«Если для вас 500 рублей – деньги, приходите»

Оценить
Государственные субсидии помогают пенсионерам справляться с ростом цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги

С 19 января в районных отделах субсидий начался новый годовой цикл денежных выплат малообеспеченным категориям граждан. В центре социальной поддержки населения нам сообщили, что основные получатели – пенсионеры. Другие категории граждан очень редко подают заявления на субсидирование своих коммунальных платежей бюджетными деньгами.

Авторы: Ибрагим Бурханов, Расим Заитов

В коридоре Волжского отдела субсидий сидели три человека преклонного возраста. По их словам, больших очередей здесь давно не бывает. Все желающие попасть на приём к специалистам записываются предварительно по телефону. В завязавшемся разговоре пожилые люди негодовали на рост квартплаты. Сказали, что опасаются нового роста тарифов на жильё, которое устроят, по их сведениям, уже в феврале управляющие компании.

В связи с этими новыми платежами пенсионерка бранила почему-то не управляющие компании, а всю нынешнюю власть вместе взятую. «В моём доме уже 35 лет не было ремонта, а ежемесячно с нас собирают по триста рублей». Другая претендентка на субсидию пришла оформлять документы впервые. После недавней смерти супруга она теперь живёт одна в двухкомнатной квартире, и вот узнала от соседей, что ей полагается материальная государственная помощь. «Пусть даже двести рублей дадут, и то хорошо», – говорит она. Любая прибавка к пенсии не помешает.

Из разговоров с бабушками стало понятно, что денежные выплаты могут составлять и более тысячи рублей. Это зависит от размера пенсии, площади квартиры и от того, имеет ли гражданин дополнительные льготы. Все получатели субсидий планируют использовать полученные денежные средства по назначению – на оплату жилья. Процесс оформления заявок очень прост. Из кабинета в кабинет ходить не нужно. Достаточно собрать необходимые документы и прийти в назначенный день.

В отделе жилищных субсидий по Фрунзенскому району утром 19 января по пустому коридору шёл мужчина средних лет. Он неуверенно открывал двери кабинетов и интересовался, где оформляют субсидии. Обнаружив нужную дверь, зашёл в кабинет. Через минуту вышел и внимательно стал смотреть на стену, где висела информация, необходимая для оформления социальной помощи. Сделал несколько заметок в записной книжке и неохотно сообщил, что «недавно узнал от знакомых, что здесь можно получить прибавку к зарплате».

Через несколько минут из того же кабинета вышел добродушный пожилой человек. Пенсионер с удовольствием согласился пообщаться и рассказал, что давно слышал о выдаче субсидий, но вот воспользовался впервые. Он живёт в двухкомнатной квартире вместе с супругой, у которой пенсия очень маленькая. Им на двоих с начала марта пообещали выплачивать субсидию от государства 400 рублей ежемесячно.

«Достали уже!» – вдруг в сердцах сказал мой собеседник и начал в подробностях перечислять, как повысились тарифы за свет, воду и газ. «Хорошо, что у меня, ветерана, есть дополнительная скидка на 50 процентов. А как жить тем, у кого её нет?» – продолжал он и не раз вспомнил добрым словом советские времена, когда коммунальные услуги стоили в десятки раз дешевле. Потом улыбнулся и, возвратившись в сегодняшний день, сказал, что всё оформляют быстро.

В отделе субсидий по Октябрьскому району на улице Рабочей, 29, видны следы затяжного ремонта. Он практически сделан, но остались различные незавершённые мелочи. Комфортные условия для посетителей вроде бы созданы – вдоль стен стоят скамейки. Однако перед тем, как на них сесть, необходимо удостовериться, нет ли на поверхности строительной пыли. Посетителей не очень много. Как сообщили сотрудники отдела, «эпоха очередей» прошла благодаря системе записей на приём. Можно записаться и по телефону. Можно прийти и без записи, если нет никого – примут.

«Стоит ли ходить-то за этими вашими деньгами?» – интересуется у сотрудников отдела пенсионерка, впервые пришедшая узнать про субсидии. «Если для вас 400–500 рублей – деньги, то приходите», – отвечают ей. Прошу её подумать не сходя с места и сказать ответ мне. Она говорит про книжечку ветерана труда и тыла, про то, что у неё есть льготы, что живёт одна, муж умер. Дети помогают, но сами тоже живут «не очень». «Всё дорожает – продукты, медикаменты, услуги ЖКХ, – рассуждает женщина вслух. И вдруг понимает, что субсидия её не спасёт, и формулирует: «Ходить устанешь за такие копейки».

«Сначала начисляли по 1300 рублей, затем по 800. Теперь даже не знаю, сколько начислят», – говорит уже не мне пенсионерка, оформляющая субсидии третий раз. Очередь как-то незаметно переключается на привычный для всех очередей разговор о трудностях жизни. «Муж болеет, я тоже на лекарствах сижу. Всё вокруг дорожает, а субсидии уменьшились. Непонятно, как они рассчитывают прожиточный минимум», – вторит ей соседка. А третья вспоминает совет сына «не ходить по всяким отделам, потому что себя только замучаешь». Большинство пенсионеров на скамейках вспоминают советские времена, когда «хоть было куда пожаловаться на несправедливость».

Пенсионерка Ольга Никифоровна уже пять лет оформляет субсидии. Она в этой очереди самый компетентный эксперт. Смущает сидящих информацией о том, что «по телефону ей говорят одно, а приходишь – не сразу оформляют, так как документов не хватает». Ветеран труда жалуется на грубость сотрудников и на то, что они понапрасну людей «гоняют частенько». Но больше всего её расстраивает то, что в подразделении по предоставлению мер социальной поддержки, оказывается, «не доверяют отделам субсидий», заставляя пенсионеров проверять правильность начислений.

Из очереди корреспондент «Газеты недели» ушёл под нажимом отдельского начальства. Сначала на меня просто косо смотрели, а узнав про редакционное задание, сказали, что «начальство ругается из-за того, что я сижу на скамейке перед кабинетом». Испытывать терпение начальства дольше не стал и отправился к следующему пункту маршрута.

В отделе субсидий по Кировскому району на улице Посадского, 271, после обеда в небольшом холле сидели семь человек, и все по записи. Процесс организован по-военному чётко. Из-за железной двери выходит специалист и называет фамилии тех, «кому назначено». Если таковых нет, то приём начинается в порядке живой очереди. И здесь мне легко рассказывают, что пришли кланяться не из-за хорошей жизни: «С нас дерут три шкуры за услуги ЖКХ».

Бойкая пенсионерка рассказывает, что у неё отпало все желание оформлять субсидию после чиновничьего крючкотворства, где учитывается всякая мелочь: «дом не 9-этажный, а пяти-; кирпичный, а не панельный и т. д.». На свою жизнь она не жалуется, пенсии ей хватает: ветеранские надбавки есть, а где-то просто экономит. В коридоре на деревянной скамейке сидит из-за брата, у которого «пенсия маленькая».

От разговоров про беды отсутствующего брата перешли к конкретным подсчётам. Выяснилось, что чаще всего плата за квартиру составляет от трёх до четырёх тысяч рублей.

Узнать у сотрудников отделов субсидий размеры спроса на государственную услугу и динамику его роста не удалось. В ответ на все вопросы нас направляли за комментариями в городской центр субсидий.

В городском центре жилищных субсидий на Первомайской, 47/53, дали сухую информацию о том, что по сравнению с предыдущим периодом изменения произошли только в количестве получателей. По сравнению с 2009 годом в 2010-м их число увеличилось на пять процентов. В целом правила получения пособий остались такими же. Заявление могут подавать только те граждане, у которых нет задолженности по оплате.

Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг назначается на шесть месяцев, после чего заявителям необходимо собрать соответствующий пакет документов и обратиться в районные сектора субсидий по вопросу переоформления. Субсидии начисляются после учёта доходов всех членов семьи.