход из ситуации: сократить финансирование некоторых региональных министерств и ведомств. В частности, подтянуть пояса можно было бы министерству строительства и ЖКХ, минздраву, минсельхозу, комитету капитального строительства, минсоцразвития, минспорта, управлению делами правительства и др.
Александр Ларионов отметил, что решение это промежуточное, что большая часть средств, скорее всего, вернётся дополнительной помощью из федерального центра. Кстати, по первому варианту, в случае привлечения кредита саратовское правительство предлагало увеличить расходы и министерства ЖКХ (на 238 млн), комитета капитального строительства (на 71 млн) и минспорта области (на 117 млн рублей).
Однако и второй вариант балансирования бюджета депутатов тоже не устроил. По мнению парламентариев, финансировать субсидии на возмещение затрат сельхозтоваропроизводителям, достраивать ТЮЗ и возводить мемориальный комплекс на месте приземления Гагарина за счёт снятия ассигнований с тех же сельчан, со строительства ФОКов, со здравоохранения и других жизненно важных направлений совсем не выход.
Подозрения высказаны, разъяснения не услышаны
Депутаты заговорили о том, что федеральные средства, направленные в конце прошлого года на поддержку села и строительство ТЮЗа, были направлены на другие цели не от недостатка средств. Ведь немалые федеральные деньги оказались неистраченными, и теперь их приходится возвращать, чтобы потом пытаться опять вернуть их в областной бюджет. Депутаты упрекали правительственных чиновников в нерасторопности и безответственности, требовали представить в комитет письменные объяснения причин, по которым остались неизрасходованными остатки федеральных средств, назвать конкретные суммы, которые предполагается вернуть в областную казну.
Александр Ларионов попытался успокоить критиков, заявив, что средства, пришедшие из федерального центра на поддержку селян и ТЮЗ, правительство направило на зарплаты бюджетникам и некоторые другие социальные выплаты. На сегодняшний день, как отметил министр, бюджетные обязательства на этих направлениях выполнены полностью. А возврат остатков – всего лишь формальная процедура, предусмотренная Бюджетным кодексом, и эти деньги обязательно вернутся из федерального бюджета в региональный. По мнению Ларионова, сегодня надо не цепляться к правительству по техническим мелочам исполнения бюджета, а вместе думать о том, как выправить бюджетный перекос. Чтобы показать, насколько сложна сегодняшняя ситуация, Ларионов, забегая вперёд, объявил, что в апреле текущего года в любом случае придётся собирать согласительную комиссию для обсуждения сокращения расходов. «С таким бюджетом мы 2011 год не пройдём», – пояснил министр.
309 миллионов никуда не делись
Тема истраченных не по назначению 504 млн, предназначенных селянам, и 309 млн для ТЮЗа вышла из думских стен и последнюю неделю очень горячо обсуждается общественностью. Критика действий правительства переросла в подозрения, подозрения перешли в обвинения. Чиновники отбиваются от депутатских претензий на всех уровнях. Вопрос прокомментировал и куратор строительного направления, заместитель председателя саратовского правительства Дмитрий Федотов. На пресс-конференции, состоявшейся в минувший четверг, он убеждал журналистов, что деньги ТЮЗа «никуда не делись»:
«Всё, что на строительство театра было выделено, на эти цели и направлено. Задача не в том, чтобы эти средства освоить. Это сделать не сложно. Задача в том, чтобы качественно построить современное и красивое здание. Строительство любого театра ведётся по уникальной технологии. Сначала строится здание вместе с внешними инженерными сетями. После этого делается поставка и монтаж сценического светового и звукового оборудования, затем – поставка и монтаж инженерного оборудования, после – финишная отделка, затем – мебель и благоустройство.
Если бы речь шла просто об освоении денег, то можно было бы купить оборудование, а потом его продать, потому что оно не подошло, можно сделать прекрасную финишную отделку, а потом её всю раздолбить при монтаже сценического и технического оборудования. Можно даже кресла купить и поставить в зал, потом всё это вскрывать и под ними проводить все коммуникации. Но такое освоение денег я считаю неэффективным».
Дело о 504 миллионах
С деньгами, предназначенными для субсидий сельхозтоваропроизводителям, пострадавшим от засухи, тоже возникла некоторая путаница. Депутаты областной думы и поддерживающие их коллеги из Госдумы, требуя привлечь к ответу всех правительственных вредителей, упирают в основном на то, что второй целевой транш из федерального бюджета был израсходован правительством нецелевым образом. Как выяснилось, это не совсем так.
Второй денежный транш на поддержку селян поступил в Саратовский регион ещё в октябре. Сумма в размере 385 миллионов была в полном объёме выплачена получателям субсидий. В декабре 2010 года в Саратовскую область из центра пришло ещё 538 миллионов рублей. У этих денег было целевое назначение: 488 миллионов – на развитие молочного животноводства, 50 миллионов – на развитие мясного животноводства. И эти деньги, по заверениям чиновников, перечислены сельхозтоваропроизводителям в полном объёме.
Спорная сумма в 504 миллиона складывается из 337 миллионов дополнительной дотации на поддержку пострадавших от засухи селян и 167 миллионов бюджетного кредита, взятого областью в федеральном центре. Они пришли очень поздно, и их просто не успели выплатить по назначению до конца 2010 года.