Подарок №1 положат под ёлочку

Оценить
Гражданам России предстоит год ожидания ответа на главный вопрос

Конец января. Ещё осталось время поговорить о том, каким, возможно, будет этот год. Тем более что можно посмотреть на некоторые январские и предновогодние события. Застольная примета «Как встретишь новый год – так его и проведёшь» распространяется не только на гастрономию и употребление горячительных напитков.

На ручнике

Но сначала о грядущем юбилее. Скоро исполнится год с того дня, когда тогдашний глава городской администрации Вячеслав Сомов развеселил всю страну и ещё больше обозлил саратовцев. Провалившийся «проект партии», видя полную импотентность городских служб, сам вышел с лопатой на засыпанные снегом улицы.

Между тем смеялись зря, ибо нам наглядно и доходчиво продемонстрировали пример ручного управления. В тот раз – городским хозяйством. Но есть – на разных уровнях – примеры ручного управления экономикой, социальными процессами, ручного решения чрезвычайных ситуаций. Результат, правда, выходит тот же, что и у Сомова. Вмешательство первых лиц способно (и то не всегда) решить проблему на каком-то узком участке, но не разрулить ситуацию целиком.

Если провести небольшой исторический экскурс, то традиции ручного управления заложены в нашей стране Никитой Сергеевичем Хрущёвым. Неугомонный первый секретарь ЦК КПСС учил художников рисовать, скульпторов лепить, поэтов писать стихи. С рок-музыкантами разве что не встречался по причине отсутствия таковых в годы его правления. Ещё Хрущёв любил ездить по полям, лично измерял кукурузные стебли и был счастлив, если кукуруза была выше его. Хотя первый секретарь, надо сказать прямо, был невысок.

Последующие правители СССР и России не были столь мобильными – когда по причине здоровья, когда по склонности к сибаритскому образу жизни. Хотя ветераны саратовской журналистики помнят визит на один из наших заводов – в середине восьмидесятых – премьера Николая Александровича Тихонова. Пожилого – под восемьдесят – человека буквально под руки водили по цехам. Впечатления, что он понимает происходящее, не создавалось.

В нашей родной области было два стиля ручного управления. Дмитрий Аяцков с реальным интересом мотался по полям, измерял глубину посевов, мог обматерить нерадивого тракториста, только что сам в трактор не садился. Хотя было видно – тянуло. Вне аграрного сектора – на фабриках или заводах – ДФ вникал во все детали, по всей видимости, движимый здоровым любопытством. Ему действительно было интересно. Как пекут хлеб, шьют одежду, собирают электронные приборы.

Когда Павел Леонидович Ипатов с отсутствующим видом ковыряет носком фирменного ботинка ком земли на наших бескрайних полях, не торопитесь обвинять его в равнодушии. Думаю, он реально не понимает, зачем это нужно. Сказали, что входит в набор губернаторских функций, – вот он их и исполняет. Но смысла не видит. Причина в накопленном прежде опыте.

На атомной станции директор не ходит смотреть, как слесарь-ремонтник завинчивает гайку, не контролирует и не проверяет процесс завинчивания. Для этого есть бригадир, мастер, мастер ОТК, начальник участка и так далее. Но считается, что большой руководитель должен быть близок к народу, вот Ипатов и сближается. Как может. Тем более что старшие товарищи постоянно подают пример.

Судите сами: в конце прошлого и начале нынешнего года премьер-министр, подменяя профильных министров, счёл нужным лично вмешаться в шереметьево-домодедовский коллапс, процесс восстановления энергоснабжения Подмосковья, освобождение судов, застрявших во льдах Сахалинского залива, поиск спонсоров для автогонщика Виталия Петрова. Это только то, что показали по ТВ.

Спору нет, на телеэкране выглядит эффектно: премьер посылает министра энергетики Сергея Шматко и губернатора Московской области Бориса Громова провести Новый год в обесточенных деревнях. Но насколько лучше стали работать электрики от этого новогоднего визита? Да, чиновничьи рапорты вверх по вертикали прямо-таки источали оптимизм: завтра, крайний случай послезавтра свет появится везде или почти везде. На деле работы продолжались практически до середины января. Теперь же говорят, что для модернизации, а по сути строительства заново системы электроснабжения Подмосковья нужны годы и триллионы рублей. Оказывается, что ни в лихие девяностые, ни в сытые нулевые никто ничего в этом направлении не делал.

Да и с пароходами неясно получается. Публицист Юлия Латынина утверждает, что все проволочки в проведении спасательной операции (а была в ней особая необходимость?) вызваны были переговорами между двумя компаниями. Одна – владелец ледоколов, второй принадлежат застрявшие суда. Пока сговаривались о цене, ледоколы ждали приказа. Но не из Кремля, а от своих хозяев.

Представляется, что наступивший год явит нам множество примеров ручного управления в самых различных отраслях. Что-то, видно, происходит с вертикалью власти, если премьер лично курирует строительство домов для погорельцев и грозит отслеживать процесс в режиме онлайн. А теперь ещё, став председателем оргкомитета по проведению футбольного чемпионата, будет сам контролировать строительство стадионов, гостиниц, аэропортов и прочей инфраструктуры. Может, иначе и нельзя, но зачем нам тогда полчища чиновников?

Ручником водители называют ручной тормоз. Но вполне возможно, что это слово распространится на все сферы нашей жизни. И будет означать ручное управление. Не меняя при этом своего первоначального смысла.

Правда, ложь и предвыборная агитация

Чем ещё будет отличаться наступивший год? Думаю, нам будут меньше говорить правды. Имею в виду прежде всего основное средство окучивания населения – большие каналы нашего ТВ. Уже январь был богат на примеры. Вот в Сахалинском заливе, подав сигнал бедствия, пропадает шхуна «Партнёр». Глава Росрыболовства Андрей Крайний, ничуть не смущаясь, сообщает населению страны, что со шхуной ничего не случилось. Это, дескать, обычные браконьерские штучки. Они специально подают SOS, чтобы сбить с толку рыбоохрану, запутать следы. А потом к берегу стало прибивать трупы моряков с «Партнёра».

Нет, я понимаю, что как рабочую версию подачу ложных сигналов можно было рассматривать внутри ведомства, но зачем спешить с заявлением на всю страну? Кстати, никакого опровержения со стороны Росрыболовства и его начальника так и не последовало.

Другой пример – подмосковный блэкаут. Важный чин из Мособлэнерго опять же по центральным каналам и опять же на всю страну винит в замедлении ремонтных работ неких вандалов. Они украли двести метров провода. Воровать, конечно, плохо, но, господа, у вас восемнадцать районов оставались без света! Сравните масштабы.

Ещё нас – саратовцев – ждут сразу две избирательных кампании. В марте в городскую думу, в декабре – в думу Государственную. Вот уж насмотримся, наслушаемся, начитаемся. Хотя основной мотив понятен: жизнь под руководством правящей партии становится лучше день ото дня. А если мы отдадим ей свои голоса, она – жизнь – станет вообще прекрасной и удивительной. Отдельно, прямо-таки как алмаз, засверкают итоги выборов, в которые никто уже, как представляется, не верит – от рядового избирателя, по привычке забредшего на участок, до самого председателя Центризбиркома г-на Чурова. Впрочем, победители на сомневающихся и неверящих будут смотреть свысока – не верите и не надо. Сильно возмущены – пожалуйте в наш самый независимый в мире суд.

Первые перлы уже можно отыскать в газетках, которые сейчас разносят по квартирам. То отчаянное утверждение, что Саратов может стать одним из городов проведения чемпионата мира по футболу. Та смелая мысль, что Чубайс и Березовский – суть одно и то же – грабители российского народа. Но позвольте, Анатолий Борисович – чиновник высокого ранга, руководитель госкорпорации, а Борис Абрамович – так, лондонский изгой. По крайней мере один из них может смело подавать в суд. И опыт прежних кампаний подсказывает, что дальше будет ещё интереснее, ещё «правдивее».

Операция «С Новым годом»

Самое главное событие 2011-го отложено под конец года. Это объявление преемника нынешнего президента. Несколько слов, сказанных кем-то из руководителей государства, заменяют нам главные выборы страны. Но ничего, мы привыкли. Сейчас же никакой ясности нет.

Политологи гадают: по состоянию на ноябрь вроде бы Путин, по ситуации в декабре, кажется, Медведев. Пока члены тандема демонстрируют нам почти полную идентичность политических взглядов. Но всё-таки Дмитрий Анатольевич более мягок в политических оценках, даже назвал Немцова и Лимонова политиками, к которым тоже стоит прислушиваться. (Вскоре после этого оба загремели на пятнадцать суток.) Владимир же Владимирович резко и афористично говорил о «дубинах по башкам» и о движении в сторону моря, «стуча копытами».

Реальное это расхождение во мнениях или заранее расписанные роли злого и доброго следователя – никто толком не знает. Помощник Медведева Аркадий Дворкович в своём онлайн-интервью назвал вопрос о наличии двух команд во власти «неинтересным». Хотя сам в том же интервью сказал немало занимательного. Например, о том, как неясность, кто будет руководить страной, отражается на экономических показателях.

«Отток капитала в прошлом году был значительным. По предварительным оценкам ЦБ, почти 40 миллиардов долларов. Причём, по экспертным оценкам, в прошлом году появилась новая тенденция – отток капитала менее значительными средними суммами в большей степени из регионов, а не из Москвы. Это свидетельство – подтверждение тем выводам, которые в том числе сделал президент, говоря о том, что у нас очень плохой инвестиционный климат. Люди, покупающие иностранную валюту, предприниматели, те, кто осуществляют финансовые инвестиции, оценивают также как очень плохой. И что многие действительно не видят перспектив ведения бизнеса и инвестиций внутри РФ...

Связано ли это с предвыборной неопределённостью? Возможно, отчасти да. Многие связывают свои планы в том числе с тем, кто будет министром в данной конкретной отрасли промышленности, с тем, какие планы будут реализовываться, у нас далеко не всегда совпадают точки зрения разных людей на эти вопросы…»

Простите, что вслед за одной цитатой сразу же последует другая. Но кто лучше помощника президента может пролить свет на кандидатуру будущего президента? Вот Аркадий Владимирович и вносит ясность:

«В интервью «Би-би-си» я высказывал исключительно своё личное мнение. И повторю, что, конечно, на выборы президента в 2012 году и на решение того или иного кандидата идти на выборы будут влиять все перечисленные факторы – состояние экономики, успехи в работе и общественное мнение. Каким будет сочетание этих факторов к концу 2012 года, не берусь сейчас прогнозировать. И рассуждать о том, кто именно пойдёт на выборы, считаю бессмысленным. И президент, и председатель правительства не раз высказывались на эту тему и сказали достаточно, чтобы была пища для размышления специалистов на эту тему».

Вот и получается, что практически за год до выборов президента у нас вместо кандидатов и главного кандидата, побеждающего со стопроцентной гарантией, есть «пища для размышлений». И в традициях нашей политики приоткрыть завесу где-нибудь 31 декабря. Вместе с другими новогодними подарками.